Светлана Зюбанова
Конспект открытого занятия по эмоциональному развитию «Пугливый тигрёнок Тим»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пугливый тигрёнок Тим»
Конспект открытого занятия, направленного на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей дошкольного возраста через проживание эмоции страха и поиск путей саморегуляции данной эмоции.
Организационная информация
1. Направление развития детей: социально – коммуникативное равитие
2. Доминирующая образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»
Методическая информация
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тигр, тигрята, амурский тигр
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
1. Тема образовательной деятельности: «Пугливый тигренок Тим»
2. Методы и приемы реализации содержания ОД:
- общение в кругу;
- релаксация;
- способы регуляции эмоции страха;
- рассматривание иллюстраций;
- дидактическая игра;
- чтение художественной литературы;
- приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:
беседа, создание игровой ситуации, обсуждение жизненных ситуаций;
- продуктивная деятельность (рисование);
- приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультминутка, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности;
- приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.
3. Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
4. Вид детской деятельности:
-игровая деятельность;
-коммуникативная деятельность;
-продуктивная деятельность;
- двигательная деятельность;
-восприятие художественной литературы
5. Возрастная группа: для детей 5 - 6 лет.
6. Цель: расширить представление детей о проявлении, проживании и способах регуляции эмоции страха.
6.1. Задачи воспитания: способствовать формированию умения организовывать общение (слушать, понимать собеседника, сопереживать, договариваться).
6.2. Задачи развития:
- развитие связной речи у детей, расширение словарного запаса детей, умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- развитие памяти, мышления;
- развитие двигательной активности.
6.3. Задачи обучения:
- уточнить представление детей о внешних проявлениях эмоционального состояния страха, причинах возникновения страха, способах снятия эмоционального состояния страха;
- уточнить знания детей о правилах безопасности жизни.
7. Организация среды для проведения образовательной деятельности: игрушка тигренок, пазл с изображением тигренка, иллюстрации с изображением эмоций, иллюстрации с изображением ситуации страха, листы бумаги, фломастеры, аудиозаписи (страшная мелодия, веселая мелодия, мелодия для релаксации, столы и стульчики для детей.
Сценарий образовательной деятельности.
1. Организационная часть:
1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Дети заходят
Педагог-психолог: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Упражнение «Золотой ключик»
Педагог-психолог: А теперь давайте поприветствуем друг друга.
Звучит медленная музыка.
Педагог-психолог: Ребята, давайте встанем в круг. Закройте глаза и положите правую руку на область своего сердца. Представьте, что в сердце каждого ребенка есть дверка, через которую можно получить или послать любовь. А ключик от этой двери — в руках самих детей. Чтобы повернуть ключ и открыть дверку, надо лишь представить, что она открывается при дыхании. Вдыхая, можно почувствовать, что эта дверка открывается и в сердце каждого впускается любовь и солнечный свет. А когда человек выдыхает, он посылает кому-нибудь свою любовь. Ее можно посылать разным людям: может быть папе и маме, может быть друзьям. В сердцах тех людей, кому вы отправляете свою любовь появляется солнечный свет. Можете открыть глаза и опустить руку.
Упражнение «Собери картинку».
На нашем занятии не хватает еще одного гостя. Давайте соберем пазл и узнаем, кто же будет нашим гостем? Подойдите, пожалуйста к столу и встаньте вокруг него.
(дети подходят и встают вокруг стола)
Сейчас я дам каждому из вас по одной части от пазла, а вам нужно будет их соединить. (дети собирают пазл)
Собрали? Кто же там нарисован?
Дети: тигренок
Педагог-психолог: Присаживайтесь на стульчики.
1.2. Мотивация деятельности детей
«Беседа о страхе»
Педагог-психолог: Сегодня в гости к нам пришел тигренок Тим. Тим мечтает вырасти большим, сильным и смелым тигром, как его папа, но пока у него ничего не получается. Когда Тим видит что-то необычное или незнакомое, глаза у него становятся большими, пасть открывается, брови поднимаются вверх, шерсть становится дыбом, все тело коченеет. Такое состояние Тиму очень не нравится.
Что же происходит с Тимом? Как называется его состояние?
