Елена Прохорова
Конспект открытого занятия «Зимние забавы и праздники»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие : «Зимние забавы и праздники».
Цели: - учить детей отвечать на вопросы
- развивать навык словообразования
- прививать любовь к поэтическому слову
- систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях;
- активизировать словарь по данной теме;
- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе;
- формировать интерес к традициям и обычаям русского народа;
Публикация «Конспект открытого занятия „Зимние забавы и праздники“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Зимние забавы. Сценарии
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- воспитывать через знакомство с праздниками такие духовно-нравственные качества, как доброта, любовь к ближнему, милосердие, терпимость, трудолюбие;
- развивать речевую и познавательную активность;
- расширять кругозор детей.
Словарь: Снежная, морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной, Рождество, Святки, Крещение, Иордан.
Оборудование: Сундучок с деталями домика, елочка, снежинка, мячик, тарелочки с мукой, картинки с изображением народных гуляний.
Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение стихов и пословиц, чтение рассказа Топелиуса «Три ржаных колоска», наблюдение за погодой на прогулках.
Ход занятия
I Организационный момент
Стали дни короче
Солнце светит мало
Вот пришли морозы
• Пришла к нам долгожданная зима, она прислала нам свой подарок - сундучок
Ребята сколько вопросов и загадок в этом сундучке, мы с вами должны на них ответить.
II Закрепить признаки зимы
–Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.
- Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.
-Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)
- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)
- Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю.)
- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)
- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает ложится. (Воспитатель заглядывает в сундучок)
- Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб.
- А здесь еще что-то лежит.
- Это домик и он рассыпался. Зимушка хочет, чтобы мы его собрали, но для этого нужно выполнить все задания, а сундучок отдаст нам детали домика, а вы его сложите.
III Игра «Закончи фразу»
(Достается конверт с заданием)
-Ребята помогите закончить фразу
Скрипит….(снег) морозный…. (день) замерзла…. (река) снежная…. (зима) ударили (морозы) ледяной …. (ветер)
Хрустит….(снег) скользкая…. (дорога) дует …. (ветер) холодное….(утро) метет …. (метель)
- А вот и первая деталь домика (дети прикрепляют сруб дома на мольберте.)
IV Игра «Доскажи словечко» (Из сундучка достается свиток)
- Посмотрите, а вот и еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.
Тихо, тихо как во сне падает на землю…. снег
С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки
На поселки, на лужок все снижается…снежок
Вот веселье для ребят все сильнее…снегопад
Все бегут в перегонки все хотят играть в ….снежки
Словно в белый пуховик нарядился… снеговик
Рядом снежная фигурка это девочка…. снегурка
На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…. снегири
Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…. снег
- Какие слова вы добавляли? (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири)
- Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот и новая деталь для домика (дети крепят ее на мольберте)
V Физминутка
Выпал беленький снежок, соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши
Ловим снег - холопок в ладоши.
Руки в стороны по швам.
Хватит снега нам и вам.
VI Чтение стихотворения Н. Елкиной «Звездочка-малютка»
- Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка - малютка.
Легкая, узорная звездочка - малютка
Ты лети мне на руку
Посиди минутку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
-Что же это за звездочка? (это снежинка)
- Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)
- Как автор описывает снежинку? (легкая, узорная)
- Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)
- А можете вы показать как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль)
- Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна. Улыбнитесь ей, она засверкает на солнышке новой звездочкой.
- А сундучок приготовил нам еще одну деталь домика (ребенок прикрепляет ее к мольберту)
VII Игра «Скажи правильно» (На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)
- Посмотрите это снежинка, она такая легкая и воздушная, что летает, где захочет. Ребята, посмотрите на снежинку и закончить предложение.
(воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)
Снежинка упала…. под елку.
Снежинка лежит…. на ветке.
Снежинка опустилась ….за елкой.
Снежинка лежит…. около елки.
-Молодцы, ребята справились и с этим заданием. Сундучок отдал нам крышу.
(Ребенок крепит ее к домику)
VIII Образование слов с уменьшительным суффиксом.
- Снежинка так долго летала, что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.
(Дети изображают, как они замерзли)
-А теперь, давайте погреемся. (Дети ловят мяч, дают ответ воспитателю)
Снег….снежок ветер…. ветерок
Звезда…. звездочка солнце…. солнышко
Облако….облачко снежинка…снежиночка
Зима….зимушка елка….елочка
-Как хорошо мы погрелись и слова новые придумали.
-Ребята, а чего- то нет у нашего домика? (Трубы)
(Дети достраивают дом до конца)
IX Образование прилагательных от существительных
-Дом вы сложили из снежных деталей.
-Какой это дом? (Снежный)
-А если мы будем строить его изо льда. Какой будет дом? (Ледяной)
-Ребята, а кто в таком домике может жить?
-А нам этот дом подойдет (Нет.)
