Ирина Чебанова
Конспект открытого занятия «Путешествие по русским народным сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать знание детей о русских народных сказках.
Задачи: -обобщить представление о сказках, ее особенностях и видах: волшебные, бытовые, сказки о животных; совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрации, по отрывку;
-развивать зрительное восприятие, на основе упражнения"Посмотри,найди,разложи";
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие по русским народным сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
-поднять эмоциональный настрой детей посредством встречи с героями сказок и игровой деятельности. Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, у нас сегодня много гостей.
- Давайте поздороваемся с нашими гостями, и пожелаем им приятного просмотра нашего занятия!
Рефлексия настроения
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой интересный замок!
Он был когда-то светлым, многолюдным,
Жила здесь королевская семья.
Здесь день любой весёлым был и шумным,
И на турнирах раздавался звон копья.
А ныне замок мрачен и заброшен,
Стоит как тёмно-серый истукан,
Как будто чем-то сильно потревожен
Лесной хранитель – старый великан.
- Давайте мы с вами вернем замку жизнь, а для этого надо зажечь свет в окнах. На столе лежат разноцветные окна замка. Выберите окно, цвет, которого соответствует вашему настроению, и прикрепите его.
- Посмотрите, как преобразился замок, какие разноцветные окна! Молодцы ребята, рассаживайтесь по местам.
(под музыку появляется лиса)
Сюрпризный момент
Лиса: - А вот и я! Вы, знаете кто я? (ответы детей)
Лиса: - Я, хитрая лиса, я знаю все о вас.
Воспитатель: - Ну и тебя Патрикеевна, мы знаем очень хорошо, сказок о тебе прочитали много.
Ой, что это? Да это же волшебная книга (дети вместе с воспитателем любуются книгой, звучит музыка волшебная.)
Лиса: - Мне сказочница велела передать вам эту книгу, но чтобы открыть ее, вам надо выполнить задание.
Воспитатель: - Где задание?
Лиса: - Все здесь, на столе лежат конверты – это и есть ключ, к волшебной книги. А пока они будут мучиться: - Я сяду на лавочку, хвостик под лавочку и буду смотреть.
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, какие задания передала нам сказочница.
- Раскройте перед собой задание, посмотрите и выберете из конверта те картинки, которые изображены на вашем задании. Разложите их на соседний лист в том же порядке. Лишние картинки отложите в сторону.
Воспитатель: - Молодцы ребята, выполнили все задания сказочницы быстро и правильно, а теперь все аккуратно сложите в конверт.
Лиса: - Молодцы, а я то – думала, вы не справитесь. Мне пора бежать по своим делам, меня ждут дети в других сказках.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, волшебная книга открылась!
И нас сегодня ждет увлекательное путешествие, мы с вами отправимся в волшебный мир сказок.
Введение в тему
Жили-были старик и старуха.
Любишь ты сказки? Так слушай, молчи.
Добрая сказка, тёплая, только, что из печи.
А что может быть правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть - И сразу тепло.
В сказках, как в жизни, земля и небо,
Солнце и тучи, добро и зло.
Добрую сказку помню с детства.
Хочу, чтобы сказку послушал и ты.
Чтобы подкралась к самому сердцу,
И заронила зерно доброты.
В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали “из уст в уста”. Каждый что-нибудь свое в сказки добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века. А кто скажет, почему их называют русскими – народными?
Нам пора отправляться в путь-дороженьку: белый свет повидать, себя показать, встретиться с русскими народными сказками.
- Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
Воспитатель: Наше путешествие сказочное, поэтому мы будем передвигаться как в сказке.
- Я, придумала, у нас есть волшебная печь, из сказки «По щучьему велению». На ней мы и отправимся в наше сказочное путешествие.
- Что надо сказать, чтобы попасть в сказку?
- Давайте все вместе, дружно скажем: «По щучьему велению, по нашему хотению» – вези нас печь в сказочную страну.
Релаксация
Воспитатель: - А сейчас мы с вами закроем глаза и представим, как мы едем далеко – далеко, по лесам, по горам, по деревням и городам, по морям и по океанам, по рекам и озерам. А вот уже и видна сказочная страна… Мы с вами приехали. Откройте глаза, медленно оглядитесь вокруг, посмотрите на меня. Вот мы и в сказке, ведь именно в сказке происходят настоящие чудеса.
Основная часть
Воспитатель: «Сказка, сказка, отзовись, поскорее к нам явись!
- Ребята, посмотрите, кто нас встречает?
Дети: Cказочница.
- Что на этот раз она для нас приготовила? Давайте посмотрим…
(Показ слайдов,
Здесь экран волшебный есть, сказок тут не перечесть!
Вот, что значит страна сказок, чудес и волшебства.
В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок, дарят нам тепло.
Пусть добро навеки, побеждает зло!
Сказки знают и любят все. Русские народные сказки бывают бытовыми, в них описывается жизнь и быт народа;
В волшебных сказках мы встречаем : Кощея – Бессмертного, Бабу – Ягу, Змея - Горыныча.
Раньше всего появились сказки о животных, в которых действующими лицами являются звери. – это один из древнейших видов русских сказок. Наиболее часто в сказках о животных мы встречаемся с лисой.
Лиса - во всех сказках хитрая, расчетливая, старается все заполучить обманом.
Волк - жадный и злой. Его часто изображают глупым, поэтому его одурачивают персонажи сказок похитрее, например, лиса.
Заяц - слабый, но хитрый. Благодаря своей ловкости он с легкостью выходит из затруднительных положений.
Медведь - хозяин леса, он обладает властью над другими животными, но с простоватым характером.
Ребята какие сказки о животных вы знаете?