Дети: он боится, ему страшно
Как увидеть чувство страха, откуда оно появляется и как с ним бороться? Эти вопросы не дают Тиму покоя. Он очень хочет, чтобы вы помогли ему найти на них ответы.
Поможем Тиму?
Дети: да, поможем
2. Основная часть
2.1. Упражнение «Найди страх»
Педагог-психолог: Ребята, как можно определить, что животное или человек испугались?
Дети: услышать, увидеть.
Педагог-психолог: Тим любит фотографировать. Он собрал целую коллекцию фотографий людей и зверей, но не смог определить, у кого же из них эмоция страха?
Подойдите к столу. Рассмотрите внимательно картинки. Выберите только те, на которых люди или животные испытывают чувство страха. (дети подходят к столу и выбирают картинки)
Педагог-психолог: Выбрали? Как вы догадались, что герои картинок испытывают страх? (глаза широко открыты, брови подняты вверх, рот широко открыт).
Подумайте, какими словами можно обозначить чувство, которое испытывают эти герои.
Дети: боится, робеет, опасается, остерегается, страшится, пугается, трусит, дрожит, трепещет, паникует, трясется, ужасается; образные слова: «дрожит как заяц», «у страха глаза велики», «волков бояться – в лес не ходить».
Педагог-психолог: Молодцы ребята, рассказали Тиму, как можно узнать страх, как его можно назвать. Ему даже самому стало немножечко страшно. А когда Тиму становится страшно, он сразу вспоминает что говорит ему мама: «Когда в голову приходят темные, страшные мысли надо подумать о чем-то светлом, хорошем, приятном, легком, веселом, радостном!».
Давайте и мы подумаем о чем-то очень хорошем. Вспомните, когда вам бывает весело?
Дети: праздник, день рожденья, смешной мультфильм, подарки.
2.2. «Беседа о страхе» 2
Педагог-психолог: У Тима в лесу есть много друзей. И все, кого бы он не спросил, хоть раз чего- то боялись. Что же такое страх и почему он есть у всех – у человека, у животных, и даже у насекомых?
У всех людей и даже животных есть чувство страха. Маленький помощник страха - испуг, защитная функция организма. Он помогает человеку и животным выживать, предупреждает об опасности, заставляет задуматься, над тем, стоит ли совершать задуманный поступок, учит быть осторожным. Так чувство страха не дает нам прикасаться голой рукой к огню, заплывать на глубину реки, прикасаться к электричеству, ходить по улице одним, без сопровождения взрослого, выбегать на оживленную автотрассу.
Представьте, если бы у человека чувство страха исчезло, и он совсем перестал бояться? Что произойдет? (можно сгореть в огне, утонуть, упасть с высоты). Но иногда страх становится очень большим и мешает человеку думать, находить выход из трудной ситуации.
2.3. Упражнение «Борьба со страхом»
Педагог-психолог: Когда Тим боится, он не может сдвинуться с места, и кажется, что все тело «холодеет от страха». Это ему очень не нравится. Как победить это неприятное чувство?
Встаньте со стульчик и пройдите в центр ковра. Закройте глаза.
(Звучит мелодия «Баба Яга». (5-10 с).
Такая страшная мелодия, даже мурашки по коже побежали.
Представьте, что страх сковал тело и вы как будто застыли.
(дети замирают, выражая мимикой и позой эмоцию страха).
(Звучит веселая музыка)
А теперь попытайтесь сбросить с себя ледяные оковы и разотрите руки, плечи, ноги, живот, сделайте несколько быстрых движений, чтобы согреться. Вы чувствуете, как тепло согревает вас, а страх испарился.
Тиму такая разминка помогла. Теперь он тоже знает хорошее средство от страха.
2.4. Игра «Преодолеем страх»
Теперь давайте встанем в круг на расстоянии вытянутых рук.
Представьте, что у каждого из вас есть большой, огромный страх. Дети широко разводят руки в стороны. Покажите какие бывают глаза у того, кто боится.
(дети соединяя большой и указательный (или средний) пальцы обеих рук, изображают большие, круглые глаза)
А теперь ваш страх уменьшается. Медленно соединим руки. Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет страха, так как он исчез. У кого-нибудь остался страх?
