Евгения Фирсова
Конспект открытого занятия учителя-логопеда «Путешествие в страну звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое логопедическое занятие по развитию артикуляционной, мелкой моторики и фонематического слуха в подготовительной группе.
Цель: Коррекция фонематических нарушений у детей. Развитие фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, развитие речевого дыхания.
Задачи:
1. Развивать слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие.
2. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Публикация «Конспект открытого занятия учителя-логопеда „Путешествие в страну звуков“» размещена в разделах
3. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
4. Развивать память, внимание, мышление.
5. Развивать правильный речевой выдох.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Сядет тот, в чьем имени есть звук М, С, О и т. д.
2. Артикуляционная гимнастика и самомассаж лица (салфетки на столах)
-Ребята, моя профессия называется логопед. Скажите, а чем мы с вами занимаемся на наших занятиях? – учимся правильно произносить звуки. Что нужно, чтобы правильно говорить? нужно, чтобы наш язычок был гибким и послушным, а для этого мы с вами выполним гимнастику для язычка.
Самомассаж мышц лица и рук
РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней) И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки,
И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз,
ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди,
ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки,
А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки).
ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу)
КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд)
РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указательные пальцы разминают обе губы).
УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта,
А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам)
ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ (рис. 28, ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу).
Сказка о весёлом язычке.
Логопед. Ребята, о ком была сказка? Отвечаем полным ответом! (Мы сейчас рассказывали сказку о веселом язычке) Давайте с вами представим, что мы отправились в СТРАНУ ЗВУКОВ!
Раз. Два, три-повернись в стране звуков окажись
Он предлагает нам отправиться в страну Звуков. Эта страна невидимая, но
она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их
можно только услышать или произнести
. 3. Работа по развитию фонематического слуха и восприятия.
Игра «Угадай что звучит» Ребята, я сегодня нашла у себя в кабинете сундук, давайте вместе с вами посмотрим что там. (открываю сундук, достаю и разкладываю перед детьми: бубен, 2 ложки, бутылку с водой, лист бумаги, горох в баночке). Тут записка: нужно найти то, что объединяет эти предметы (они могут издавать звуки).
Теперь я спрячу эти предметы за ширму и буду по очереди издавать звуки с их помощью, а вы должны запоминать, что за чем. (Спрашиваю, кто догадался что было в начале, что потом и какой звук был в самом конце).
Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? (бьёт барабан, дудит дудка, переливается вода, шуршит бумага, звон ложки по стакану)
Логопед за ширмой пересыпает крупу, стучит ложкой о чашку, рвёт бумагу, режет бумагу ножницами, мнёт бумагу, переливает воду. Дети угадывают действия. Молодцы! ВСТАЕМ на ковер полукругом.
Игра «Исправь ошибки».
Логопед: Ребята, а вы знаете, что от ОДНОГО только звука может зависеть смысл ЦЕЛОГО СЛОВА?
Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
Сели в ложку и айда!
Покатили вдоль пруда (лодку).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Фруктов в корзине не счесть:
Яблоки, груши, бараны есть (бананы).
Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку левую ножку (ложку).
Тащил мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
Усатый кит сидит на печке,
Выбрав теплое местечко (кот).
Молодцы. Садитесь за столы.
4. Дыхательная гимнастика
Не только умение делать гимнастику помогает правильно произносить звуки. Нужно еще правильно пользоваться дыханием.
Дыхательное упражнение.
5. Игра «Звуки заблудились» На листах бумаги изображени картинок: сок-сова, дом-дверь, бочка-бабочка, заяц-замок, радуга-робот. Задание: вам нужно соединить картинки, названия которых начинается с одного звука.
6. Пальчиковая гимнастика. Давайте разомнем наши пальчики. Пальцы-дружная семья…ладошка-кулак
7. Беседа о звуках
Ребята, давайте расскажем всё, что мы знаем о звуках. Какие они бывают? (Гласные и согласные.) Какие мы знаем гласные звуки? (А, о, у, ы, и, э). Почему они так называются? (Показывают символы гласных звуков.) Какими бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.)
Почему они так называются? Повторите за мной такие звуки: [п, ф, т, к, с, ш]-глухие. Как можно определить что они глухие? (приложить ладонь к горлу). Какие это звуки? (Показывают символы.) Повторите за мной такие звуки: [б, в, д, г, з, ж]. Какие это звуки? (Показывают символы.) А какие еще бывают согласные звуки? (Мягкие и твёрдые.)
Игра «Камень-подушка». МЯЧ. Давайте поиграем в игру. Я буду называть твёрдый звук, а вы мне называйте парный мягкий звук (игра проводится с мячом).
Б-бьВ-вьЛ-льС-сь
В конце кому то сказать звук Ч-хитрый звук у него нет пары. У каких звуков нет пары? ([ж], [ш], [ц] (т. е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш], [й], [ч].
Дополнительно:
Д/и «Просьба».
Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА».
-Просьба, поднимите руки вверх.
-Руки вниз.
-Просьба, руки в стороны.
-Руки вперёд.
-Присядь.
-Просьба, встань.
-Просьба, попрыгай на одной ноге.
-Просьба, покружись.
-просьба, похлопай в ладоши.
-Опусти руки.
-Просьба, топни правой ногой.
-А теперь левой.
-Сделай наклоны головой вправо и влево.
-Просьба, присядь.
-Встань.
-Поставь руки на пояс и прыгай.
-Остановись!
Заключительная часть:
ЛОГОПЕД: Ребята, какие вы молодцы. Язычок наш отправился домой, пора и нам с вами возвращаться в сад. Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? Какое задание было для вас сложным? Про какие звуки мы говорили?
ЛОГОПЕД: Вы, сегодня отлично поработали! И заслужили сюрприз (раздаю наклейки).