Наталья Тимофеева
Конспект открытого занятия по развитию речи: «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие эстетических представлений на основе ознакомления дошкольников с произведениями живописи, поэзии, музыки; развитие познавательной активности.
Задачи:
Развивать умения детей понимать и отгадывать загадки, расширить представления дошкольников о весенних изменениях в природе; развивать связную речь детей, совершенствовать умение подбирать слова - определения к существительным;
Развивать умение составлять предложения с заданным количеством слов на предложенную тему; называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи: „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Учить понимать слова, звучащие одинаково, но обозначающие разные предметы; Учить подбирать однокоренные слова к заданному слову, понимать слова с переносным значением, подбирать короткие и длинные слова;
Воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту, понимать выразительность языка произведения; Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к искусству.
Конспект составлен для детей подготовительной к школе группы для проведения в марте месяце, продолжительностью 30 минут.
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Участники мероприятия: дети.
Оборудование и материалы: Интерактивная доска, кукла – Весна, клумба для цветов, цветы (розы, ромашки, пролески, подснежники, тюльпаны, серединка со смайликом, стихи русских поэтов, отрывок из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, материал для бус, карточки для игрового упражнения «Ярмарка слов», иллюстрация лисы с лисятами, музыкальное произведение «Весна» А. Вивальди, картина А. Левитан «Весна. Большая вода»
Предварительная работа: чтение стихов о весне, литературных текстов, рассматривание иллюстраций, репродукций картин с весенним пейзажем, слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского «Подснежник», произведений композиторов Н. А. Римского – Корсакова, Вивальди. Составление предложений, длинных и коротких слов, беседы о животных, кличках, которые можно им дать.
Папка № 1-конспект НОД, папка № 2-материал к занятию (оборудование)
Словарная работа: половодье, корявая, выдолбленная, челнок, долгожданная, звонкая, разлив реки, отражаются
Организационный момент.
Предлагаю детям стать в круг. Дети (в кругу, взявшись за руки)
Чуть утро загорается,
Как я уже в саду.
Для всех кто повстречается,
Подарочек найду:
Всем улыбка и привет.
Ничего дороже нет.
Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение:
Весна
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
-А ну, вставай медведь! -
На веточки дохнула-
Пора зазеленеть!
Теперь весна –красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
-О каком времени года это стихотворение? Как вы узнали? Наша земля прекрасна в любое время года, но особое очарование приносит нам чаровница Весна. Поэты, художники, композиторы чувствуют весну, ее настроение и рассказывают нам о ней: каждый по-своему Поэты - в словах, художники - в красках, композиторы - в звуках.
-А теперь послушайте звуки весны в музыке А. Вивальди. Произведение так и называется «Весна». Вам понравилась эта чудесная музыка? Как она называется?
-Ребята, какие звуки весны можно услышать? А что можно увидеть?
-Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне, какая она? (долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая).
-Скажите, дети, про что можно сказать со словом весенний, весенняя?
-Ребята, я хочу познакомить вас с картиной. Называется она «Весна. Большая вода». Написал ее художник Исаак Ильич Левин.
-Что вы видите на этой картине?
Побуждаю детей к высказыванию своего мнения: почему картина называется «Весна. Большая вода»
-Какими словами можно рассказать о воде, какая она?
-Что можно сказать о небе?
-Как художник изобразил деревья на картине?
-Какие деревья, кроме березок вы видите на картине? Дополняю ответы детей: деревья затопила разлившаяся вода. Тоненькие молодые берёзки отражаются в чистой прозрачной воде, как в зеркале. Одна берёзка изогнулась. Воды очень много.
-Как художник изобразил деревья, что слева на берегу?
-Что художник изобразил на переднем плане картины?
-Такая маленькая лодочка, выдолбленная из цельного куска дерева, называется челнок. На переднем плане художник изобразил плавно изгибающийся песчаный берег с маленькой лодочкой.
-Как вы думаете, как она здесь оказалась?
-Что художник изобразил на дальнем плане картины?
-Какой день изображён на картине?
-Почему вы так думаете?
-Правильно, ребята, солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. На берегу пролегли чёткие тени от деревьев. На стволах берёз – солнечные блики. Растаял снег, небо отразилось в воде, и всё стало голубым. Стоит солнечный день.
-Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
-Ребята, вы запомнили, как называется картина?
Сюрпризный момент
-Ребята, к нам в гости пришла кукла-Весна. Посмотрите, ее платье украшено весенними цветами, на голове красивый весенний венок. Она принесла вам загадки в стихах:
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движением полна, зовут меня?