Дети: нет
2.5. Рисование «Какого цвета мой страх?»
Педагог-психолог: Присядьте, пожалуйста, за стол. Я предлагаю вам еще один способ избавления от страха. Перед каждым из вас лежат листочки. Закрасьте белый лист бумаги тем цветом, какой по вашему мнению, имеет страх.
(дети закрашивают лист)
Закрасили?
Дети: да
Какие цвета вы выбрали? Почему вы выбрали такие цвета?
Дети: черный как туча, страшный…
Педагог-психолог: Хотите избавиться от таких страхов? Тогда, порвите их на мелкие кусочки и бросьте в урну.
(дети рвут листочки и выбрасывают в урну)
Теперь вам больше нечего бояться.
2.6. Игра «Волк, где ты?»
Педагог-психолог: Встаньте на ковер. Сейчас мы с вами поиграем. Внимательно послушайте правила игры:
Вам нужно будет повернуться ко мне спиной и закрыть глаза. Я потихоньку дотронусь до плеча одного из вас. Тот, до кого я дотронусь будет играть роль волка. Все остальные зайцы. Когда я спрошу: «Волк, где ты?» вы все повернетесь. Волк сразу не отзывается. Когда я позову волка еще раз, он неожиданно должен ловить зайцев. Если заяц успел присесть на корточки, то его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.
Всем понятны правила игры?
Дети: да
Педагог-психолог: Тогда начнем.
2.7. Упражнение «Избавление от тревог»
Педагог-психолог: Испугались зайчики?
Дети: да
Педагог-психолог: И Тим тоже испугался. Давайте немного расслабимся. Прилягте на ковер, расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысяч солнц. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!
Можете медленно открыть глаза, потянуться, медленно вставайте.
2.8. Упражнение «Правила страха»
Педагог-психолог: Присядьте на стульчики. У меня есть картинки, на которых изображены различные страхи, то что может нас напугать. Сейчас я подойду к каждому из - вас и вы выберете по одной картинке. (дети выбирают картинки)
Посмотрите на свои картинки. А сейчас по очереди расскажите, что изображено на картинке, что чувствуют герои на картинках?
(дети отвечают)
Что нужно делать если вы вдруг встретите такой страх?
Дети:
- боязнь темноты (представить что–то веселое, радостное);
- разбил вазу, сломал игрушку, взял вещь, которую трогать нельзя, совершил плохой поступок (рассказать все родителям, попросить прощения, всегда сдерживать данное слово);
- испуг насекомого, животного (замереть на месте, успокоиться, присмотреться, медленно отойти или позвать на помощь);
- потерялся (успокоится, осмотреться, позвать на помощь, обратиться к взрослому);
Молодцы, теперь вы знаете, что нужно делать, чтобы страх прошел.
И Тим тоже многому научился благодаря вашей помощи. Теперь он совсем не боится.
3. Заключительная часть
3.1. Анализ и самоанализ деятельности детей
Педагог-психолог: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое тоже помогает прогнать страх.
Страх боится солнечного света,
Страх боится летящей ракеты,
Страх боится веселых людей,
Страх боится интересных затей!
Я улыбнусь, и страх пропадет,
Больше меня никогда не найдет.
Я предлагаю выучить его, а если станет страшно вспомнить. Запоминать мы его будем с помощью схемы.
Давайте теперь вы сами с помощью схемы расскажете это стихотворение.
Молодцы.
Сегодня вы многому научились. Какие добрые советы вы можете дать Тиму?
Дети: иметь много друзей - друзья помогут преодолеть страх, быть всегда в хорошем настроении, быть уверенным в себе, знать и соблюдать правила безопасности, учиться и приобретать новые знания и умения.
Педагог-психолог: Давайте подарим Тиму схему стихотворения, что бы он его выучил и его страх исчез.
«Ритуал прощания»
Педагог-психолог: Наше занятие подошло к концу. Нам пора прощаться. Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки и согреем друг друга теплыми словами, о том, какими надо быть, чтобы ничего не бояться (смелым, веселым, храбрым, сильным, добродушным, здоровым, умным). Давайте подарим друг другу теплую улыбку. Молодцы, ребята. До свидания.
Дети: До свидания.