Лариса Варава
Конспект открытого занятия (в средней группе)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- воздух можно почувствовать и услышать;
Публикация «Конспект открытого занятия (в средней группе)» размещена в разделах
- воздух есть и внутри человека;
- без воздуха не возможна жизнь;
- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- ветер – движение воздуха;
- способ обнаружения воздуха – «поймать» в оболочку и потрогать.
Оборудование:
• Песочные часы,
• Чистые, пустые полиэтиленовые мешочки,
• Стаканчики с водой, трубочки (по количеству детей,
• Мыльные пузыри,
• Пустая бутылочка, дудочка, свисток,
• Кораблики из пенопласта с бумажными парусами,
• Сосуд «море» для корабликов,
• Полиэтиленовые пакеты с апельсином, чесноком, лимоном,
• Воздушный шарик,
Сл № 1
Ход занятия.
Сл №2
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, воздух!
А кто еще про воздух знает загадки?
Дети: Сл № 3
1. Он нам нужен чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Сл № 4
2. Неизвестно где живет,
Налетит, деревья гнет.
Сл № 5
3. Ветки ломает – пыль поднимает,
Слышишь его, а не видишь его.
Сл № 6
4. Без рук, без ног, а ворота открывает.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые. Для этого у нас есть лаборатория (показать).
Сл № 7
Нам в детский сад Домовенок Кузя прислал письмо. Он говорит, что не знает что такое воздух. Он лично его никогда и нигде не видел. Может его вовсе нет? Кузя попросил помочь разобраться ему в этом вопросе.
Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?
Дети: Нет не видим.
Воспитатель: Раз мы воздух не видим, значит он какой?
Дети: Прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Раз он невидимый, может его вовсе нет?
Дети: Есть.
Воспитатель: Конечно есть. А где он находится?
Дети: Везде: в комнате, между полом и потолком, между мебелью, на улице, в поле, в
Лесу и в нас самих. Даже в баночке, если она пустая.
Воспитатель: А зачем нам воздух?
Дети: ….
Воспитатель: Правильно. Воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – все живое на земле.
Опыт №1 Можно ли прожить без воздуха?
содержание: зажмите нос пальчиками. Сколько мы можем не дышать?
(несколько мгновений)
Вывод: Вот видите, даже весь песочек не высыпался, а мы ужене можем без воздуха. Т. Е. Без воздуха мы не можем жить. Воздух необходим и животным и растениям, они тоже дышат воздухом.
Опыт №2 Почувствуем и услышим воздух
Воспитатель: Вдохните носиками воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Воздух струей выходит из носа, чувствуете ветерок. А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? А если подуть на бутылку и в свисток?
Дети: Звук звучит поразному.
Воспитатель: Что можно теперь сказать? Воздух можно почувствовать и услышать
Опыт №3 Определяем запах воздуха.
А теперь вдохнем ртом воздух. Какого он вкуса? (без вкуса). Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (без запаха). Чистый воздух – без вкуса, без запаха.
А теперь я возьму вот такие пакетики и понюхаем. Чем пахнет? (ответы детей). Что можно сказать? Воздух переносит запахи
Опыт №4. Образование пузырей в воде.
Воспитатель: У меня есть сосуд и волшебная трубочка. Сейчас я вам сделаю воздушный коктейль.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: А сейчас возьмите стакан с водой и соломинкой и подуйте.
Воспитатель: А как вы думаете что это за пузырьки?
Вывод: Это воздух, который был у нас внутри. Мы дуем в трубочку и он выходит, и в воде виден в виде пузырьков.
Воспитатель: Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?
Дети: Мыльные (воспитатель пускает мыльные пузыри, дети их ловят)
Воспитатель: Ребята, а что внутри пузырька – воздух. Это мыльная пленочка отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом, пузырьки парят в воздухе.
Пузырьки у нас полетали, а теперь мы превратимся в самолетики и полетаем.
Физ. Минутка «САМОЛЕТИКИ»
Опыт №5 Игра «Кораблики»
Сл № 8
Воспитатель: Дети, как к нам попадает воздух?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Конечно, все люди дышат через нос.
Если вдыхать и выдыхать посильнее – воздух двигается и получается ветерок.
Значит, когда воздух движется, получается ветер. Устроим ветер?
Игра «Кораблики»
Воспитатель: Ветерок, который мы создали, раздувает паруса и кораблики плывут.
Вывод: Воздух может передвигать предметы.
Сл № 9
Воспитатель: Мы сегодня много узнали о свойствах воздуха. Мы знаем, что воздух не имеет цвета, поэтому мы его не видим, что воздух не пахнет и может передавать запахи, воздух можно почувствовать и услышать. Мы знаем, что воздух есть везде, даже внутри людей. И мы знаем теперь что такое ветер. Ветер – это движение воздуха.
Опыт №6 С полиэтиленовыми пакетами.
Воспитатель: Ребята, а потрогать воздух можно?
Дети: ответ детей
Воспитатель: А я сейчас научу вас как можно потрогать воздух. Хотите потрогать воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Для того чтобы потрогать воздух – его надо поймать. Возьмите полиэтиленовые пакеты. Что в нем?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Потрогайте его. А теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нем нет воздуха.
Воспитатель: Вот мы и смогли потрогать воздух. Для этого мы его поймали и заперли в мешочек, а потом выпустили.
А Домовенку Кузе мы отправим шарик, в который заперт воздух. Пусть и он потрогает воздух и убедиться, что он все таки есть.