Светлана Баденская
Конспект открытого занятия «Сами делаем мультфильм» в средней группе
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию
Аппликация
Тема: "Сами делаем мультфильм" (по мотивам сказки "Русачок")
Составила: воспитатель Баденская Светлана Викторовна
Публикация «Конспект открытого занятия „Сами делаем мультфильм“ в средней группе» размещена в разделах
Задачи: Учить детей создавать в аппликативной технике стилизованные образы животных (персонажей сказки) на основе круга путем его преображения (дополнения) конструктивным способом. Показать возможность создания разных образов на основе одной формы путем дополнения деталями (ноги, уши, хвосты). Закрепить технику вырезания круга путем последовательного или попарного закругления уголков. Развивать воображение.
Материалы, инструменты, оборудование. Круги из цветной бумаги, имитирующие величиной и цветом определенных животных и мелкие детали (лапки, ножки, хвостики, ушки) такого же цвета. Изображения героев мультфильмов про смешариков.
Предварительная работа. Выполнение упражнения "Оживи круг" по методике О. М. Дьяченко. Воспитатель раздает детям листы бумаги с нарисованными кругами (4-6) и предлагает "оживить" фигуры - дорисовать так, чтобы они стали похожи на что-то или кого-то. В случае затруднений подсказывает варианты (солнышко, колобок, цветок, но просит не повторять эти образы, а придумывать свои.
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям вырезанный из бумаги круг и спрашивает, кто это. Вероятно, дети скажут, что это круг или назовут какой-то неодушевленный предмет - шарик, мячик, тарелка или что-то иное. В этом случае педагог повторяет вопрос, делая акцент на слове кто, и, в случае необходимости, подсказывает, что это может быть птенчик, который сидит в гнездышке, или котенок, который свернулся клубком, или ежик, у которого еще не выросли колючки, или головастик, который спрятал свой хвостик.
Воспитатель спрашивает детей, видел ли кто-нибудь из них мультфильмы про смешариков, показывает некоторые образы и просит детей найти, чем смешарики похожи друг на друга и чем отличаются. Уточняет, что у всех смешариков туловище и голова - это круги (и этим все герои похожи, а уши, хвосты, рожки у всех зверей разные.
Воспитатель предлагает детям сделать таким же способом на основе круглых форм - по типу смешариков - образы разных животных: зайца, лисы, белки, волка, птицы, мышки, лягушки и лося. Уточняет, знают ли дети, кто такой лось, как он выглядит.
Затем спрашивает детей, что нужно сделать, чтобы "оживить круг" и превратить его в какое-нибудь животное, например, зайчика или мишку. Дети догадываются, что нужно дополнить круг другими элементами - вырезать и приклеить или нарисовать ноги (лапы, уши, хвосты. Педагог показывает варианты превращений, прикладывая к одному и тому же кругу разные детали (хвосты, лапки, уши и пр.)
Воспитатель показывает детям бумажные разноцветные круги и спрашивает:
- Какого зверя можно было бы сделать из оранжевого круга? (Лису и Белку.)
- Из зеленого? (Лягушонка.)
- Из коричневого? (Мишку, Лося.)
- Серого? (Мышонка, Волка, Птицу и т. д.)
Воспитатель обращает внимание на то, что по цвету приготовленных деталей можно легко догадаться, для какого животного они предназначены. Затем воспитатель обсуждает с детьми, по какому характерному признаку можно узнать того или иного персонажа (зайца - по длинным ушам, лося - по рогам, лису и белку - по пушистому хвосту и пр.).
После этого воспитатель на примере фигурки зайца показывает, как можно передать не только внешний вид, но и разные движения, меняя положение лап и ушей. Предлагает детям создать образ зайчика и передать по своему желанию, что он делает : прыгает, сидит, спит, прячется от лисы или грызет морковку. Дети выполняют упражнение: создают образ зайчика, закругляя уголки квадрата для получения туловища и дополняя его деталями - выкладывают изображение на листе бумаги, затем перемещают детали с целью передачи разных поз (движения) и один из вариантов приклеивают.
Затем педагог предлагает детям создать образ другого животного и помогает распределить героев будущей сказки так, чтобы при создании мультфильма получились эпизоды с разными сказочными героями. Делит детей на 8 групп (приблизительно по три ребенка). Каждая группа создает несколько вариантов одного и того же персонажа - зайца, лисы, белки, волка, птицы, мышки, лягушки и лося. Таким образом, создается несколько образов одного и того же героя сказки, чтобы при создании мультфильма можно было показать действие и развернуть сюжет.
После занятия детские работы используются для создания "мультфильма" по мотивам сказки Б. Заходера "Русачок".
Используемая литература:
1. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Под ред. Л. А. Парамоновой