Голубева Наталья Михайловна
«Сказка о весёлом язычке». Конспект открытого занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в средней группе
«Сказка о весёлом язычке».
Цель: формирование полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для дальнейшего правильного звукопроизношения.
Задачи:
Развивать артикуляционную моторику, умение удерживать артикуляционную позу, правильно и точно выполнять движения языка;
Работать над речевым дыханием;
Развитие памяти, внимания, наглядного и слухового восприятия;
Укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность;
Оборудование: карточки артикуляционной гимнастики (Мнемотехника Зубаревой Т. А., стихотворные тексты. Смайлики. Раскраски.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. К вам сегодня пришли гости, посмотрите на них, улыбнитесь им. А теперь все внимание на меня.
Соберемся дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об очень важном органе нашего организма. Но, о каком, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего! (язык)
Дети: это язык.
Логопед: Молодцы, угадали. Конечно, вы сразу догадались, это – язык. Это самый главный орган речи.
Логопед: Ребята, а для чего человеку нужен язычок?
Ответы детей.
Логопед: А где наш язычок живёт?
Дети: Во рту.
Логопед: Правильно, ребята. Присаживаемся на стульчики.
Основная часть.
Логопед: Чтобы ваш язычок стал ловким, выносливым и сильным его необходимо тренировать, выполнять специальные упражнения – зарядку, ведь если язык вялый, ленивый, то и говорит он некрасиво, неправильно. Поучим ваш язычок правильно, красиво говорить?
Дети: Да, согласны.
Логопед: Сегодня Весёлый Язычок познакомит вас со своим уютным домиком.
А весёлый он, потому что будет вам показывать интересные упражнения.
А помогать ему будете вы. (Логопед выставляет картинки на каждое упражнение).
Логопед: Давай послушаем сказку.
Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко. (Открыть рот). Потянулся к солнышку – поздоровался с ним. Потом поздоровался с травкой. (Улыбнуться, открыть рот, поднять язык к носу, затем опустить вниз к подбородку. Повторить 4-5 раз). Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? (Улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6 раз). Увидел Язычок, что погода хорошая, выбежал из домика, перелез через забор. (Упражнение «Заборчик»: губы растянуты в улыбе, верхние и нижние зубы обнажены). И хотел идти гулять, как вдруг услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок внимательнее и увидел ёжика. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. (Рот закрыт. Совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну сторону, то в другую). Поздоровался Язычок с ёжиком и побежал на детскую площадку. (Открыть рот. Широким кончиком языка быстро-быстро проводить по верхней губе вперёд-назад). Скатился с горки. (Улыбнуться. Открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Вытянуть язык горкой. Повторить 4-5 раз). Покачался на качелях. (Улыбнуться, открыть широко рот. На счёт раз – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт два – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз). И обежал на футбольное поле. (Открыть рот. Широким кончиком языка быстро-быстро проводить по верхней губе вперёд-назад). А там ребята играли в футбол. Язычок тоже захотел с ними поиграть. Забил сначала один гол, потом ещё один, и ещё(Рот закрыт, напряжённый язык упирается то в одну щёку, то в другую щёку так, что бы под щекой надувались «мячики»). Ребята поиграли в футбол и побежали купаться на речку. (Широким кончиком языка быстро-быстро проводить по верхней губе вперёд-назад). Прибежали к реке и увидели лодку. Вдруг подул ветерок. (Дуть вперёд через вытянутые в трубочку губы). Надулся парус. (Улыбнуться, широко открыть рот. Коснуться языком бугорков за верхними зубами. Удерживать язык на счёт до 5 – 10). И лодочка поплыла. А ветерок дул и дул, погоняя лодочку. (Дуть вперёд через вытянутые в трубочку губы, не надувая щёки). Пока ребята любовались парусом, не заметили как наступил вечер. Пора было возвращаться домой. И наш Язычок побежал домой к маме. (Широким кончиком языка быстро-быстро проводить по верхней губе вперёд-назад). А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. (Улыбнуться, открыть рот, пошлёпать языком губами пя-пя-пя, покусать язык зубами та-та-та, с усилием протаскивать язык сквозь зубы). Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Вот какой у Язычка получился блинчик. (Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти, потом дот десяти). Захотел Язычок попробовать блинчики. А они горячие. Нужно их остудить. (Улыбнуться, открыть рот, широкий язык лежит неподвижно на нижней губе. Дуть на кончик широкого языка). Стали мамам с Язычком блинчики есть с ароматным вкусным вареньем, да губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать. (Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 4-5 ра). Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил попить чай из своей красивой чашки. (Улыбнуться, открыть рот, передний и боковые края широкого языка подняты вверх в форме чашечки, но не качаются зубов. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти. Повторить 3-4 раза). Попил Язычок чай из своей красивой чашки, а мама ему и говорит «уже поздно, пора спать». Перед сном Язычок пошел умываться и чистить зубки. (Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «чистить зубы» (влево-вправо) с внутренней стороны сначала за нижними зубами, затем за верхними зубами. Повторить 5-7 раз). Когда Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. (Рот закрыть, имитировать полоскание рта). Умылся Язычок и пошёл спать.
Логопед: Вот такую интересную сказку про Язычок мы выполнили. У всех всё получилось?
Ответы детей.
Рефлексия.
Логопед: Что было легко выполнять, а что сложно?
Ответы детей.
Логопед: Какое упражнение больше всего вам понравилось?
Ответы детей.
Логопед: Как вы думаете, что нужно делать, чтобы его речь стала красивой и правильной?
Ответы детей.
Логопед: Правильно, нужно делать упражнения, тренировать язычок.
Логопед: Ребята, у меня на столе лежат смайлики. Выберите смайлик (грустный, весёлый, какое у вас настроение после занятия. А ещё я приготовила вам раскраски.