-Почему мы не можем жить в таком доме? (В нем холодно)
-Кого же нам пригласить жить в этом домике (Деда Мороза и Снегурочку)
-Но они не найдут к нему дорогу, надо им помочь.
XI Рисование снежинки пальчиком
-Дорогу мы с вами сделаем сами.
-Нарисуем пальчиком снежинку на дне тарелочки.
(Дети рисуют пальчиком снежинку по кукурузной крупе)
(Тарелочки выкладываются дорожкой к мольберту, дети рассматривают рисунки.)
-Красивые получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг на друга.
• Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии. А Дед Мороз и Снегурочка обязательно придут к нам по снежной дорожке с подарками к Новому году.
Ребята, а вы согласны, что зима – это волшебное время года? Зимой много праздников, зимой можно веселиться, играть.
Посмотрите на картинки. Как на Руси в старину гуляли люди? (ответы)
-катались на санях
-катались с горки
-катались на коньках
-играли в снежки
А сейчас как можно провести зимний день? (ответы)
• Давайте вспомним, какие праздники мы отмечаем зимой.
- Новый год. Перед новым годом в каждом доме, в каждом городе и в каждой семье наряжают зеленую ель красивыми шарами, игрушками, мишурой и гирляндами. В новый год можно всей семьей сходить на веселый праздник, говорят так — сходить на елку. Там можно послушать музыку, потанцевать, поесть вкусностей, и, если повезет, встретить настоящего Деда Мороза и Снегурочку.
Дед Мороз приезжает из далекого края. Он везет с собой огромные мешки подарков для детей, которые он заготавливает целый год. 31 декабря ровно в 12 часов ночи пробьют куранты — это большие часы, которые показывают по телевизору на каждый Новый год. Звон этих часов говорит о наступлении Нового Года. В это время надо загадать желание — оно обязательно сбудется!
На Руси верили, что как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому на Новый год нельзя заниматься тяжелой работой. Зато нужно украшать свой дом, накрывать изобильный стол, одевать все самое новое и красивое и, конечно, дарить подарки!
- Рождество. Давным-давно это было. У нас на Русской земле стояла суровая зима, трещали морозы, все было покрыто белым пушистым снегом. А в далекой южной стране Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, в городе Вифлиеме родился младенец – Иисус Христос. Родился он не в царских палатах, не в теплом богатом доме, а в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли домашних животных. По-другому эта пещера называется вертепом.
Вот здесь-то у Девы Марии родился сын.
Вся природа радовалась рождению чудесного младенца, даже животные в пещере старались согреть его своим дыханием.
А в небе зажглась необычайно красивая, большая звезда. Именно она возвестила всему миру о рождении Спасителя. С неба спустились Ангелы и сообщили радостную весть пастухам, которые находились неподалеку. И пастухи немедленно отправились поклониться Божественному Младенцу.
• Предлагаю вам посмотреть мульфильм об этом.
Рождество мы празднуем до праздника Крещения. Это время называют Святки. От какого слова образовано слово «святки»? Правильно. По-другому можно сказать, что это святые дни. На святки люди веселятся, ходят друг другу в гости, а еще стараются сделать как можно больше добрых и хороших дней.
• Подумайте и скажите, какие добрые дела сделали или можете сделать вы?
Подготовка к святкам шла заранее. Подыскивали избу, убирали ее, украшали, мастерили маски и костюмы ряженых. А самым веселым были колядки. Молодые люди и дети наряжались, обходили дома, славили хозяев, а за это просили пирогов да сладостей всяких. После того, как хозяева выносили угощение, колядовщики благодарили их и уходили к следующему двору (дому). Когда все дома были пройдены, дети собирались в одном доме и угощались всем тем, что наколядовали. А потом пели песни, частушки.
• Предлагаю вам послушать, как пели колядки.
Так Святки продолжались до Крещения. Вечерок Крещенский – вечерок особый! Крещение – последний день зимних Святок.
Ребята, а вы знаете, что это за праздник, Крещение? (ответы)
Давным-давно, на реке Иордан принял крещение Иисус Христос. По преданию, когда Он вышел из воды, с небес к нему прилетела голубка, т. е. ангел в образе птицы спустился, чтобы стать Его хранителем. С тех пор на всей планете, где живут Православные Христиане, верующие празднуют день крещения. В этот день в церквях святят воду, а еще люди собираются в шествия под названием «Крестный ход».
• Посмотрите, как на Руси праздновали этот день.
Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?
- какие зимние праздники мы вспомнили?
- что это за время – Святки?
- что такое колядки?
- почему мы особенно любим эти праздники?
- какие дела люди стараются делать в эти волшебные праздники?
- что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?
На этом мы заканчиваем нашу беседу о зимних праздниках. Я дарю вам эти праздничные наклейки в память о новом годе и рождестве.