Елена Шакурова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в волшебный мир театра»
27 марта отмечался международный день театра. По этой теме я проводила открытое занятие на конкурс "Воспитатель года" в старшей логопедической группе. Предлагаю сценарий этого мероприятия.
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, речевое развитие.
Тип занятия : интегрированное.
Цели:
- познакомить детей с понятием «театр».
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Путешествие в волшебный мир театра“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Образовательные задачи:
- пополнять и активизировать словарный запас по данной теме;
- учить импровизировать в играх-театрализациях, передавая движениями, жестами, мимикой свое настроение;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к театрализованной деятельности;
- расширять представление о правилах поведения в общественных местах.
Развивающие задачи:
- мимическую мускулатуру;
- развивать диалогическую и монологическую речь детей;
- отрабатывать интонационную выразительность речи;
- побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, мимику) для создания художественного образа;
- совершенствовать умение управлять своими эмоциями;
- развивать фантазию и воображение.
Методы: наглядный, словесный, игровой, практический.
Ход НОД:
Дети встают в круг и вместе с воспитателем проговаривают слова:
Настроение наше каждый день меняется,
Потому что каждый день что-нибудь случается.
То мы злимся, то мы улыбаемся,
То грустим, то удивляемся.
То бывает, посидим,
Помечтаем, помолчим.
А теперь, дети, давайте поздороваемся друг с другом и нашими гостями:
Нам здороваться не лень,
Всем Привет и Добрый день.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
(Поворачиваются к гостям и говорят «Доброе утро!»
Воспитатель рассматривает театральную афишу. Приглашает детей подойти к ней. Показывает афишу детям.
- Ребята, как вы думаете, что это?
Ответы детей: картина, рисунок…
Воспитатель: Это театральная афиша. Но что же такое афиша? Афиша — объявление о спектакле, вывешиваемое на видном месте. В ней содержатся данные о месте и времени спектакля, его название и данные о том, кто каких персонажей в спектакле играет. Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие. А вот место, куда мы с вами отправимся, попробуйте угадать сами.
Там занавес трепещет,
И лампочки дрожат.
Там звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.
Что это за волшебное место? (Театр)
А вы знаете, что такое театр? Что происходит в театре? Что показывают в театре?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Кстати, несколько дней назад, 27 марта отмечался международный день театра. Я предлагаю вам совершить путешествие в удивительную необычную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери.
Но для того, чтобы попасть в театральную страну, нужно произнести волшебные слова.
Звучит волшебная музыка
Если мы глаза закроем,
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем,
О котором не забудем.
(Дети проговаривают заклинание) .
После садятся на стульчики. (по своим билетикам)
Воспитатель: Ну что же, все расселись по своим местам. Самое время познакомится с историей театра. (показ слайдов)
Слово «театр» греческое. Означает оно и место, где проходит зрелище, и само зрелище. Театральное искусство возникло более двух с половиной тысяч лет тому назад в Древней Греции. Жители этой страны строили театры под открытым небом, в театре была сцена и высокие зрительские места. (слайд №1)
Прошли годы, и сейчас в каждом городе есть современные театры — это красивые огромные здания. (слайд №2)
Но как же мы можем попасть в театр?
(слайд №3) Прежде чем пройти в здание театра, нужно купить билет в театральной кассе.
И вот мы все с билетами проходим в вестибюль. (слайд № 4) Как здесь всё красиво, загадочно и культурно. В народе говорят: «Театр начинается с вешалки!» Давайте пройдём в гардероб. (слайд №5) Нас вежливо обслуживает гардеробщица, принимает одежду, выдаёт взамен неё номерки, которые нельзя терять.
После этого мы попадаем в зрительный зал
(слайд № 6)
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
Поднялся занавес и вот
Всех нас спектакль в гости ждет.
Воспитатель: Вы хотите быть хорошими зрителями? Тогда познакомимся с правилами поведения в театре. Ой, кажется, я слышу чьи-то шаги! Кто бы это мог быть! (заходит Золотая маска)
Смотрите, ребята, к нам в гости пришел кто-то из театра.
Золотая маска:
Здравствуйте, здравствуйте,
Дорогие зрители! Я — Маска,
Представление увидеть не хотите ли?
Что же тогда ногами не топаете, не кричите, не хлопаете?
Ох, и посмеюсь я над вами,
Да так, что расхохочетесь сами.
Говорят, что муравей
Самый сильный из зверей.
Это правда?
Говорят, усатый кот
Дружно с мышками живет.
Это правда?
Говорят, петух в лесу
Скушал рыжую лису.
Это правда?
Черепаха, говорят,
Обгоняет всех подряд.
Это правда?
Ребята, а хотите, я научу вас дразнится? Я буду называть имена, а вы придумывайте дразнилки. Например, дядя Федя — съел медведя. Аришка-мартышка!
Воспитатель: так, стоп, стоп, стоп! У нас приличные дети, и дразнится они никогда не будут. И тебе, Маска, следовало бы вести себя приличнее!
Золотая Маска: Хорошо, хорошо! Просто в театре я все время серьезная и воспитанная, а тут в детском саду можно немного и пошалить!
Воспитатель: Золотая Маска, раз уж ты пришла к нам в гости из театра, может тогда познакомишь наших ребят с правилами поведения в театре? А то я боюсь, что они там никогда не были, вдруг они не знают, как себя там надо вести.
