Валентина Чубковец
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада «Речные жители»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по Познавательному развитию в подготовительной к школе группе
«Речные жители»
Воспитатель Чубковец В. М.
МБДОУ Детский сад «Медвежонок»г. Брянск
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада „Речные жители“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речные обитатели, кто живет в реке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Конспект интегрированного занятия по Познавательному развитию в подготовительной к школе группе
«Речные жители»
Цель занятия : познакомить детей с основными законами жизни рыб рек Брянского края
Программные задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с жизнью рыб, обитателями рек Брянского края, с этапами их развития,
-Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств.
-Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.
Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Развивающие :
- Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с различными материалами;
-Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память-активизировать и обогащать словарь новыми словами, обозначающими названия рек брянской области и рыб обитающих в них,
-Развивать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природным объектам;
-воспитывать умение работать в коллективе;
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Рыбы» и «Реки Брянской области» (стихи, загадки, пословицы, поговорки,беседы о рыбах, Рассматривание географической карты «Брянская область», рисование рыб, раскрашивание раскрасок по данной тематике.
Материал к занятию :
карта Брянской области, схема развития рыб, иллюстрации рыб (5-6, силуэт рыб в файлах (на каждого, клей ПВА, манка в тарелочке, салфетки, тазы с водой (3-4 шт, стаканчик с водой, стаканчик с маслом подсолнечным, пипетка, надутый слегка шар, кусочек пластилина, салфетки. Макет речного берега и дна, медали «знатоки рыб» (на каждого, рыбка- игрушка
Ход занятия
Педагог предлагает детям послушать стихотворение.
Чтение стихотворения:
Наша Брянская область
Удивительный край
Здесь грибов и черники
Поезда нагружай.
А озер и озерец
А речушек и рек
Сосчитать не сумеет ни один человек.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете названия рек Брянской области?
Дети называют: Десна, Ипуть, Жеведа, Железная, Навля, Костянка, Неделька и др.
Воспитатель: Ребята, как на карте обозначаются реки?
Дети: синими линиями.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на карту Брянской области.
Воспитатель: и вправду более 1000 рек и речушек протекает по территории нашего края и самая большая – это Десна. (показ)
Воспитатель: Ребята, сегодня речь пойдет о речных обитателях – рыбах. Какие рыбы обитают в реках Брянской области?
Дети: Карась, Щука, Плотва и др.
Педагог предлагает иллюстрации поочередно и дети рассказывают о рыбах интересные факты.
- Молодцы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на схему развития рыбы (показ + объяснение)
Воспитатель: Ребята, предлагаю пройти в художественную «мастерскую» и попробовать изобразить силуэт рыб необычным способом, с помощью клея ПВА и манной крупы окрашенной гуашью.
Дети проходят и занимают свои места в «мастерской» за столами.
У каждого лист с силуэтом рыбы в файле, ребята изображают их, нанося клей на силуэт и затем посыпают крашенной манной крупой.
Воспитатель: Ребята, скажите, силуэт какой рыбы у вас получился?
Игровое упражнение «Узнай силуэт»
Педагог хвалит за старание.
Физкультминутка «Жители реки»
Под корягой старый сом
Сам себе построил дом.
Мимо рак речной ползёт
Снова задом наперед
И торопятся плотвички
Серебристые сестрички.
Притаилась злая щука
Попадись-ка ей, а ну-ка.
От зари и до зари
Хороводят караси.
Педагог предлагает ребятам пройти в научную «мастерскую». (становятся вокруг столов с оборудованием)
Воспитатель: Ребята, как вы знаете, рыбы дышат в воде с помощью жаберных щелей. Дышат они кислородом, который содержится в воде. Предлагаю проверить это опытным путем. Возьмите кусочек пластилина и осторожно опустите его в стакан с водой. (Дети выполняют). Опыт требует некоторого времени. Мы позднее увидим, что появится на пластилине, а пока предлагаю следующий опыт.
В брюшной полости у рыб имеется орган, который называется плавательный пузырь.
- Как вы думаете, зачем он нужен?
Дети выдвигают предположения.
Воспитатель: Правильно. С помощью него рыбы плавают. А как он действует можно посмотреть, используя его модель. Мы надули небольшие воздушные шарики, разного размера. Предлагаю опустить их в таз с водой каждому из вас и сравнить как ведут ваш шарик по сравнению с другими.
Вывод: чем меньше воздуха в шарике, тем он опускается ниже на дно. Педагог поясняет что плавательный пузырь так же действует: воздух спускается из него, и рыба ныряет, а когда необходимо подняться на поверхность он наполняется воздухом и рыба всплывает.
Ребята, скажите, что будет с каплями маслянистой жидкости если её капнуть несколько капель в воду?
Дети выдвигают гипотезу.
Предлагается проверить, капнув масла в стаканчики с водой с помощью пипеток
Ребята видят, что масло растекалось по поверхности стакана.
Воспитатель: Ребята, представьте, что это не просто растительное масло, а жидкость другая: бензин, нефть, и это не стаканчик, а река. Как может это происшествие отразиться на жизнь рыб?
Дети рассуждают.
Педагог предлагает взять лупы и рассмотреть на черных листках бумаги чешую рыб, что вы видите на ней?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, круги, которые вы видите на чешуе говорят о возрасте рыбы. Посчитайте их.
Дети выполняют.
Педагог предлагает вернуться к первому опыту рассмотреть через лупы кусочки пластилина в стаканчиках. Что они там видят? Правильно, это пузырьки воздуха, который есть в воде.
Воспитатель благодарит ребят и предлагает отправиться на знакомый водоем, в нем что-то произошло.
Ребята подходят к макету водоема, где среди обитателей дна виден бытовой мусор. Ребята рассуждают. Принимают решение убрать берег реки от мусора.
Ребята берут мешки для мусора и принимаются за уборку.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как чисто стало вокруг. Думаю, что водоёму не грозит теперь загрязнение. Наша встреча подошла к концу.
Итог: Ребята, у меня есть рыбка, которая поможет вам выразить свои мысли о сегодняшней встрече: что понравилось, что узнали? Дети передают друг другу рыбку и делятся впечатлениями. По окончании педагог в память о встрече награждает ребят медалями «знатоки рыб».