Теплова Людмила Анатольевна
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Волшебное электричество».
Цель: Расширение представлений детей об «Электричестве» и совершенствование умений их в экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Уточнить представления об электричестве
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество, опыты. Эксперименты с электричеством
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
• Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
• Формировать у детей понятие о энергосбережении, его необходимости и значимости для человека.
• Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие :
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
• Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
• Воспитать бережное отношение к энергоресурсам.
• Воспитывать умение вести диалог, работать в коллективе.
Словарная работа: электричество, электроприборы, электростанция, наэлектризованные предметы, статическое электричество, электроны, энергосбережение.
Предварительная работа:
• Беседы
• Рассматривание иллюстраций
• Дидактические игры «Можно - нельзя»; «Что для чего»
• Загадывание загадок
• Просмотр мультика «Уроки Тётушки Совы» Школа безопасности.
Материалы и оборудование: колонка, ноутбук, конверт с письмом, картинки с ситуациями по теме «Электричество».
Раздаточный материал: воздушные шарики, ручки пластмассовые линейки, рыбки из папирусной бумаги, емкости с водой, бумажные кораблики, карандаши, расчески, полоски фольги, шарфы, пластиковые бутылки с крышками (по количеству детей).
Методы и приемы:
1. Организационный момент.
2. Актуализация темы.
3. Беседа «Что такое электричество?»
4. Просмотр мультфильма «Фиксики. Осторожно электричество»
5. Гимнастика для глаз.
6. Проблемная ситуация; путешествие в страну Волшебных предметов», чтобы научиться играть с безопасным электричеством.
7. Эксперимент 1.
8. Эксперимент 2.
9. Эксперимент 3.
10. Эксперимент 4.
11. Физкультминутка «Танец Фиксики»
12. Решение проблемной ситуации; работа с карточками, презентация об энергосбережении, помошь Барбоскиным.
13. Эксперимент 5.
14. Рефлексия – игра с шариками.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
2. Актуализация темы.
- Дети, сегодня утром нам пришло письмо от Барбоскиной Лизы. Вот что она пишет : «Здравствуйте, дети. Помогите, пожалуйста, мне решить проблему. В нашем доме пропало электричество. Мы никак не можем его найти. Может быть, Дружок куда-нибудь его спрятал?»
- Ребята, поможем Барбоскиным вернуть электричество? (Да).
3 Беседа. - Скажите, дети, а что такое электричество? (Ответы детей)
- А как вы думаете, у нас в группе есть электричество? (Да)
— Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).
- Правильно, молодцы! А что работает с помощью электричества? (Утюг, холодильник)
- Как мы назовем утюг, холодильник, … одним общим словом? (Электроприборы).
— Электроприборы помогают человеку? (Да).
— Правильно электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно. А чтобы ожили и заработали все эти приборы, куда их включают? (в розетку)
Про то невидимое, что сидит в розетке и заставляет приборы трудиться придумали загадку:
Он всем несёт тепло и свет,
Щедрей его на свете нет.
К посёлкам, сёлам, городам
Приходит он по проводам.
- А вы знаете, откуда электрический ток попадает в ваш дом? (ответы детей, затруднения в правильном ответе)
- Ребята, а что мы должны знать об электричестве самое важное, как думаете?
(Нельзя играть с электричеством).
— Правильно. При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Сейчас я предлагаю посмотреть мультфильм и узнать откуда же пришло электричество, и что нельзя делать, чтобы не случилось беды.
4. Мультфильм «Фиксики. Осторожно электричество»
Воспитатель: — Ребята, что мы узнали, просмотрев мультфильм? Электричество, какое? Можно с ним играть? (ответ детей)
- А сейчас ребята, чтобы наши глазки отдохнули мы сделаем гимнастику для глаз.
5. Гимнастика для глаз
Ох, глаза наши устали, (Слегка прикрыть глаза веками)
Надо глазкам отдых дать,
Будем быстро мы моргать. (Быстро моргать)
Раз, два, три, четыре, пять,
А теперь глаза закроем, (Выполнять упражнения в соответствии с указанием)
Широко опять откроем.
Раз – закроем, два – откроем,
Три, четыре – закрываем.
Снова мы глаза откроем,
На работу их настроим.
6 Проблемная ситуация. — Ребята, мы с вами узнали, что при неправильном обращении с электричеством, оно может быть опасным. А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. Вы хотели бы отправиться в путешествие в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить доброе электричество и потом расскажем Барбоскиным, как можно с ним интересно поиграть. (Да)
- Я предлагаю вам сначала полететь на воздушном шаре.
7. Эксперимент 1.
- Посмотрите, на стене висит шарик и на полу шарики. А давайте их повесим на стену и полетим. (дети пытаются повесить шарик на стену).
- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей)
- Он волшебный.
- А давайте наши шарики тоже сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали.
— Ребята, что случилось с нашими шариками? (Они стали волшебными, висят)
— Как вы их сделали такими? (Потерли о волосы).
Вывод: В наших волосах живет доброе электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене. Это электричество называется статическое электричество. Повторите.
- Теперь возьмите ниточки в руки и полетели.
8. Эксперимент 2.
- Теперь я предлагаю поплыть на кораблике. Подойдите к столу, что вы видите на нем (баночки с водой, линейки и шарфики). Давайте сделаем эти предметы волшебными. Возьмите линейку потрите о шарф, положите кораблик в воду и линейкой управляйте им. Что произошло? (кораблики поплыли)
Почему?
Вывод: При трении о шерстяную ткань линейка электризуется, то есть на ее поверхности возникает отрицательный электрический заряд. Когда линейку подносите к бумажному кораблику, то на его поверхности так же мгновенно появляется электрический заряд, но противоположного знака – положительный. Кораблик притягивается к линейке и следует за ней.
9. Эксперимент 3.
А сейчас мы полетим на вертолете. Подойдите к другому столу. Что вы видите? (бутылочки, карандаши, шары) сейчас мы эти предметы сделаем волшебными. Положите карандаш на крышку, натрите шарик о ткань и не дотрагиваясь до карандаша раскрутите карандаш. Полетели. Что произошло? (шарик получил отрицательный заряд и притянул карандаш)
10. Эксперимент 4.
А сейчас нам надо отдохнуть. Давайте поймаем рыбку. Подойдите к столу. Возьмите ручки – удочки и ловите. Получается поймать. (Нет) а как заставить рыбку притянуться к ручке. Нужно поймать электричество в волосах)
-Правильно, нужно потереть потрите ручкой по волосам А теперь ловите рыбок и складывайте их в ведерко.
— Ловите электричество, рыбка прилипла, притянулась, зашевелилась. Ребята, а как думаете, почему притянулись кусочки бумаги? Какая ручка стала? (Электрическая, волшебная).
— Как она стала такой? (Потерли о волосы, поймали электричество в волосах).
Вот какой у нас получился улов. Пока готовится уха, мы с вами потанцуем.
11. Физкультминутка «Танец фиксики». 12 Решение проблемной ситуации
.- Вам понравилось наше путешествие?
Как много мы сегодня узнали об электричестве! Но каждый из вас должен помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами.
А вот и наши друзья Барбоскины. Возьмите по карточке и расскажите им, как надо обращаться с электричеством и тогда оно вернется к ним.
Работа с карточками. Дети повторяют правила пользования с электроприборами.
13. Презентация об энергосбережении.
— Нам было интересно играть с безопасным электричеством, но пришло время возвращаться в группу и попрощаться со страной Волшебного электричества с нашими друзьями. И на память о волшебной стране возьмем воздушные шары, только давайте их украсим блестками.
14. Эксперимент 5.
—Как же заставить блестки двигаться, прилипнуть? (Натереть шары об шарф или волосы).
— Правильно. Что происходит с блестками? Они зашевелились, прилипли.
— Почему они прилипли? (Шары стали электрическими).
— Чему вы научились сегодня? (Делать предметы волшебными).
— А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами?
(К ним притягиваются предметы.)
— А как мы их делали волшебными? (Ловили электричество в волосах и одежде).
— Вам понравилось играть с этим электричеством? (Да).
— Это электричество опасно? (Нет, оно доброе, неопасное).
- Как называется? (Статическим)
— Ребята не забывайте, играть можно только с добрым неопасным электричеством. А с опасным, который живет в проводах играть нельзя.
15. Рефлексия – игра с шариками.