Фикалова Ирина
Конспект открытого занятия в средней группе «Почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие «Пришла весна - прилетели птицы»
Конспект открытого занятия в средней группе
«Почемучки»
Образовательная область:
«Речевое развитие»
Тема:
«Пришла весна – прилетели птицы.»
Интеграция областей:
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное;
Физическое развитие;
Публикация «Конспект открытого занятия в средней группе „Почемучки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Цель:
Уточнить и расширить представления детей о весне и прилетающих птицах.
Образовательные задачи:
• Побуждать использовать в практической деятельности умения полученные ранее.
• Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми.
• Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелетными;
• Упражнять детей в образовании существительных при помощи суффиксов (грач-грачонок)
• Активизировать словарь по теме «Перелетные птицы» : грач, лебедь, аист, журавль, утка, соловей, скворец, гусь, стайка.
• Упражнять в словообразовании однокоренных слов: грачиная, лебединая, журавлиная, утиная.
• Учить понимать смысл загадок;
• Продолжать учить отвечать на вопросы;
Развивающие задачи:
• Развивать связную речь детей, обогащать их словарь;
• Развивать интерес к жизни пернатых;
• Развивать логическое мышление, память, воображение, слуховое и зрительное внимание.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
• Формировать инициативность, самостоятельность, дружелюбие, взаимопонимание.
• Пробудить чувства любознательности, доброжелательности, готовности помочь другим детям.
• Порадоваться вместе с другими детьми своими успехами.
Словарь:
Грач, лебедь, аист, журавль, утка, соловей, скворец, гусь, стая, перелетные птицы.
Оборудование:
Загадки, весенние приметы и картинки к ним, предметные картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, игра «Четвертый лишний», обруч (проталинка, звукозапись «Голоса птиц», капельки, конверт с записками.
Предварительная работа:
• Беседа на темы: «Приметы весны»; «Перелётные птицы»;
• Рассматривание иллюстраций о птицах;
• Наблюдение за птицами во время прогулок;
• Дидактическая игра «Птица – не птица».
• Игры с мячом;
• Описание птиц по опорной таблице.
1. Организационная часть.
Дети сидят по кругу.
Воспитатель: Ребята. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями).
Воспитатель: А теперь давайте поздороваемся друг с другом. Коммуникативная игра:
«Здравствуй, здравствуй, не зевай, и ладошку мне давай»
2. Основная часть:
Воспитатель: Сегодня утром пришла на работу, а на столе лежит конверт, на нё м написано: - Ребятам группы «Почемучки»».
-Вы хотите посмотреть, что лежит в этом конверте. (Дети заглядывают в конверт) .
Воспитатель:
-Здесь лежат загадки.
-Вы любите отгадывать загадки? Да
-Интересно кто же их нам прислал?
Воспитатель
Загадка: Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, Когда это бывает?.
Дети: весной.
Воспитатель: я догадалась от кого этот конверт. Его прислала нам весна. Она просит нас рассказать, какие изменения происходят весной в природе
Ребята, а вы знаете, что происходит весной в природе?
Дети:Да!
Воспитатель:
1. После какого времени года приходит весна?
Дети: Весна приходит после зимы.
2. Какие птицы прилетают из тёплых стран?
Дети: грачи, скворцы, гуси, утки
3. Как эти птицы называются?
Дети: перелётные
4. Что происходит со снегом?
Дети: снег тает и превращается в воду
Воспитатель: у нас в конверте лежит ещё одна загадка.
Загадка: В дверь, в окно стучать не будет
А взойдёт, и всех разбудит.
Дети: солнце.
Воспитатель: А какое весной солнышко?
Дети: Тёплое, яркое…
Воспитатель: А давайте солнышко к нам в гости позовём?
Закличка: Солнышко покажись,
Красное нарядись
Выйди поскорее
Будь к нам подобрее
Зимний холод прогоняй
Весну красную встречай.
Воспитатель: Солнышко радо нас видеть оно нам улыбается, давайте мы ему тоже улыбнёмся. Дети улыбаются солнышку.
Воспитатель: Ребята, а еще здесь записка. Давайте ее прочитаем:
«Карр-карр! Беда-беда! Весна наступила, снега растопила, а птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучших друзей, чем вы, для птиц не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!
«Карр-карр! Она разбросала на пути птиц, капельки. Колдовство пропадет и птицы вернутся с юга, если вы выполните все задания указанные на капельках»
Воспитатель: Ребята, поможем птицам? Тогда отправляемся искать капельки. Вот наши капельки с заданиями (капельки на доске). Какое же задание на 1 капельке?