А вот послушайте еще:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
-Весна говорит, верно, весной тает снег, бегут ручьи. Задумайтесь над этой фразой.
-Почему говорят «бегут ручьи»? – бежать может человек, лошадь, другие животные. Бегут те, у кого есть ноги. У ручейка ног нет. Почему же про него говорят «бежит»?
-Слово «бежит» применяется в переносном значении
-Что имеют в виду, когда говорят «время бежит?»
Предлагаю поиграть в игру «Что означают эти слова?». Предлагаю детям истолковать фразы: «лес проснулся», «птичья песня льется», «дружная весна», «злая зима», «озорной ветер».
-Ребята, я предлагаю вам вспомнить и придумать «весенние» слова, созвучные слову «весна». А теперь к слову «солнце».
Предлагаю детям придумать короткие предложения со словом весна. Какое первое слово? Какое второе слово?
Предлагаю поиграть в игру «Кто в каком домике будет жить?». Предлагаю рассмотреть три домика.
-Сколько окошек в первом домике? Во втором? В третьем?
-Каждый квадратик обозначает одну часть слова. Скоро появятся насекомые и их надо будет расселить в домики. В первый домик тех, названия которых имеют одну только часть, во втором лишь те, в названии которых две части. А в третьем – насекомые с названием из трех частей.
Молодцы, расселили всех насекомых. Им очень понравилось новое жилье.
Физминутка. Хоровод «Веснянка».
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Побежал в лесу ручей
Прилетело сто грачей
А сугробы тают, таю
А цветочки подрастают, подрастают.
-Ребята, весна говорит, что принесла сказку «Ярмарка слов».
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова. Слов было много, поэтому продавцы продавали их целыми партиями. Продавцы на все лады зазывали покупателей: кому, кому иголки? Иголки понадобились многим. Кому? А вот слово «кисть»! Кому? Походи, не жалей, покупай поскорей! – раздавалось на другом конце ярмарки. Красная от смущения подошла рябина Кто же еще пришел за кистью? Слово «нос» шло нарасхват. Кто за ним пришел? Кому еще нужны носы?
Практическая часть
Бусы для куклы-Весны
Предлагаю детям сделать нашей гостье подарки – бусы. Объясняю, в какой последовательности нанизывать бусинки ( нанизывать бусинки на нитку нужно чередуя их по размеру и цвету: красная большая, 2 красные меньшего размера, белая большая и т. д.) После выполнения работы предлагаю одну нитку бус одеть кукле сейчас, а остальные сложить в шкатулку. Весне очень понравились ваши бусы. Она вас благодарит.
Кукла-Весна предлагает ребятам послушать сказку. Послушайте внимательно.
У меня в лесу живет лисичка. А у нее есть два сыночка. Мама лиса зовет их просто сыночки. Ребята, придумайте им клички. Кличка одного лисенка должна быть короткой, а другого длинной. Кыш любил все то, что называлось короткими словами, а Рыжехвостик все то, что называлось длинными словами. Много хлопот было у мамы лисы с приготовлением обеда, что кому готовить не знает.
-Ребята, поможем ей выбрать блюда?
-Что бы стал есть Кыш на первое?
-А Рыжехвостик?
-А на второе, что можно приготовить Кышу?
-А Рыжехвостику?
Очень обрадовалась лисонька, услышав ваши ответы. Теперь она знает, что можно приготовить своим малышам и говорит вам большое спасибо. Наступила весна, лед растаял и пароходы стали перевозить грузы по рекам. Ребята, у нас есть пароходы, но они не могут отправиться в плавание без воды. Давайте нарисуем волны.
Молодцы, красивые волны нарисовали, теперь наши кораблики отправятся в плавание.
А Весна принесла нам еще и цветы, их надо посадить на клумбу. Посмотрите и назовите, какие вы знаете цветы. Я предлагаю посадить цветы, в названии которых есть звук «П». Назовите эти цветы. В какой части слова вы слышите звук «П».
-Посчитайте, сколько всего посадили цветов? Сколько пролесков? Сколько тюльпанов? Сколько подснежников?
-Каких цветов больше?
-Молодцы, все старались.
-Ребята, о чем узнали сегодня на занятии?
-Что почувствовали?
-Давайте любить свою Родину, бережно охранять и защищать все живое, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник Исаак Ильич Левитан.
-Ребята, какое у вас настроение?
-Выберите себе ромашку с тем настроением, какое оно сейчас у вас.
-Вот и подошла наша встреча к концу. Вы выбрали ромашки с веселыми смайликами, я рада. Значит, занятие всем понравилось. Вы были внимательными и любознательными.