Ольга Артюгина
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Ивантеевка
Городского округа Пушкинский Московской области «Гимназия №3»
Открытый НОД по экспериментальной деятельности
в подготовительной группе «Буратино»
Тема: «Как происходит извержение вулкана»
Подготовила и провела
Воспитатель: Артюгина О. А
Ивантеевка 2023г
Темочки:
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»
Цель:
Познакомить детей с природным явлением — вулканами, их строением, причиной извержения.
Задачи:
Формировать представление о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.
Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.
Познакомить детей с профессией – вулканолог, значение его труда.
Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Развивать самостоятельность, аккуратность.
Учить работать по схемам.
Демонстрационные материал: макет вулкана, иллюстрации вулканов различных видов.
Оборудование: смесь для извержения (сода, лимонная кислота, красная краска, столовый уксус, емкости для смешивания, схемы.
Предварительная работа: чтение энциклопедии о вулканах; рассматривание иллюстраций с различными видами вулканов, просмотр короткометражного фильма «Вулканы и гейзеры». Изготовление макета вулкана.
Методы и приё мы:
-Двигательный: (физминутка)
-Словесные: указания, объяснения, поощрения.
-Практические: выполнение задания детьми.
Этап занятия Содержание Время
1. Организационный, мотивационный Мотивация детей на работу. 3 мин.
2. Основная часть Самостоятельная продуктивная деятельность детей 20 мин.
3. Рефлексия Закрепление материала.
5 мин.
Ход занятия:
Входим в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями)
Сегодня мы будем заниматься исследовательской деятельностью по изучению природных явлений. О чем пойдет сегодня речь, мы узнаем если отгадаем загадки?
Сейчас я вам их загадаю:
«Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
Правильно, сегодня мы с вами поговорим про вулканы.
Как вы думаете, что такое вулкан?
Дети: Вулкан – это гора, с отверстием на вершине.
Воспитатель: А на что же похожа эта огнедышащая гора? На какую геометрическую фигуру?
Дети: На конус, на треугольник.
Воспитатель: А что извергает вулкан?
Дети: Из вулкана выливается раскаленная лава, камни, пепел…
Включается спокойная тихая музыка.
Воспитатель: Послушайте легенду про древнего бога Вулкана :
В Древней Греции жил бог по имени Гефест. Странный это был бог: некрасивый и хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. Древние римляне дали этому богу имя Вулкан. Так и жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Воспитатель: Ребята, вспомним, строение вулкана?
(Рассказ сопровождается показом слайдов) .
Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется – земная кора. А вот места, где большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломом. Вот посмотрите, что происходит при извержении.
(Слайд - извержение вулкана)
Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока и быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору.
Что же выходит из вулкана?
Дети: Из вулкана выходит пар, газы, вулканические бомбы, вылетают камни, пепел.
Воспитатель: Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре.
Воспитатель: Ребята, подскажите, как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?
Дети: Их называют вулканологами.
Воспитатель: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удаётся предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись.
Воспитатель: А сейчас посмотрим и вспомним, какие бывают вулканы.
(Показ слайдов или картинок с изображением вулканов)
Дети:
1. Вулканы бывают действующие - это которые извергают лаву.
2. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
3. Потухшие - не извергающие лаву.
Воспитатель: Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. А бывает, она вытекает «спокойно». Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.
А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу?
Дети: Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы, поэтому почва в близи вулканов плодородная.
Воспитатель: У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. (Показать на карте или глобусе расположение вулканов).
Воспитатель: Интересно! Хотите в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Давайте пройдем в лабораторию «интересных открытий». В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов.
Физминутка: «Вулкан»
Вулканы начали «играть» Присесть, постепенный подъёмна носочки вверх,
Из жерла лаву извергать потянутся, сделать несколько встряхиваний
кистями рук, опустить руки вниз.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Поднимаем руки вверх одновременно сжимаем и
Как грозен он сейчас на вид! разжимаем пальцы рук в кулак.
Но вот он начал уставать- Медленное опускание рук с одновременным
Огонь в нём начал угасать приседанием.
Последний раз огнём дыхнул Дышат как драконы «извергающие огонь»
И на десятки лет уснул. Складывают руки под щеку «засыпают, спят».
А теперь мы с вами отправимся в нашу лабораторию.
Подходим все к столу…
Вот мы с вами и попали в лабораторию. Мы с вами уже много опытов проделали с водой и глиной, исследовали камни, познакомились с минералами, узнали много интересного и полезного, а сегодня я приготовила для вас опыт «извержение вулкана». Смотрите в нашей лаборатории есть халат, это халат для профессора, он как раз моего размера. Можно я буду профессором, а вы будете моими помощниками, для вас в нашей лаборатории есть фартучки! Давайте все это наденем. Теперь у нас настоящая лаборатория, есть и профессор, и помощники и все для опыта тоже есть. Давайте пройдём к макету и ещё раз внимательно посмотрим на гору и вспомним: что же такое кратер вулкана?
Дети: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами на вершине горы.
Воспитатель: Что же такое жерло вулкана?
Дети: На дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.
Воспитатель: Как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана?
У нас с вами на подносе уже есть готовые макеты вулканов.
Ребята, посмотрите, пожалуйста на схему, здесь указан порядок, в соответствии с которым нам нужно будет закладывать компоненты в кратер вулкана.
1. Насыпаем 5 ложек соды.
2. Насыпаем 2 ложки лимонной кислоты.
3. Добавляем 10 капель красной краски.
4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? Дети: Опасно, самому пользоваться нельзя - это уксус, наливать можно только взрослому.
Воспитатель: Его добавлю я сама, когда у нас будет все готово.
Дети с профессором проводят опыт.
Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.
Воспитатель: Ребята, мы с вами провели опыт, который назвали «Извержение вулкана». Как вы думаете, похоже это на настоящее извержение? (Дети высказывают свои мнения.)
Вывод:
Когда сода и лимонная кислота смешивается с уксусом, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.
Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.
Воспитатель: Дети, вам интересно было сегодня в лаборатории? А что бы вы хотели узнать ещё?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.
Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни. Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без земли жить не сможем. Это было, есть, и это будет всегда.
Ребята, я хочу вам подарить этот набор в наш уголок экспериментирования, и мы с вами обязательно вернемся к этому опыту.
А сейчас давайте снимем фартучки, халат и выйдем на ковер и вернемся из лаборатории в группу.
По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали,
Смело мы идём вперёд,
Где детский сад уже нас ждёт.
Когда в группу мы пришли,
Скажем вместе «1, 2, 3».)
Вот мы с вами снова в нашей группе. На этом наше занятие окончено. Спасибо!