Игра «Найди перелётную птицу» (1 капелька)
Дети встают возле стола, на котором разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только птиц, которые весной возвращаются с юга и поместить на проталину (в обруч)
Воспитатель:
- Поместите на проталину только тех птиц, которые возвращаются к нам весной с юга.
Воспитатель:
-Назовите птиц, которых вы поместили на проталину. (грач, лебедь, журавль, утка, соловей, скворец, гусь, ласточка)
Воспитатель:
-Назовите одним словом этих птиц (перелетные)
Воспитатель:
- Почему этих птиц называют перелётными? (Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.) В. - А зачем они осенью улетают в теплые края? (им нечего есть, холодно)
Воспитатель:
- Ребята, скажите какой путь преодолевают птицы (Далекий, трудный.)
Воспитатель:
-Ребята, а птицы улетают по одной или группами (группами). Большая группа птиц называется стая.
Игра «Подбери однокоренное слово».(2 капелька)
Воспитатель:
- Стая уток (какая стая) - утиная, журавлей - журавлиная, лебедей - лебединая, гусей – гусиная, стая соловьев - соловьиная, стая грачей – грачиная, стая стрижей – стрижиная.
Воспитатель:
-Как вы думаете они в своих стаях дружат. Мы с вами тоже дружные ребята. Давайте поиграем.
Физкультминутка (дети в кругу)
Мы играем в стайку, стайка, полетай-ка!
Полетели птички, птички-невелички!
Птички летают, устали не знают.
Сели птички на дорожку, поклевали птички крошки.
Клю-клю-клю – поклюём, нашу песенку споём! (дети открывают и закрывают прищепку правой и левой рукой, изображают клюв птиц)
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: А вот и третья капелька.
Игра «У кого кто?» (с мячом)
Воспитатель:
– Ребята, как вы думаете зачем птицы весной возвращаются (ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно, ребята. Птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.
Первая перелетная птица прилетает - грач. Они строят себе гнездо из крупных веток.
Позже прилетают – скворцы. Они строят гнездо в скворечнике. Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево. За скворцами прилетают ласточки. Они строят гнезда под крышей дома или на берегах рек.
У грача-грачонок, у скворца - скворчонок, у журавля-журавленок, у лебедя-лебеденок, у утки-утенок, у ласточки- ластушенок.
Воспитатель: Вот и четвертая капелька.
Игра «Четвертый лишний» (на столе карточки с игрой)
Синичка, ласточка, снегирь. Кто лишний? – ласточка, потому что она перелетная.
Грач, синичка, сорока.
Голубь, сорока, скворец.
Синичка, воробей, утка.
Воспитатель: Вот и пятая капелька.
Отгадывание загадок о птицах и рассказывание о них.
Воспитатель:
- А теперь попробуйте угадать, какие птицы к нам прилетели!
1. Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица … (грач).
Грач – это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач поедает жуков, личинок, червей. Грачи прилетают самыми первыми. Он вьет гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.
Воспитатель: Есть такая примета: «Увидел грача – весну встречай».
2. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец).
Скворцы прилетают вслед за грачами. И питаются сначала дождевыми червями, а позже уничтожают гусениц. Люди мастерят для скворцов – скворечники и развешивают их рядом со своими домами.
Воспитатель: - Есть такая примета: «Увидал скворца – знай весна у крыльца».
3. Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это… (соловей).
Соловьи прилетают, когда на деревьях распустились листочки. Они вьют гнезда и поют. Люди любят соловья за нежную, звонкую, красивую песню.
Воспитатель: Есть такая примета: «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».
- Ура! У нас все получилось! Вы прошли все испытания. Сняты злые чары колдуньи. Птицы вернулись с юга и запели.
(звукозапись «Голоса птиц»)
Рефлексия
-Кого мы сегодня от злой колдуньи выручали? (перелетных птиц)
-Что нового вы узнали о перелетных птицах?
(Осенью улетают в тёплые края, потому что им нечего есть, холодно. Весной возвращаются, чтобы вывести птенцов.
Птицы преодолевают далекий, трудный путь.
Птицы улетают группами. Большая группа птиц называется стая.)
Воспитатель: Ребятки, молодцы! Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными!
Мы с вами выполнили все задания, указанные на капельках и расколдовали птиц!