Золотая Маска: Ладно, познакомлю.
На экране появляются картинки правил поведения в театре. Дети их рассматривают и с помощью воспитателя сформировывают правила поведения в театре.
1. Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Нельзя во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – Вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров.
2. Важное правило – приходить вовремя. Нужно успеть спокойно, раздеться самому и помочь раздеться другу, поправить причёску перед зеркалом.
3. В театр приходят красиво одетыми, ведь это праздник.
4. Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов аплодисментами. Если не понравился, не стоит кричать, шуметь и топать ногами. Можно просто уйти, даже после 1-го действия, в перерыве.
5. Нельзя в театре занимать чужие места!
6. Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.
7. Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта.
Воспитатель: Ну, вот правила вы знаете. Теперь давайте немного познакомимся с тем, какие же бывают театры.
Театры бывают различного назначения. В драматическом театре показывают спектакли весёлые и грустные. В театре оперы и балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть, языком танца. В опере актёры не разговаривают на сцене, а обо всём поют. В театре же юного зрителя проходят постановки для детей. Загримированные актёры на сцене исполняют роли персонажей в сказках или различных историях. В кукольных спектаклях - управляют куклами и озвучивают их своими голосами.
Я смотрю на разные лица.
Тот грустит, а тот веселится.
Кто -то спорит, а кто то мечтает.
Тот все знает, а этот не знает.
Выражение лица нам покажет
То, что сам человек не расскажет.
Для того, чтобы выразить характер героя, артисту необходима мимика. Мимика — это выражение лица. Мимика помогает изобразить и гнев, и страх, и радость, и удивление.
Ребята, а когда у вас бывает радостное настроение? (ответы)
А что может вызвать у человека грусть (ответы)
Мир эмоций тонок и многообразен. Чем эмоциональнее артист, тем он интереснее зрителю.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Покажи эмоции» (детям раздаются тарелочки с лицами с разнообразными эмоциями (радость, удивление, грусть, злость, восторг, испуг) Остальные дети должны отгадать, какую эмоцию передал ребенок)
Ребята, чтобы передать образ героя, актеру необходимо уметь выразительно двигаться. И еще актер должен хорошо владеть жестами. Что такое жест? (Жест — это характерное движение головой, или руками.)
Давайте и мы с вами попробуем пообщаться с помощью жестов
Я вам жест покажу,
В ответ я тоже жестов жду.
Игра «Повтори жест» (Задумчивость)
Молодцы, ребята, ловко справились с заданиями.
Игра “ Бабушка Маланья».
(Дети вместе со взрослыми становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями).
У Маланьи, у старушки, Дети движутся по кругу, держась за руки.
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей.
Все без бровей, Закрывают руками брови.
Вот с такими ушами, Показывают «большие» уши.
Вот с такими носами, Показывают «большой» нос.
Вот с такими усами, Показывают усы.
С такой головой. Показывают «большую» голову.
С такой бородой, Показывают «длинную» бороду.
Ничего не ели, Присаживаются на корточки.
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
( Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать).
Ребята, посмотрите, у меня есть волшебная коробочка. Как вы думаете, что в ней лежит? (ответы детей)
Открываю коробку, в ней — пальчиковые куклы.
Зачем в театре такие куклы? (ответы детей)
Эти куклы нужны для спектакля в кукольном театре. С их помощью можно показать любую сказку. Нужно просто надеть куклу на руку, и она оживет.
Воспитатель: Кто управляет куклами?
Дети: Кукловод
Воспитатель: А вы, ребята, хотите стать настоящими кукловодами? Кукловоды, вы готовы?
/звучит музыка «Аквариум» К. Сен- Санс /
Воспитатель: Дон река течёт, течёт.
А по тихому, по Дону,
Рыбки к берегу плывёт
Ребё нок 1: Здравствуй, рыбка, как дела?
Ребенок 2: Я дружок тебя ждала!
Ребё нок 1: Я пришла к тебе опять, буду я с тобой играть!
Ребенок 2: Я так рада, я так рада, мы пойдём с тобой гулять?
Ребё нок 1: Обязательно пойдём и с собой всех позовём!
Ребенок 2: Идём гулять! (плавают)
Рыбки плавают в Дону
Весело резвятся, дружно веселятся.
По воде спешат круги.
Рыбка, рыбку догони!
Влево, вправо, вниз и вверх –
На Дону беззвучный смех.
(Выплывает золотая рыбка)
Золотая рыбка: Я под камешком на дне за вами наблюдала в тишине. И артисты, и зрители, все были хороши, я исполню три ваших желания.
Воспитатель: Все загадали желания? Они обязательно исполнятся. (Дети загадывают желания)
Поклон зрителям.
Воспитатель:
Пришло время расставаться и со сказкой прощаться.
Но не нужно унывать, сказка вновь придёт опять.
Закрывайте глаза : раз, два, три,четыре,пять снова дома мы опять.
Золотая Маска. Вы, сегодня молодцы! Все артисты высший класс!
Принимаем в театр юного актёра вас!
Разрешите вручить вам свидетельство, о зачислении в театр юного актёра. (Зрители расписываются, и Золотая Маска вручает свидетельство о зачислении в театр юного зрителя).
Подведение итогов занятия.