Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»

Ольга Артюгина
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Ивантеевка

Городского округа Пушкинский Московской области «Гимназия №3»

Открытый НОД по экспериментальной деятельности

в подготовительной группе «Буратино»

Тема: «Как происходит извержение вулкана»

Подготовила и провела

Воспитатель: Артюгина О. А

Ивантеевка 2023г

«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»

Цель:

Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Извержение вулкана“» размещена в разделах

Познакомить детей с природным явлением — вулканами, их строением, причиной извержения.

Задачи:

Формировать представление о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.

Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.

Познакомить детей с профессией – вулканолог, значение его труда.

Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Развивать самостоятельность, аккуратность.

Учить работать по схемам.

Демонстрационные материал: макет вулкана, иллюстрации вулканов различных видов.

Оборудование: смесь для извержения (сода, лимонная кислота, красная краска, столовый уксус, емкости для смешивания, схемы.

Предварительная работа: чтение энциклопедии о вулканах; рассматривание иллюстраций с различными видами вулканов, просмотр короткометражного фильма «Вулканы и гейзеры». Изготовление макета вулкана.

Методы и приё мы:

-Двигательный: (физминутка)

-Словесные: указания, объяснения, поощрения.

-Практические: выполнение задания детьми.

Этап занятия Содержание Время

1. Организационный, мотивационный Мотивация детей на работу. 3 мин.

2. Основная часть Самостоятельная продуктивная деятельность детей 20 мин.

3. Рефлексия Закрепление материала.

5 мин.

Ход занятия:

Входим в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются с гостями)

Сегодня мы будем заниматься исследовательской деятельностью по изучению природных явлений. О чем пойдет сегодня речь, мы узнаем если отгадаем загадки?

Сейчас я вам их загадаю:

«Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан)

Правильно, сегодня мы с вами поговорим про вулканы.

Как вы думаете, что такое вулкан?

Дети: Вулкан – это гора, с отверстием на вершине.

Воспитатель: А на что же похожа эта огнедышащая гора? На какую геометрическую фигуру?

Дети: На конус, на треугольник.

Воспитатель: А что извергает вулкан?

Дети: Из вулкана выливается раскаленная лава, камни, пепел…

Включается спокойная тихая музыка.

Воспитатель: Послушайте легенду про древнего бога Вулкана :

В Древней Греции жил бог по имени Гефест. Странный это был бог: некрасивый и хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. Древние римляне дали этому богу имя Вулкан. Так и жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Воспитатель: Ребята, вспомним, строение вулкана?

(Рассказ сопровождается показом слайдов) .

Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется – земная кора. А вот места, где большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломом. Вот посмотрите, что происходит при извержении.

(Слайд - извержение вулкана)

Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока и быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору.

Что же выходит из вулкана?

Дети: Из вулкана выходит пар, газы, вулканические бомбы, вылетают камни, пепел.

Воспитатель: Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре.

Воспитатель: Ребята, подскажите, как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?

Дети: Их называют вулканологами.

Воспитатель: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удаётся предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись.

Воспитатель: А сейчас посмотрим и вспомним, какие бывают вулканы.

(Показ слайдов или картинок с изображением вулканов)

Дети:

1. Вулканы бывают действующие - это которые извергают лаву.

2. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

3. Потухшие - не извергающие лаву.

Воспитатель: Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. А бывает, она вытекает «спокойно». Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу?

Дети: Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы, поэтому почва в близи вулканов плодородная.

Воспитатель: У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. (Показать на карте или глобусе расположение вулканов).

Воспитатель: Интересно! Хотите в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Давайте пройдем в лабораторию «интересных открытий». В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов.

Физминутка: «Вулкан»

Вулканы начали «играть» Присесть, постепенный подъёмна носочки вверх,

Из жерла лаву извергать потянутся, сделать несколько встряхиваний

кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Поднимаем руки вверх одновременно сжимаем и

Как грозен он сейчас на вид! разжимаем пальцы рук в кулак.

Но вот он начал уставать- Медленное опускание рук с одновременным

Огонь в нём начал угасать приседанием.

Последний раз огнём дыхнул Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул. Складывают руки под щеку «засыпают, спят».

А теперь мы с вами отправимся в нашу лабораторию.

Подходим все к столу…

Вот мы с вами и попали в лабораторию. Мы с вами уже много опытов проделали с водой и глиной, исследовали камни, познакомились с минералами, узнали много интересного и полезного, а сегодня я приготовила для вас опыт «извержение вулкана». Смотрите в нашей лаборатории есть халат, это халат для профессора, он как раз моего размера. Можно я буду профессором, а вы будете моими помощниками, для вас в нашей лаборатории есть фартучки! Давайте все это наденем. Теперь у нас настоящая лаборатория, есть и профессор, и помощники и все для опыта тоже есть. Давайте пройдём к макету и ещё раз внимательно посмотрим на гору и вспомним: что же такое кратер вулкана?

Дети: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами на вершине горы.

Воспитатель: Что же такое жерло вулкана?

Дети: На дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.

Воспитатель: Как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана?

У нас с вами на подносе уже есть готовые макеты вулканов.

Ребята, посмотрите, пожалуйста на схему, здесь указан порядок, в соответствии с которым нам нужно будет закладывать компоненты в кратер вулкана.

1. Насыпаем 5 ложек соды.

2. Насыпаем 2 ложки лимонной кислоты.

3. Добавляем 10 капель красной краски.

4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? Дети: Опасно, самому пользоваться нельзя - это уксус, наливать можно только взрослому.

Воспитатель: Его добавлю я сама, когда у нас будет все готово.

Дети с профессором проводят опыт.

Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.

Воспитатель: Ребята, мы с вами провели опыт, который назвали «Извержение вулкана». Как вы думаете, похоже это на настоящее извержение? (Дети высказывают свои мнения.)

Вывод:

Когда сода и лимонная кислота смешивается с уксусом, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.

Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.

Воспитатель: Дети, вам интересно было сегодня в лаборатории? А что бы вы хотели узнать ещё?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.

Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни. Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без земли жить не сможем. Это было, есть, и это будет всегда.

Ребята, я хочу вам подарить этот набор в наш уголок экспериментирования, и мы с вами обязательно вернемся к этому опыту.

А сейчас давайте снимем фартучки, халат и выйдем на ковер и вернемся из лаборатории в группу.

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело мы идём вперёд,

Где детский сад уже нас ждёт.

Когда в группу мы пришли,

Скажем вместе «1, 2, 3».)

Вот мы с вами снова в нашей группе. На этом наше занятие окончено. Спасибо!

Публикации по теме:

«Извержение вулкана» — опыт в подготовительной группе«Извержение вулкана» — опыт в подготовительной группе Чтобы вызвать у дошкольников интерес к учебе, чтобы они полюбил химию и физику, мы проводим с ними разные занимательные опыты. После.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»Фотоотчет об экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана» Дети – удивительные экспериментаторы. Их любознательность не знает границ. И это замечательно! В течении недели науки дети средней группы.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»
Опубликовано: 30 апреля 2024 в 23:44
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД