Наталья Волкова
Конспект открытого занятия «В гостях у осени» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : « В ГОСТЯХ У ОСЕНИ» (итоговое занятие 1-го полугодия)
подготовительная к школе группа детей с общим недоразвитием речи. учитель- логопед :Волкова Н. Д.
Цели:
1. Расширять и активизировать словарь по лексическим темам:
«Овощи», «Фрукты»,, «Деревья», «Птицы», «Животные наших лесов».
2. Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.
3. Продолжать учить детей самостоятельно подбирать родственные слова.
4. Закреплять навык образования притяжательных прилагательных.
5. Учить детей образовывать сложные слова путём слияния основ.
Публикация «Конспект открытого занятия „В гостях у осени“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
6 Развивать психологическую базу речи: развитие тактильного восприятия,
развитие слухового внимания, памяти.
Материал: Муляжи овощей и фруктов, два мешочка, листья, муляжи грибов, рисунки с изображением птиц, рисунок сказочного зверя, раздаточный материал (животные и их детёныши)
Организационный момент
Логопед: Послушайте внимательно загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я….
(осень)
Логопед : Закройте глаза. Один, два, три. Откройте глаза. В кого я нарядилась? (логопед надела корону из осенних листьев). Я приглашаю вас в путешествие. А путешествовать мы будем на поезде. Садитесь и занимайте места в поезде. (Дети встают друг за другом). Поехали.
(Играет тихо музыка)
1. Первая станция «Сад- огород"
Логопед: Ребята, а где растут овощи?
Ответы детей:…
Логопед: Правильно ребята, но в огород мы с вами сможем попасть только после того, как определим на ощупь то, что лежит в «Волшебном мешочке» и расскажем, что можно приготовить из этих овощей.
Дети по очереди определяют, какие овощи лежат в мешочке, и рассказывают, что из них можно приготовить.
Логопед: А где растут фрукты?
Ответы детей…
Логопед : И в сад мы сможем попасть только после того, как определим, что лежит в другом «Волшебном мешочке».
Обыгрывание детьми фруктов.
Садитесь в поезд, поедем дальше путешествовать
.(играет музыка)
2. Логопед: Следующая станция «Лесная поляна».
Выходите, погуляем по ней.
Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев листья. Листья кружатся и падают на землю. Как это называется? (Листопад)
Обратите внимание, что слово состоит из двух слов,
это слово лист и падает.
Логопед: Мы на поляне. Посмотрите, сколько листьев лежит на земле.
Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех. У меня лист клёна, он называется «кленовый» лист. А у тебя какой? Назови! (дубовый рябиновый,
берёзовый, липовый).
Логопед: А знаете ли вы, с каких деревьев упали ваши листочки?
Мой лист упал с клёна, а у тебя? Ответы детей….
Садитесь в поезд, путешествие продолжается.
(играет музыка)
3. Логопед: Вот мы и в лесу. Дети отгадайте загадку:
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат,
Коль гроза на горизонте
Он бывает очень рад
Если дождик и тепло
Он считает, повезло. (гриб)
Посмотрите какие здесь грибы выросли, вы знаете как они называются?
Дети: ….(ответы детей)
А вы хотите превратиться в грибы?
«Покружитесь, покружитесь,
И в грибочки превратитесь.»
Логопед: А грибы – то в моём лесу волшебные. Они умеют танцевать.
ТАНЕЦ «ГРИБОВ»
(Слышатся птичьи голоса)
Логопед: А в моём лесу ещё очень много птиц. А вы знаете, что с ними происходит осенью?
Дети: Они улетают на юг.
Логопед: А зачем они улетают на юг, ведь в моём лесу так красиво?
Дети:…. (Ответы детей)
Логопед: Послушайте стихотворение про птиц.
(Ребёнок читает стихотворение)
Скоро белые метели снег поднимут от земли,
Улетают, улетают, улетают журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, улетели и грачи.
4. Логопед: Посмотрите, сколько в нашем лесу птиц. Выберите только тех птиц, которые улетают на юг. Назовите их.
Дети: Выбирают и называют птиц….
Логопед: А как этих птиц можно назвать одним словом?
Ответы детей….
Логопед: Кто самый внимательный, тот ответит, какую птицу можно назвать чернокрылой, длиннохвостой, а почему мы так говорим?
Дети: ответы детей.
Логопед: Давайте поиграем с мячом.
Если у цапли длинные ноги, как мы её назовём – длинноногой
Если у ласточки белая грудка, она какая? – белогрудая
Если у гуся красные лапы, он какой? – краснолапый.
Если у лебедя длинная шея, он какой – длинношеий. И т. д.
5. Слышен плач Незнайки.
Логопед: Послушайте, по-моему, что-то случилось в лесу. Кто-то плачет. Здравствуй Незнайка, успокойся, расскажи, что случилось?
Незнайка: Дал мне Знайка задание найти слова, которые живут в теремках.
Искал я их, искал, даже в лес пошёл. Заблудился, но не нашёл ни одного слова! Где ещё искать не знаю.
Дети помогают Незнайке подобрать слова-родственники к словам:
Лист, гриб, яблоко, берёза.
Незнайка говорит : «Спасибо, ребята!. Побегу, пока не забыл к Знайке. А за то, что вы мне помогли, я подарю вам зверя, которого я рисовал в лесу». Незнайка уходит.
6. Логопед: Давайте посмотрим, что же нам подарил Незнайка. Посмотрите! Чудо – зверь! Бывают такие звери в природе? Кто самый внимательный, кто догадался, каких животных хотел нарисовать Незнайка?
Кошку. У этого животного кошачья голова
Свинью. У этого животного поросячьи ноги.
Лису. У этого животного лисий хвост.
Медведя. У этого животного медвежье туловище.
7. Логопед: Путешествие продолжается. Мы тихонько проходим за столы (дети под музыку садятся на свои места).
У вас на столах лежат картинки. Переверните их. Посмотрите и скажите, чья семья животных или птиц изображена на картинке. Как называют маму, папу и их детёнышей.
Примерные ответы детей: - Это волчья семья. Папа –волк, мама - волчица, у них волчата, а один волчонок и т. д.
Логопед: Наше занятие подходит к концу. Закрыли глазки, открыли.
(Логопед снимает корону из осенних листьев). Мы снова в своём детском саду. Осень ушла, но оставила нам подарки, полную корзину яблок. Когда вы пойдёте в группу, то возьмёте её с собой и угостите ребят яблоками.
Итог занятия.
Логопед: У кого в гостях мы сегодня были? Куда ездили на поезде, где гуляли? Что делали?
А теперь построились и тихонько пройдём в группу.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Санкт – Петербург- Издательство «Союз» 2001г.
2. Л. Г. Парамонова Ваш ребёнок на пороге школы. Санкт – Петербург 2005г.
3. Е. В. Кузнецова, И. А Тихонова. Развитие и коррекция речи детей. – Москва- Творческий центр 2005г.
4. Т. В. Александрова. Практические задания по формированию грамматического строя речи. - Санкт – Петербург «Детство –Пресс» 2007г.
5. Т. А. Матросова. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Москва 2005г.