Ирина Понкратова
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы «Занятие о хлебе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Занятие о хлебе»
Форма проведения: совместная деятельность.
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить воспитанников с процессами выращивания колоса, перемалывания колосьев в муку, а также выпекания хлеба;
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы „Занятие о хлебе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
• сформировать представление детей о злаках. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, подводить итог. Работать над совершенствованием диалогической формы речи воспитателя с детьми. Стремиться к тому, чтобы занятие прошло весело, с положительными эмоциями, двигательной активностью.
Развивающие: развивать мелкую мускулатуру рук, сенсорные навыки, умение поддержать беседу; активизировать словарь старших дошкольников; поощрять стремление детей высказывать свое виденье ситуации.
Воспитательные: воспитывать уважение к труду пекарей, работников с/х предприятий; желание бережно относиться к хлебу.
Интегрируемые образовательные области: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура».
Словарная работа: познакомить со следующими словами: жито, злаки; активизировать в речи: колосья, зерновые, гречневая, пшеница, рисовая, рожь, овсяная.
Предварительная работа: разучить поговорки, пословицы и стихи о хлебе, читать отрывок из произведения «Вот какой, каравай», «Петушок и два мышонка», «Кто в поле главный», «Земля на зёрнышке стоит», «Песня пахаря», сказки «Мальчик с пальчик», «Жерновцы», «Мужик и медведь», «Лёгкий хлеб»; задействовать ребят в оформлении хлебного мини-музея.
Оборудование и материалы: ржаные и пшеничные колоски, увеличительные стекла, ржаные и белые хлебные ломтики, маски-шапочки колосков, гречневая, рисовая, овсяная крупа в тканевых мешочках и прозрачных пакетах, картинки с изображением хлеба выбранных народов мира, цветочные горшки с землей, песком, опилками, пшеничные зернышки, отрывок сказки «Колосок».
Ход занятия
(Дети и воспитатель стали в круг).
Воспитатель:
-Придумал кто-то просто и мудро:
При встрече желать: - Доброе утро!
-Доброе утро - небу и птицам
-Доброе утро - улыбчивым лицам!
И пусть каждый станет добрым, доверчивым,
Чтоб доброе утро длилось до вечера!
Пожелайте друг другу хорошего дня и улыбнитесь.
(Воспитатель предлагает посмотреть отрывок из м/ф «Колосок»).
Воспитатель: Что мышата нашли во дворе? (Ответы детей)
Ребята, сейчас мы с вами совершим экскурсию по нашему хлебному музею. Его экспонаты помогут вам узнать много интересного и нового об этом важном продукте питания.
Колосок похож на дом,
Много разных комнат в нем.
Есть в каждой комнате зерно,
Спелой зрелостью полно.
(Через увеличительные стекла дошкольники рассматривают ржаные и пшеничные колосья).
Злаками или злаковыми растениями называют рожь, пшеницу и иные зерновые. Ну-ка, скажем все вместе, как называют зерновые? (Дети говорят хором). Перед вами колос пшеницы или пшеничный колос (демонстрирует).
Как же называется колос ржи? Какой? (ржаной колос).
Как называют муку из ржаных зерен – какая? (ржаная мука).
Как называют муку из пшеничных зерен – какая? (пшеничная мука).
Как называют тесто, замешанное на пшеничной муке – какое? (пшеничное тесто).
Как называют тесто, замешанное на ржаной муке – какое? (ржаное тесто).
Как вы думаете, ребята, как называется хлеб, который выпечен из пшеничной муки? (Пшеничный белый). А, если мука ржаная? (черный, ржаной).
Знаете ли вы, что в старину на Руси рожь называлась житом. Вслушайтесь, как звучит это слово – «жито»! Как вы считаете, почему люди так называли рожь? (воспитанники высказывают свои идеи). Слово «жито» очень напоминает слово «жить», правда? Хлеб является главным продуктом питания. Он должен быть в рационе людей каждый день, недаром ведь говорят: «Без хлеба нет и обеда».
Игра «Определи на вкус».
Дошкольникам закрывают глаза и пробуют ломтики хлеба. Их задача - определить по вкусу, черный хлеб или белый.
Воспитатель: Ребята, какие же вы молодцы! Вы так хорошо знаете вкус черного ржаного и белого пшеничного хлеба.
Этюд «Колоски».
Сейчас мы с вами превратимся в колоски.
(Дети надевают маски-шапочки).
Высажу я в землю хлебное зерно (дети приседают)
Из земли колосом поднимется оно (дети встают, поднимают руки).
Как же много зёрнышек в нашем колоске (дети кружатся).
Вот уже лежат они на моей руке (протягивают вперёд ладони).
Посажу их в землю, пусть пойдут ростки (дети приседают).
Потянутся весело к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
Как же много их растёт (берутся за руки, становятся в кружок!
Так же буду делать каждый, каждый год (поднимают руки).
Выгляну на поле рано поутру (расширяют круг,
Как же сам я столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).
На ладошке у меня хлебное зерно (показали зёрнышко на ладошке,
Посажу его я в землю - пусть растёт оно! (приседают на корточки).
Из зерен злаковых растений люди научились не только выпекать ароматный и вкусный хлеб, но и готовить многие другие блюда. Так, на Руси употребляли в пищу различные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. Каких же только каш не варили! Сейчас это полезное и вкусное блюдо варят и ваши мамы, бабушки, а также повара нашего детского сада.
Игра «Из чего же сварили кашу?»
Какую кашу варят из гречки? (гречневую). Из риса – (рисовую). Из овса – (овсяную) и т. д.
Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они различаются и похожи? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика
Каша во поле росла (поочередно соединить все пальцы)
И в тарелку к нам пришла
Всех друзей мы угостим (раскрыть ладони)
По тарелке дадим (поочередно загибать пальцы)
Зайцу и лисичке
Птичке – невеличке
Матрешке и кошке
Каждому по ложке (развести руки в стороны)
Игра «Угадай на ощупь».
Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках. В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире. (Демонстрируются иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий). Паляницу выпекают на Украине (см. рис. 1, лепешки – в Узбекистане (см. рис. 2, лаваш – в Армении (см. рис. 3, багет – во Франции (см. рис. 4, галеты – в Италии) (см. рис. 5)
Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».
Ребята, хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент. Посадите зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна. Дети выполняют задание.
Вот и закончилось наша экскурсия. Чем она вам запомнилась? Куда бы вы ещё хотели отправиться на экскурсию?