Воспитатель: Ну а мы продолжаем наше путешествие и открываем следующую страничку.
В волшебных сказах перед нами возникает иной, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные герои, добро всегда побеждает, зло. Это мир, где Иван-царевич мчится на сером волке, в темном таинственном лесу.
Красивая молодая девушка, отказалась выйти замуж за Змея Горыныча, за что он и превратил ее в лягушку. Царевна- лягушка представлена в сказке умной красивой, хорошей рукодельницей.
В волшебной сказке пройдя испытания на своем пути, отважный герой находит смерть Кощея Бессмертного.
В них всё необыкновенно. Люди, земля, реки, деревья, птицы. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелит зерно. Стоит человеку только три раза постучать — она и начнет крутиться. Что прикажешь, то мельница и намелет, только успевай подбирать. Печка разговаривает, печет пироги.
Ребята, посмотрите, какая сказка здесь живет. Девочка, ищет своего брата, но герои отказывают ей: она обращается за помощью к печке, но не пробует пирожка ржаного – говоря, что у батюшки они пшеничные. Обратилась к яблоне, но не стала, есть яблока лесного, у ее батюшки яблоки садовые, да сладкие, отказала и речке с кисельными берегами, сказав, что у батюшки и кисель со сливочками не пьется. На обратном пути, когда девочка убегала с братцем, спасаясь от погони, ей помогли и речка, закрыв их своими берегами, и яблоня, спрятала под своими ветвями. И печь тоже помогла детям укрыться. В какой сказке мы побывали?
Ребята, а какие волшебные сказки вы знаете?
Воспитатель: Мы открываем еще одну страницу, что на этот раз приготовила нам сказочница? Сказки не простые бытовые.
Бытовая сказка - появилась гораздо поздней волшебной. В ней главные герои люди – добиваются своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости. Как следует из названия, к бытовым сказкам относят такие, в которых описывается жизнь народа, например, высмеиваются какие-либо качества людей, жадность, глупость.
- А какие еще бытовые сказки вы знаете? (горшок, добрый поп, барин и мужик)
Воспитатель: У каждого вида сказок свое назначение, свое настроение и рассказывать их надо по-особому. Сказки учат нас отличать добро от зла, ведь недаром во многих сказках можно прочитать фразу: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Воспитатель: Ребята, давайте дадим отдохнуть нашим глазам.
Гимнастика для глаз.
Открываем глазки – раз, а зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре, раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули, наши глазки отдохнули.
Воспитатель: Тихо дети поднимитесь, покружитесь, осмотритесь в героев сказок превратитесь.
Физкультминутка
С вами нам размяться нужно, сделаем зарядку дружно.
Мимо гуси пролетали, крыльями они махали.
Опустились гуси к нам, посмотреть по сторонам.
На полянку вышел мишка, и собрать решил он шишки.
Раз, два, три, четыре, пять буду шишки собирать.
Тут козлятки прибежали, весело они скакали.
Мама к деткам подошла, и домой всех повела.
Повернулись все кругом, зашагали дружно в дом.
А теперь остановитесь, покружитесь, осмотритесь снова в деток превратитесь.
Продолжение основной части
Воспитатель: Поиграли, отдохнули, продолжаем наше путешествие по сказкам и открываем следующую страницу
Очутились мы в темном, дремучем лесу, возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в нее попасть? Кто в ней живет?
Дети: Баба – Яга
Звучит музыка. Появляется Баба - Яга, танцует.
Баба - Яга: Какие дорогие гости ко мне сегодня пожаловали! Как я вам рада, а то совсем меня старую позабыли-позабросили. До чего дошло – стороной обходят, боятся, злыдней считают. А, я вовсе не такая. Я даже очень хорошая! Вот на досуге сказочки почитываю. Хотите расскажу. Нет, лучше я вам загадки загадаю, да не простые, а про сказочных героев.
Узнай сказку по загадке Загадки Бабы - Яги.
Баба - Яга: Какие умные дети! Все сказки вы знаете, можно я останусь с вами?
Воспитатель: Ну что ж, с Бабой Ягой мы познакомились и не совсем уж она злая.
Баба – Яга: Ребята, а вы мне покажите сказку?
Воспитатель: Какую сказку ты хотела бы посмотреть?
Баба – Яга: Мне нравятся сказки о животных.
Воспитатель: Давайте покажем нашу любимую сказку.
Ребята, смотрите, а что это у нас тут, волшебный сундучок, В нашем волшебном сундучке есть шапочки. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь
А теперь давайте посмотрим, в кого же мы превратились. В кого превратился Максим, а Алёша кто?
Обыгрывание сказки : «Волк и семеро козлят».
Баба - Яга: Ребята, какую интересную сказку вы мне показали. Но мне пора возвращаться в свою сказку. До новых встреч в стране Сказок, чудес и волшебства.
Заключительная часть
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие по сказкам. Что самое главное в русских народных сказках? А какими словами заканчиваются сказки?
В каких сказках вы побывали?
На следующем занятии мы с вами обыграем другие сказки по вашему желанию. Нам пора возвращаться. На чем мы отправимся домой? Какие волшебные слова надо сказать?
Итог занятия
Вот мы с вами дома. Ребята, посмотрите на замок, давайте зажжем свет в окнах всего замка.
Выберите окно, цвет, которого соответствует вашему настроению после путешествия по сказкам. Посмотрите, какой красивый замок, мы вернули замку жизнь.
-Я рада, что на протяжении всего занятия ваше настроение не ухудшилось, а наоборот стало лучше.
- И все вы были внимательные, дружные и активные. Всего вам доброго.
- А также скажем «спасибо» нашим гостям за то, что они тоже путешествовали вместе с нами. Пожелаем им удачного дня!