Ирина Ермилова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Изобретатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды деятельности: Познавательная, речевая,продуктивная.
Программные задачи: Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Уточнять понятие «человек-изобретатель»; обогатить знание открытий и изобретений. Отрабатывать умение совместно выполнять задания, действия;закреплять умения слушать товарища, вести диалог.
Словарь новых слов:«человек-изобретатель», наблюдательность, целеустремленность,любознательность, изобретательность;
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: Рассматривание книги «Изобретения человека»Ю. Амченков. Чтение Р. Киплинга «Кот, который гулял где ему вздумается».,E.Ефимивский «Как птицы и растения, С тобою там и тут … Живут изобретения, открытия живут» Рассматривание парных картинок «От природы к человеку»
Оборудование и материалы: Портрет И. П. Кулибину, картинки иллюстрированных его изобретений, просмотр видео про изобретения Кулибина, краткий рассказ его биографии. Дидактическая игра «Изобретения человека». Аудио запись колокольного перезвона.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Беседа - рассуждение:
Давным-давно человек был очень близок к природе. Люди как-то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти преимущества. Например, человек заметил, что у кабана очень острые клыки, и решил себе сделать такие же: он изобрел… (нож.) Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные полезные предметы для себя и для других людей, и был изобретателем! Как про него можно сказать, какой он?
Изобретатель - такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Изобретатель был очень любознательным: все замечал, много наблюдал. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает. Как можно иначе, по-другому еще назвать изобретателя, как вы думаете (ответы детей)
- Действительно, изобретателя можно иначе назвать творческим человеком, его можно назвать умелым человеком, мастером своего дела, человеком - «золотые руки».
Обсуждение пословиц и поговорок:
Каков мастер - такова и работа.
Дерево дорого плодами, а человек - делами.
Умелые руки не знают скуки.
Дело мастера боится.
Рассказ:
Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер, умелец и изобретатель по
фамилии Кулибин. Он изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно,обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений. А вы хотите узнать, что он изобрел?
Загадки о изобретениях И. Кулибина
1. Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (велосипед)
2. Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (автомашина)
3. Я весь день жужжу-жужжу,
Ветерком тебя стужу. (вентилятор)
4. То снизу вверх, то сверху вниз
Он целый день послушно ходит.
Ты только к кнопке прикоснись -
Он тут же сам к тебе подходит. (лифт)
В школе вы подробно познакомитесь с его изобретениями.
Беседа
Очень многому человек учился у природы. Чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц? Да, человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги. Однако пытливый человек не успокаивался и придумал-таки диковинную птицу с неподвижными крыльями. Как называется эта чудо-птица? (Самолет) Самолет - это хорошо, но есть у него один недостаток: чтобы взлететь, ему нужна большая взлетная полоса. Это не всегда удобно. Однажды присмотрелся человек к стрекозе. Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу. Что же это за машина,похожая на стрекозу? (Вертолет)Как-то, поранив руку о колючки растений, он решил и себе сделать такие, чтобы использовать их в качестве … (иголок, наконечников для стрел, рыболовных крючков)
Дидактическая игра «Изобретения человека»
Воспитатель предлагает детям иллюстрации, им надо объединиться в пары и
объяснить свой выбор.
(Птица- самолет, стрекоза- вертолет, кактус- иголка швейная, рыба- ласты и т. д.)
- А что изобрел человек, глядя вот на одуванчик. Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится? (Полетят пушинки, как парашютики)
Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами. (Колокольчик и
колокол) Вы слышали когда-нибудь, как звонят колокола?
Слушают в аудиозаписи колокольный перезвон.
А колокольчик-цветок не звенит.
Даже загадка про это есть: Колокол колышется, а звона не слышится.
- Как вы думаете, что человек придумал, наблюдая за рыбами? (ответы детей) их обтекаемая форма помогла. Создать подводные лодки. Наблюдая за рыбьим хвостом,человек сделал ласты. Тело рыбы покрыто чешуей человек стал покрывать крыши домов черепицей. (Предлагаются иллюстрации) И таких примеров очень много. В природе Можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. Если кто-нибудь из вас еще найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.
Пословица гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Среди таких добрых дел – великие открытия и изобретения для всех людей.
Физминутка: «Что произойдет?»
Подними ладошки выше И сложи над головой.
Что же вышло? Вышла крыша. А под крышей - мы с тобой.
(Дети складывают руки над головой)
Подними ладошки выше,
А потом сложи другой. Кто же вышел?
Вышли гуси - Вот один, а вот другой,
(Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук)
Подними ладошки выше И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик. Мостик крепкий и прямой.
Игра- путешествие «Откуда пришел к нам предмет?»
Что вы узнали нового? Что вам запомнилось? Чем вам понравилось заниматься