Кузнецова Наталья
«Обучение заучиванию стихотворения С. А. Есенина». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Обучение заучиванию стихотворения С. А. Есенина
«Береза».
Черепаново, 2024
Цель: Заучивание стихотворения С. А. Есенина «Береза» с помощью мнемотехники.
Задачи:
1. Познакомить детей со стихотворением С. А. Есенина, помочь разучить его наизусть, используя прием мнемотехники;
2. Развивать умения читать выразительно, негромко, интонационно передавая вос-хищение, любование, чувство завороженности, умения соотносить знаковые символы мнемотаблицы со словами, фразами, внимание, зрительную память, воображение, совершенствовать художественно – речевые исполнительные навыки при чтении стихотворения, связную речь при выражении своих мыслей, построении речевого высказывания, обогащать и активизировать пассивный и активный словарь.
3. Воспитывать положительное отношение и интерес к поэзии, познанию природы через художественные произведения, любовь к русской природе, умение видеть прекрасное рядом, умение слушать выступление сверстников.
Предварительная работа: Рассматривание деревьев зимой на прогулке и на репродукциях А. Куинджи «Березовая роща», И. И. Левитана «Золотая осень», чтение рассказов, стихов о зиме, рисование на зимние темы, слушание музыкальных произведений на стихи С. Есенина, дидактические игры «Найди лист березы», «Собери березку», «Угадай дерево по описанию», «Деревья, листья, плоды», просмотр презентации «Что я знаю о березе».
Словарная работа:
активизация: бахрома – украшение для скатерти, тесьма штор; снежная кайма – ветки дерева покрыты снегом, инеем, они свивают от тяжести снега как бахрома;
уточнение: принакрылась – укрылась, но не совсем; сонная тишина – все за-мерло; знахарь - врач, в старину на Руси, который лечил людей травами, полезными свойствами разных растений.
обогащение: заря - явление природы, когда солнце встает, небо окрашивается в малиновый цвет, природа просыпается; кисти - украшение в форме пучка, стянутого вверху и расходящегося внизу ниток или шнурков;
Демонстрационный материал: Портрет С. А. Есенина, мнемосхема для заучивания стихотворения «Береза» С. Есенина, ноутбук, телевизор, аудиозапись с чтением стихотворения С. Есенина " Береза" актером С. Безруковым.
Ход занятия
Воспитатель:
Утренний круг:
Доброе утро лесам и полям! Доброе утро скажу всем друзьям! (руки вверх, в стороны)
Доброе утро, родной детский сад! Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши).
Целый день мы будем вместе заниматься и играть (потирают ладошку о ладошку).
Кушать, спать, петь песни, прыгать и конечно же гулять (перечисляют, загибая пальчики).
Рад я видеть всех с утра, скажем весело: «Ура!» (руки вверх).
Воспитатель:
Ребята, какое у вас настроение? С таким радостным, веселым настроением мы начнем наше занятие. Сегодня утром у детского сада я встретила почтальона. Он передал мне необычное письмо, оно видимо не из России, а из какой то другой страны, посмотрите марки с изображением животных Африки и изображением африканского материка и на конверте какие то украшения или обереги. Хотите узнать от кого оно, что написано в том письме?
Воспитатель открывает конверт, на экране телевизора появляется изображение с ребенком – африканцем, читающий ребенок зачитывает надпись на листе из письма.
Здравствуйте, ребята подготовительной группы «Почемучки», детского сада №3
«Тополек» города Черепаново в России! Меня зовут Чиумбо Талебу, мое имя обозначает – маленький искатель знаний, я живу в городе Арлит на острове Чунга - Чанга в Африке и хожу в подготовительную группу нашей школы, у нас нет садиков, мы учимся сразу в школе. У нас круглый год лето и я не знаю, что такое зима, говорят она бывает очень холодной и злой. У нас в Африке красивые финиковые пальмы и баобабы, а у вас в России я слышал есть интересное дерево – береза и его любят так же как мы свои пальмы. А почему вы любите березу, она не выращивает плодов как наши деревья, а зимой вам наверно очень холодно и вы грустите, когда наступает зима? Напишите, расскажите нам, африканским детям почему вы любите березу или перешлите интересную информацию по электронному адресу, который я вам оставлю.
Воспитатель:
Ребята давайте расскажем на нашем занятии о прекрасном дереве – русской березе нашему африканскому другу, а я предлагаю помочь записать на видео всё о чем мы сегодня будем говорить нашему второму воспитателю, он поработает видеооператором и перешлет по данному адресу в Африку.
Основная часть
Воспитатель:
- Какое сейчас время года? Какие признаки у зимы? Зима в России очень красивая, не смотря на то, что в это время один день не похож на другой: то идет снег, дуют холодные ветры, бывают метели, то наступят сильные морозы, а бывают даже теплые дни.
- Вы любите зиму? Что хорошего бывает зимой, а что наоборот, вам зимой не нравится?
