Анастасия Смирнова
«Путешествие в зимний лес». Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Незабудка» «Путешествие в зимний лес»
Цель: Развитие нравственных представлений посредством расширения и углубления знаний о хороших и плохих поступках и эмоциях, которые они вызывают;уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
1) Воспитательная: воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; воспитывать интерес к деятельности; вызывать эмоциональный отклик. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, любовь к природе и птицам. Воспитание любви и заботы к птицам. Формирование нравственно-эстетических чувств к природе.
2) Развивающая : развивать воображение, любознательность, память и мышление детей; повышать речевую активность детей; развивать умение отвечать на вопросы; развивать зрительное восприятие.
3) Образовательная: Уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, о питании. Закрепить строение птиц.
Оборудование: Иллюстрации картинок зимы, зимнего леса. Иллюстрации с изображением птиц. Аудиозапись «Голоса птиц». Корм для птиц. Конверт с письмом.
Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная, холодная, снежная. Уточнить и расширить словарь по теме. Закрепить представления о характерных признаках зимы. Совершенствование грамматического строя речи. Обогащение и активизация словаря по теме. Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Предварительная работа
Наблюдение за птицами, прилетающими на участок. Кормление птиц, рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Рисование и лепка птичек. Подвижная игра «Стайка птичек».
Беседы о зимующих птицах, чтение рассказов и сказок: В. Звягина «Воробей», А. Яким «Покормите птиц зимой».
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественное -эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Ход НОД:
Дети входят в группу
Организационный момент. Воспитатель:
- К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся (Здравствуйте)
- Ребята, я рада вас видеть всех здоровыми, бодрыми, в хорошем настроении. Мне бы хотелось начать наше занятие с улыбки.
В круг скорее становись,
Крепко за руки берись.
- Повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом,
Напомнит нам как важно в жизни
Делиться счастьем и добром.
- Молодцы! Как приятно начинать день с улыбки! Садитесь.
Воспитатель: Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором написано детский сад «Семицветик», ребятам группы «Незабудка». Пришло это письмо из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку, и тогда мы узнаем, кто же прислал это письмо:
Воспитатель читает загадку: Эта хищница болтлива, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее… Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: сорока
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили!
Воспитатель: А сорока, это кто? (птица)
Воспитатель: А почему вы думаете что это птица?
Дети: Тело покрыто перьями, она умеет летать, у нее есть крылья, клюв, две лапки. (Показывает наглядно по картинке строение птицы на примере сороки.) Зачем птице клюв (перья, крылья, хвост, лапки?
Клюв - клевать, чистить перышки, долбят, нападают; перья –спасают от холода, жары, маскируют от врагов; крылья – летать, спасаться от врагов; хвост – используют, как руль, изменяет направление полета, служит тормозом при посадке, для равновесия; лапки – ходить, хватать, грести, защищаться, нападать, держаться за ветку, когда сидят.
Воспитатель: А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д.) Молодцы! Давайте скорее откроем конверт и узнаем, что все- таки в нем.
Воспитатель: «Дорогие ребята, я была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Чем они питаются? Ничего не пойму, что к чему?». Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в зимний лес, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать.
Воспитатель: Ребята, принимаем приглашение? (Принимаем)
Физминутка:
По тропинкам доброты вместе мы шагаем
И про добрые дела мы не забываем.
Дружно встали, улыбнулись,
Выше, выше потянулись.
Ну- ка, плечи расправляем,
Поднимаем, опускаем,
Вправо, влево повернулись,
Ручками колен коснулись,
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
(Дети выполняют движения по тексту)
Основная часть:
Воспитатель:
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в лесу зимой! Сколько снега. А какой свежий и чистый воздух! Давайте, почувствуем его!
Дыхательная гимнастика
А для этого вдох делаем носиком, а выдох – ртом, не спеша. (Упражнение повторяется 4-5 раз)
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько разных птиц в лесу!
Дидактическая игра «Один- много»
Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.
Снегирь-снегири, много на ветке снегирей;
Синица-синицы, много синиц;
Ворона-вороны, много ворон;
Воробей- воробьи, много воробьёв;
Свиристель- свиристели, много свиристелей;
Сорока- сороки, много сорок;
Дятел- дятлы, много дятлов.
Воспитатель: а давайте, ребята, прислушаемся и попробуем определить по пению птиц – какой голос какой птице принадлежит. Слушаем внимательно!
Звучит аудиозапись «Голоса птиц» (ворона, синица, сорока, свиристель, голубь, дятел). Дети обсуждают, как птицы подают голоса
Дидактическая игра «Птичьи разговоры»
Синица- свистит; снегирь- свистит;
Воробей чирикает;
Голубь-воркует;
Сорока- трещит;
Ворона каркает;
Дятел- стучит.
Воспитатель: ребята, дятел предлагает нам поиграть с ним.
Музыкально-ритмическая нейро игра с клависами «Дятел». Дети садятся в круг на ковёр и прохлопывают ритмический рисунок клависами за педагогом, проговаривая ритм слоги.
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами.
- Ребята, а как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.)
- Иногда за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда наша с вами зимняя подкормка спасает их от гибели. Они прилетают к нашим жилищам за помощью.
- Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? Что для этого нужно? (нужно птиц подкармливать, для этого надо мастерить кормушки.).
Воспитатель: дети находят поднос с заготовленной подкормкой для птиц: ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.
- Здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки; сытные, аппетитные семечки; полезный зерно; вкусные спелые ягоды; питательное, свежее сало; пшено. (Воспитатель вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе).
Воспитатель: Еда с нашего стола годится для птиц?
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка»
«Изготовим мы кормушки,
В них насыплем мы зерно. (Сгибаем и разгибаем пальцы рук)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам синицы, (Поочередно сгибаем пальцы в кулачек)
Голубь, клест и воробей.
И конечно ждем мы в гости
Красногрудых снегирей». (выполняем на обеих руках)
Воспитатель: Поиграем в дидактическую игру «Угощу птиц».
Каждый ребёнок называет птицу, проговаривает чем будет птицу угощать:
«Воробья угощу хлебными крошками»;
«Голубя угощу хлебными крошками»;
«Снегиря угощу рябиной»;
«Дятла угощу шишками»;
«Ворону угощу крупой»;
«Свиристеля угощу ягодой»;
«Синичку угощу салом»;
«Сороку угощу зерном».
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, пора возвращаться в детский сад:
«Раз, два повернись, снова в саду окажись!»
Воспитатель: Вот мы и вернулись с вами в детский сад.
Итог:
Вам понравилась прогулка в лес? Каких птиц мы с вами встретили? А почему птиц надо кормить зимой?
Воспитатель раздает детям подарки
Воспитатель: В трудные минуты не будем забывать о зимующих птицах, будем подкармливать их зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. Я предлагаю изготовить кормушки дома вместе с родителями, чтобы развесить их около своего дома и подкармливать птиц. А летом птицы будут помогать нам, они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.