Марина Ивакаева
Конспект открытого занятия по ручному труду (ткачество) в старшей группе. «В мастерской Марьи-искусницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа: Разучивание пословиц и поговорок о трудолюбии и лени, хороводных игр "Ленок", "Челнок"
Задачи:
1. Закрепление навыков художественного ручного ткачества.
2. Развивать умение применять знания о композиции, цветовых сочетаниях, выполняя творческое задание.
3. Развитие самостоятельности при выборе материала для работы.
4. Обогащать речь детей образными выражениями, поговорками.
5. Развитие эстетического вкуса, мелкой моторики рук.
6. Приобщение детей к истокам народной культуры, фольклору. Воспитатание трудолюбия, уважения к предметам народного искусства.
Публикация «Конспект открытого занятия по ручному труду (ткачество) в старшей группе, „В мастерской Марьи-искусницы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Содержание занятия :
Дети отправились со вторым воспитателем в сказочный лес, заблудились и набрели на домик Марьи-искусницы.
Марья : Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать. Кто вы такие?
Дети: мы ребята из д/с "Катюша" Находится он в г. Таганроге. А вас как зовут?
Марья : Меня зовут Марья-искусница. А это мой друг и помощник Петушок. Что с вами случилось, как вы сюда попали?
Дети: заблудились.
Марья : Вот оно что, ну проходите, на моё житьё-бытьё посмотрите. (обзор комнаты). Ой, заболталась я с вами, а меня работа ждет. Я ведь мастерица, не привыкла я лениться.
Дети: да и мы работать рады и не требуем награды, а работаем все вместе. Ведь дружба и братство дороже любого богатства.
Марья : тогда ваше место здесь, в моей мастерской. Только лентяй волшебником не станет. А я вам сейчас свое волшебство покажу.
"Земле русской поклонись, за работу ты возьмись. Дом родной, сады и пашни на рисунке появись" (открывается выставка работ народного ткачества)
Дети : мы дело своё тоже знаем, работать умеем.
Марья : Ну что же беру вас к себе в ученики. Ко мне ведь приходят те кому помощь моя нужна, да волшебство моё. Вот опять кто-то идет.
Входит Принцесса.
Принцесса: Марья, Марья помоги, заморские женихи просят им ковер представить, чтоб моё уменье славить, только я боюсь работы, не хватало мне заботы.
Дети: эх ты, без дела жить, только небо коптить.
Марья : Про кого так говорят? (ответы детей) Какие еще поговорки про лень и лентяев вы знаете?
Марья : вот поет нам Петушок, начинается урок.
Что нам нужно для работы, ребята? (нити, челноки, станки, клубки, ножницы)
Какими качествами должен обладать человек, который за ткачество берется? (трудолюбие, ловкость, внимательность и т. п.)
Молодцы! Можно и за работу приниматься. Только вот беда - нити волшебные у меня закончились. Что делать? не знаю!
Дети: Эй, работнички, идите лен сеять!
Песня "Ленок" (в хороводе)
Дети ходят по кругу и движениями показывают то, о чем поё тся в песне:
Уж мы сеяли, сеяли ленок,
Белый, славный кужелёк*.
Уродись наш ленок,
Тонок, долог и высок.
Лен ленистый, волокнистый,
К шитью ниткой шелковистой!
Мы леночек рвали, жали,
Обрезали, в поле стлали,
Во снопочки собирали.
А сушили приговаривали,
Лапоточками приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
Тонок, долог и высок.
Лен ленистый, волокнистый,
К шитью ниткой шелковистой!
Вот удался, удался ленок,
И мы пряли, пряли ленок,
Белый, славный кужелёк,
Вышивали дивный платок!
Марья : спасибо, работнички, порадовали вы меня. Но без рамы нить не натянуть, вдоль пролегает ее путь. Для чего нужна рама? (чтобы сплести основу) Как натягивается нить? (вертикально, цепляясь за зубчики) Послушайте загадку:
Вдоль по речке по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль плывет,
За собою всех ведет.
Что это? (челнок) Для чего он нужен? (он помогает проводить нить) В каком направлении работаем? (или справа налево, или слева направо, горизонтально вплетая)
Марья : Ну, а теперь и за работу можно приниматься. И ты, Принцесса, с нами садись и у ребят поучись. (Дети садятся за столы к своим станочкам и начинают плести)
Петушок кукарекает
Марья : потрудились вы на славу, жалко короток денёк, чтобы лучше продолжалось, отдохнём-ка мы часок, позже до конца все справим, аккуратно все оставим. Ведь работа хороша, если вложена душа. А сейчас игра зовёт, собирайтесь в хоровод.
Игра " Челнок"
Участники игры встают двумя шеренгами. Ребята одной шеренги поднимают руки и образуют "воротца". Запевают песню:
Бежит маленький бесок,
Суётся в частый лесок,
В кусточек ныряет,
Хвосточек теряет.
Во время исполнения песни ребята второй шеренги проходят под "воротцами", подражая движению ткацкого челнока между нитками. Затем встают друг против друга. Один из участников проговаривает: "Шили, вышивали тонко, бело полотно, белобархатно!" Все поют изображая движениями работ:
В первый раз вышивали - светел месяц со лунами,
Светел месяц со лунами, с частыми звездами;
Во второй раз вышивали - красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами, с теплыми облаками;
В третий раз вышивали - чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами, с рыскучими зверями;
В четвертый раз вышивали - сине море со волнами,
Сине море со волнами, с белыми кораблями4
Серёдку украшали лазорьевыми цветами.
Петушок кукарекает.
Марья : Но мы с вами заигрались. Петушок уже поёт и обедать всех зовёт.
Принцесса: Хочется мне поскорей уменьем удивить гостей. Работу свою представить и ваше уменье прославить.
Дети: Принцесса, не спеши. Поспешишь, людей насмешишь.
Марья : И то правда. Вы лучше завтра приходите и старанье приложите, все получится у вас. А теперь в добрый час. Вот клубочек золотой он проводит вас домой.
Дети, со вторым воспитателем возвращаются в группу.
* кужелёк - волокно льна