Кошелева Татьяна
«Воздух-волшебник». Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экспериментированию
в средней группе
«Воздух-волшебник»
Подготовила воспитатель: Кошелева Т. И.
Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воздуха;
- закрепить знания детей об известных свойствах воздуха;
- формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты;
Развивающие:
- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом;
Воспитательные:
- прививать бережное отношение к природе;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать аккуратность при проведении опытов, осторожность.
Материал и оборудование: Полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, пластмассовые (стеклянные) стаканчики, пластмассовые трубочки, кораблики и веера (по количеству детей, 2 пластмассовых тазика среднего размера, крышечки от фломастеров.
ХОД НОД:
Приветствие:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: дети, посмотрите, что это у меня под столом? (воздушные шары – 3шт).
Воспитатель: тут на одном из шаров написана загадка, вы внимательно послушайте и отгадайте.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Что это? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это воздух, сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные! Прежде чем отправиться в лабораторию давайте поищем воздух. Здесь не видно воздуха, и тут тоже не видно…Где же он? (Предположения детей)
Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике. Воздух везде вокруг нас и внутри нас. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать.
Ребята, а теперь вдохните и задержите дыхание. Почему вы открыли рот? (Ответы детей: начали задыхаться)
Чего вам не хватало? (Дети: воздуха) Правильно, человек не может прожить без воздуха. А какой воздух нужен человеку и всему живому? (Ответы детей: чистый, свежий) А что для этого нужно делать? (ответы детей: не загрязнять окружающую среду, не сорить).
Ребята, а почему же мы не видим воздух, если он везде, как вы думаете?
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в лабораторию. Вот наша лаборатория посмотрите сколько здесь много разного оборудывания, Оно нам пригодится для исследований (дети проходят к столу 1).
Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Ребята что это? (пакет) Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький, его можно сложить в несколько раз, сложим пополам и еще раз пополам. А сейчас будем учиться ловить воздух. откроем пакет, ручки вверх и быстро опустим вниз. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
ВЫВОД: Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Воспитатель:
Какого цвета воздух? (ответы детей). На столе у меня фонарик, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
ВЫВОД
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой стал когда воздух мы выпустили?
Опыт 2. "Что легче: вода или воздух?" Тазик, стаканы
Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустой стакан.
Воспитатель :как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в стакане? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить стакан в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать его ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в стакан? А теперь слегка наклоните стакан и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из стакана, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.
Опыт 3. Чем пахнет воздух?
Воспитатель: Как можно почувствовать запах воздуха?
Дети: Понюхать.
Воспитатель: сам воздух не имеет запаха, но переносит их. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, что нам приготовили. Или мы можем услышать запах духов или др. пахучих веществ.
Воспитатель: Давайте проверим, сделаем вдох.
Вывод: воздух не имеет запах.
Воспитатель: А теперь давайте понюхаем (чеснок, хлеб, мыло, лук, лимон, апельсин).
Воспитатель: Ребята, воздух может передавать запахи.
Опыт 4. Можем ли мы услышать воздух?
Воспитатель: На самом деле, звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.
Давайте с вами возьмём колпачки и подуем в них. Что же происходит?
Дети: Мы слышим звук – воздух выходит из колпачка.
Воспитатель: Так же мы может услышать воздух и другим способом (воздух, издаваемый из свистульки, резиновой игрушки, музыкально – духовые инструменты).
Вывод: звук возникает при быстром движении воздуха.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 5. «Воздух внутри и вокруг нас».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух (ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет».
(Дети поочередно кладут в тазик с водой стеклянные шарики, железные мелкие предметы, пробки, поролоновый мячик др. предметы. И наблюдают какие из них тонут, а какие плавают).
Опыт 6. Движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, плывут облака, крутится вертушка и тд.). Ветер – это движение воздуха.
Я предлагаю вам, увидеть и почувствовать движение воздуха. Давайте подуем на небольшие и легкие предметы и увидим, как они двигаются.
Возьмите веера и помашите ими перед лицом. Что вы чувствуете?
Дети: Небольшой ветерок, чувствуем как движется воздух.
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
А можно ли увидеть ветер? (Предположения детей).
Воспитатель: Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит по небу облака, поднимает листья на земле,когда по воде бегут кораблики.
И у нас посмотрите, кораблики. Ребята, а можем мы совершить волшебство и заставить их двигаться, крутиться? Возьмите волшебные палочки и подуйте в них на наши кораблики.
Опыт с корабликами 7. Дуют через трубочку на кораблики, и они начинают двигаться.
Воспитатель: Вот такой, ребята, ветер – волшебник, Он может раскачивать деревья, крутить вертушку, поднимать листья, двигать корабли
Воспитатель: Ребята, когда мы выдували воздух, он был похож на что? (Дети: на ветер) Правильно, на ветер. Ветер – это движение воздуха
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших исследований и проведенных опытов мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии).
Дети: - что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.
- что чистый воздух не имеет запаха, но может его передавать.
- что ветер – это движением воздуха. Воздух можно услышать.
Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? (на столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая салют.
-Какие красивые картины у нас получились. Давайте ими мы с вами украсим нашу группу!
Ребята воздухом можно ещё поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри! Дети дуют мыльные пузыри.