Татьяна Становова
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в логопедической группе «Зоопарк«
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Зоопарк»
Разработала и провела:
Учитель – логопед Становова Т. В.
Цель занятия : Совершенствование лексико – грамматических категорий речи.
Задачи:
1. Активизация словаря по теме «Животные жарких стран».
2. Работа над слоговой структурой слов.
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в логопедической группе „Зоопарк„» размещена в разделах
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Зоопарк. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Совершенствование навыков словообразования (образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных; образование сложных слов; образование притяжательных прилагательных.)
4. Закрепление навыка согласования существительного с числительным в роде числе и падеже.
5. Закрепление навыка согласования и употребления предложно падежных конструкций в разной степени сложности.
6. Развитие мелкой и общей моторики.
7. Закрепление навыка составления короткого описательного рассказа, по предложенному плану с опорой на схему.
8. Развитие звукового анализа.
9. Развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: Использование и. к. т. Сюжетная картинка – «Животные жарких стран». Предметные картинки из серии «Животные жарких стран и их детеныши». Картинки из серии «где, куда, откуда?» для закрепления навыка согласования и употребления предложно падежных конструкций. Картинки с животными, у которых не дорисованы части тела. Набор букв для фланелеграфа. Табличка со схемой слова «тигр». Набор картинок для составления слова «слон». Картинка – ребус (слово носорог). Набор цифр, карандаши, кассы букв. Опорные схемы для составления описательного рассказа.
Ход занятия.
1. Организационный момент: «Повтори словосочетание и сядь на место».
Африканский гиппопотам, короткохвостый гиппопотам, толстокожий гиппопотам, задремал гиппопотам, неуклюжий гиппопотам, миролюбивый гиппопотам, неповоротливый гиппопотам.
2. Подведение к теме занятия.
Мы сегодня с вами поговорим о животных и птицах, которые обитают в жарких странах. Мы их можем увидеть в зоопарке. А вот и наш зоопарк. (Демонстрация сюжетной картинки с изображением зоопарка.)
Ответьте на мои вопросы.
- Кого мы увидим в зоопарке? (Демонстрация картинок с изображением животных и птиц.)
(Мы увидим в зоопарке - зебру.)
(тигра, слона, бегемота, льва, крокодила, верблюда, носорога, страуса.)
3. Отгадайте загадку. Назовите животное.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (Жираф)
Жираф предлагает нам поиграть в игру: «Назови ласково»
Пушистый хвост – (пушистенький хвостик)
(длинные ноги, желтые глаза, черный нос, острые зубы, тонкие рога, мягкие лапы.)
4. В этой клетке кто – то живет. Добавьте буквы в схему и угадайте кто это?
Демонстрируется схема слова «тигр». Назовите это слово. Назовите все звуки в слове по порядку (спросить трех детей).
5. Тигр предлагает нам поиграть в игру «Назови всю семью». Скажите, кто есть в семье тигров? ( В семье тигров: папа - тигр, мама - тигрица, детеныш - тигренок.)
У слонов, тигров, львов, верблюдов, страусов.
6. В следующей клетке тоже кто – то живет. Угадайте, кто это? Назови каждый предмет и определи первый звук в слове, а потом собери слово из этих первых звуков.
Картинки: санки, лыжи, облако, нос (слон). Назовите – кто это? Назовите это слово по звукам.
А теперь выложите слово «слон» в своих кассах букв. Поднимите таблички, покажите, напечатанное слово. Вызвать одного ребенка для выкладывания слова «слон» на фланелеграфе.
7. Слон предлагает нам поиграть в игру: «Скажи, значит, он - какой?» Отвечайте на мой вопрос полным предложением.
У верблюда длинные ноги – (У верблюда длинные ноги, значит он – длинноногий).
У крокодила острые зубы, у льва пышная грива, у бегемота – толстая кожа, у мартышки – кривые лапы, у страуса – быстрые ноги, у верблюда – два горба.
8. А теперь пришло время немного подвигаться.
Слон шагает по дороге (ходьба, имитирующая походку слона)
Вот – так Хобот (руки в замок наклоны вперед)
Вот так – ноги! (поднимание по очереди ног)
У слона огромный рост! (Руки вверх, потянуться)
Под слоном прогнулся мост! (опустить руки, прогнув их в «замке»)
9. Посмотрите, а тут тоже кто – то живет. Угадайте кто это?
Для этого разгадайте ребус.
(демонстрируется картинка, на которой нарисован нос и рог)
(носорог)
10. Рядом с носорогом на поляне много разных животных и птиц. Я назову животное и покажу цифру, а вы скажете, сколько таких животных на поляне. Это - высокий жираф - (На поляне три высоких жирафа).
2 полосатые зебры, 5 быстрых тигров, 4 шустрые мартышки, 3 неуклюжих бегемота.
11. А вот и самая подвижная представительница животного мира - мартышка. Она любит везде лазить. Посмотрите на картину и скажите, где мартышка?
Демонстрация картинок. Задаются вопросы по сюжету картинок.
Где висит мартышка? (Мартышка висит на пальме)
Мартышка спрыгнула с пальмы. Мартышка сидит под пальмой. Мартышка вышла из - под пальмы. Мартышка спряталась за пальмой. Мартышка выглядывает из – за пальмы. Мартышка пробежала вокруг пальмы. Мартышка подошла к пальме. Мартышка отошла от пальмы. Мартышка сидит между пальмами.
12. А теперь, предлагаю немножко порисовать. Возьмите карандаши и листочки. Дорисуйте недостающие части тела у животных и птиц.
Ответь на вопрос: «Чьи части тела ты дорисовал?»
(Я дорисовал тигру - тигриный хвост)
(страусиные ноги, верблюжьи горбы, жирафью шею, львиные лапы, львиную гриву, крокодильи зубы.)
13. А теперь устроим выставку.
Запомните все эти картинки. А теперь закройте глаза. Откройте глаза и скажите, кого не стало. (Убрать пару картинок.)
(Не стало одного льва и крокодила)
страуса и жирафа, крокодила и верблюда, льва и слона.
14. А теперь, представим, что мы оказались на родине этих животных - в Африке. Посмотрите на картинку. Расскажите о любом животном или о птице все, что знаете.
(Составление коротких рассказов по предложенному плану с опорой на схему)
- Кто это?
- Где живет?
- Какой он?
- Чем питается?
- Что умеет делать?
15. Итог: Итак, наша прогулка подошла к концу.
Скажите, где мы с Вами побывали? (мы побывали в зоопарке; мы побывали в Африке.) О ком мы сегодня говорили? (мы говорили о животных и птицах Какие слова мы сегодня составляли? (мы составляли слова «тигр», «слон»).
Какая из жарких стран).
игра тебе больше всего понравилась? (полный ответ на вопрос.)
Я очень рада, что «прогулка в зоопарк» - вам понравилась. Наше занятие закончено.