Воспитатель:
Много сказок, песен русский народ сочинил об этом дереве, русские поэты стихотворений.
Одно из таких стихотворений написал русский поэт Сергей Александрович Есенин (портрет). Он родился в селе Константиново Рязанской области, кото-рое со всех сторон окружали леса, поля. В доме, где родился поэт, окна комнаты, были с видом на реку и две березы ветками склонялись прямо к дому.
Рано утром зимой, проснувшись на заре, поэт из окна увидел очень красивую березку, это натолкнуло Сергея Александровича Есенина написать лирическое стихотворение, которое называется «Береза». Послушайте это произведение в исполнении актер театра и кино народный артист России Сергей Безруков – (аудиозапись).
Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
Воспитатель:
Беседа по содержанию стихотворения:
1. Понравилось вам стихотворение? О чем говорится в нем?
2. Кто автор произведения? Какими словами автор говорит о природе?
3. Как украсила зима ветки березы? Из каких слов в стихотворении можно понять, что береза задумалась, дремлет?
4. Как вы думаете, любит ли поэт русскую природу? Какое настроение передает автор своим произведением? (спокойное, задумчивое, нежное, он любуется красотой березки зимой, как будто обходит вокруг неё и осматривает со всех сторон).
5. Как вы думаете в какую погоду автор писал это стихотворение? (ясную, сол-нечную).
6. Каким голосом я читала это произведение : громко, торжественно как стих к 9 мая или наоборот, голосом, ласковым, спокойным, неторопливо.
Воспитатель:
Выслушивает ответы детей, помогает правильно построить фразы, подсказывает более точные слова, следит за речью и поправляет ошибки, если они есть.
- Русские люди с давних времен любили березу, знахари лечили людей целебными свойствами этого дерева, парились в бани березовыми вениками, а молодые люди водили хороводы вокруг нее.
Давайте и мы с вами проведем физминутку, поводим хоровод вокруг березы:
Физминутка:
Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод).
И к березке подойдем в белом сарафане (идет в центр хоровода).
Разойдемся в круг большой (расходятся).
И покружимся с тобой (кружатся).
Дует ветер на тебя (вдох – выдох, движения руками дуновение
ветра в лицо).
И садятся птицы (приседают).
А на ветках у тебя иней серебрится (поднимаются и поднимают руки).
На дворе сейчас зима, холодно, морозно (поглаживают себя руками по плечам).
Шубу снежную надень белая береза (идут в хороводе).
Воспитатель:
- Я предлагаю вам разучить это стихотворение наизусть, а поможет нам в этом специальная схема – таблица (воспитателем прочитывается стихотворение с основой на мнемотаблицу, проговаривая фразы, которые соответствуют иллюстрациям на мнемотаблице.
Вспомните, каким нужно голосом читать это стихотворение и постарайтесь прочитать его близко к моему показу.
Заучивание стихотворения по мнемотаблице: сначала воспитатель выразительно читает стих с показом соответствующих знаковых символов, затем дети хором вместе с воспитателем, ещё двое детей прочитывают стих по мнемотаблице, затем 3-4 детей читают стих выразительно.
- А прочитать стихотворение нужно спокойно, но выразительно, чтобы наш афри-канский друг полюбил нашу русскую березку как мы с вами, постарайтесь передать своим голосом всю сказочную красоту зимнего дерева.
Можно предложить прочитать стихотворение 2 детям одновременно по четверостишию (один воспитанник начинает стихотворение до слов – «распустились ки-сти белой бахромой», второй ребенок читает дальше стихотворение со слов - «и стоит береза в сонной тишине» до конца.
Воспитатель:
Заключительная часть
Рефлексия:
- А сейчас вы должны оценить себя. У нас находится картинка с изображением березки около дома, лежат 3 вида птиц. Если сегодня занятие вам понравилось, все получилось, не возникло трудностей при заучивании стихотворения - то выберите мудрую сову. Если возникли небольшие трудности, но вы справились - то выберите синичку. Если же вы считаете, что ничего не получилось и стихотворение не запомнилось вам - то выберите снегиря. Подумайте и оцените себя сегодня на занятии.
Теперь мы наше занятие перепишем, отправим почтой по указанному адресу в Африку Чиумбо Талебу в город Арлит острова Чунга - Чанга. И он узнает про нашу русскую березу, какой красивой она бывает в любое время года. Ведь береза – это символ нашей родины России, любимое дерево нашего народа. Где бы не росла береза в России, везде она приносит радость и свет и быть ей всегда на просторах нашей страны, потому, что вечен наш народ, земля Русская. А значит, мы ее должны беречь и охранять.
Мне понравилось как вы сегодня работали на занятии, дома можете родителям рассказать стихотворение про березу, кто захочет, нарисуйте березку в зимнее время и принесите в детский сад, мы сделаем выставку ваших работ.
В знак благодарности наш африканский друг угощает вас бананами (раздают-ся угощения).