Приложение МААМ

«Воздух-волшебник». Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе

Кошелева Татьяна
«Воздух-волшебник». Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по экспериментированию

в средней группе

«Воздух-волшебник»

Подготовила воспитатель: Кошелева Т. И.

Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей со свойствами воздуха;

- закрепить знания детей об известных свойствах воздуха;

- формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты;

Развивающие:

- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом;

Воспитательные:

- прививать бережное отношение к природе;

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;

- воспитывать аккуратность при проведении опытов, осторожность.

Материал и оборудование: Полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, пластмассовые (стеклянные) стаканчики, пластмассовые трубочки, кораблики и веера (по количеству детей, 2 пластмассовых тазика среднего размера, крышечки от фломастеров.

ХОД НОД:

Приветствие:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: дети, посмотрите, что это у меня под столом? (воздушные шары – 3шт).

Воспитатель: тут на одном из шаров написана загадка, вы внимательно послушайте и отгадайте.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Что это? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это воздух, сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные! Прежде чем отправиться в лабораторию давайте поищем воздух. Здесь не видно воздуха, и тут тоже не видно…Где же он? (Предположения детей)

Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике. Воздух везде вокруг нас и внутри нас. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать.

Ребята, а теперь вдохните и задержите дыхание. Почему вы открыли рот? (Ответы детей: начали задыхаться)

Чего вам не хватало? (Дети: воздуха) Правильно, человек не может прожить без воздуха. А какой воздух нужен человеку и всему живому? (Ответы детей: чистый, свежий) А что для этого нужно делать? (ответы детей: не загрязнять окружающую среду, не сорить).

Ребята, а почему же мы не видим воздух, если он везде, как вы думаете?

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!

Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в лабораторию. Вот наша лаборатория посмотрите сколько здесь много разного оборудывания, Оно нам пригодится для исследований (дети проходят к столу 1).

Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Воспитатель: Ребята что это? (пакет) Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький, его можно сложить в несколько раз, сложим пополам и еще раз пополам. А сейчас будем учиться ловить воздух. откроем пакет, ручки вверх и быстро опустим вниз. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

ВЫВОД: Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель:

Какого цвета воздух? (ответы детей). На столе у меня фонарик, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет.

ВЫВОД

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.

Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили

И на волю отпустили!

Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой стал когда воздух мы выпустили?

Опыт 2. "Что легче: вода или воздух?" Тазик, стаканы

Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустой стакан.

Воспитатель :как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в стакане? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить стакан в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать его ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в стакан? А теперь слегка наклоните стакан и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из стакана, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.

Опыт 3. Чем пахнет воздух?

Воспитатель: Как можно почувствовать запах воздуха?

Дети: Понюхать.

Воспитатель: сам воздух не имеет запаха, но переносит их. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, что нам приготовили. Или мы можем услышать запах духов или др. пахучих веществ.

Воспитатель: Давайте проверим, сделаем вдох.

Вывод: воздух не имеет запах.

Воспитатель: А теперь давайте понюхаем (чеснок, хлеб, мыло, лук, лимон, апельсин).

Воспитатель: Ребята, воздух может передавать запахи.

Опыт 4. Можем ли мы услышать воздух?

Воспитатель: На самом деле, звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.

Давайте с вами возьмём колпачки и подуем в них. Что же происходит?

Дети: Мы слышим звук – воздух выходит из колпачка.

Воспитатель: Так же мы может услышать воздух и другим способом (воздух, издаваемый из свистульки, резиновой игрушки, музыкально – духовые инструменты).

Вывод: звук возникает при быстром движении воздуха.

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 5. «Воздух внутри и вокруг нас».

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!

Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух (ответы детей).

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет».

(Дети поочередно кладут в тазик с водой стеклянные шарики, железные мелкие предметы, пробки, поролоновый мячик др. предметы. И наблюдают какие из них тонут, а какие плавают).

Опыт 6. Движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, плывут облака, крутится вертушка и тд.). Ветер – это движение воздуха.

Я предлагаю вам, увидеть и почувствовать движение воздуха. Давайте подуем на небольшие и легкие предметы и увидим, как они двигаются.

Возьмите веера и помашите ими перед лицом. Что вы чувствуете?

Дети: Небольшой ветерок, чувствуем как движется воздух.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

А можно ли увидеть ветер? (Предположения детей).

Воспитатель: Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит по небу облака, поднимает листья на земле,когда по воде бегут кораблики.

И у нас посмотрите, кораблики. Ребята, а можем мы совершить волшебство и заставить их двигаться, крутиться? Возьмите волшебные палочки и подуйте в них на наши кораблики.

Опыт с корабликами 7. Дуют через трубочку на кораблики, и они начинают двигаться.

Воспитатель: Вот такой, ребята, ветер – волшебник, Он может раскачивать деревья, крутить вертушку, поднимать листья, двигать корабли

Воспитатель: Ребята, когда мы выдували воздух, он был похож на что? (Дети: на ветер) Правильно, на ветер. Ветер – это движение воздуха

Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших исследований и проведенных опытов мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии).

Дети: - что воздух постоянно нас окружает;

- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- что воздух легче воды;

- что воздух есть внутри предметов;

- что воздух есть внутри людей.

- что чистый воздух не имеет запаха, но может его передавать.

- что ветер – это движением воздуха. Воздух можно услышать.

Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? (на столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая салют.

-Какие красивые картины у нас получились. Давайте ими мы с вами украсим нашу группу!

Ребята воздухом можно ещё поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри! Дети дуют мыльные пузыри.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментированию «Воздух вокруг нас» в средней группе Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию «Воздух вокруг нас» в средней группе. Разработал: воспитатель.

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник» Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: - познакомить.

Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в старшей логопедической группе «В синем море»Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в старшей логопедической группе «В синем море» Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой Задачи: Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Воздух-волшебник». Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе
Опубликовано: 10 февраля 2025 в 20:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Воздух-волшебник». Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Кошелева Татьяна (УИ 1423976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД