Мартиросова Елена Владимировна
Конспект открытого занятия «Проводы зимы» по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.
Тема: «Проводы зимы».
Публикация «Конспект открытого занятия „Проводы зимы“ по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Русский народный праздник
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. Расширить представление детей о характерных признаках зимы, её народных приметах, закрепить названия и последовательность зимних месяцев. Учить находить зимние признаки самостоятельно, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы : развивать способность наблюдать, слушать музыку, развивать воображение, способность воспринимать красоту зимних явлений природы.
Задачи: Образовательная:
- Закрепить знания детей о зиме.
- Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.
- Обратить внимание детей на первые признаки зимы.
- Обратить внимание детей на свойства снега в морозную погоду.
Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.
Воспитательная:
- Воспитывать у детей любовь к родному краю.
- Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
- Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.
- Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.
Методические приё мы: приход зимушки, беседа, загадки, художественное слово, слушание музыки П. И Чайковский «Времена года» - «Январь», эксперимент со снегом и льдом, игра «Бывает – не бывает», физкультминутка, пословицы о зиме.
Словарная работа: активизировать в речи детей прилагательные, активизация и обогащение словаря: декабрь – «студень- стужайло», январь- зимы государь, февраль – «Бокогрей», учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинка.
Грамматика: учить использовать в ответах сложноподчинённые и простые распространённые предложения.
Предварительная работа: наблюдение за состоянием погоды, объектами живой природы, чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме, рассматривание пейзажных картин о зиме, беседы о зиме, труд на участке.
Материал: картины И. И Шишкина : «Зима в лесу (Иней, «Первый снег»,слушание музыкальных произведений, снег, лёд, загадки, карточки к игре «Бывает –не бывает», изображения зимующих птиц.
Ход занятия:
Звучит песня «Три белых коня» (музыка Е. Крылатова, слова А. Дербенёва).
Воспитатель:
«Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица -
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром».
Ребята, скажите, пожалуйста, о какой царице говорится в этой загадке?
Дети: О зиме (полный ответ).
Воспитатель: Хотите с ней познакомиться?
Дети: Да.
Воспитатель: Она пришла к нам в гости.
(Входит Зимушка, одетая в зимнюю одежду)
Зима: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Зимушка!
Воспитатель: Зимушка, ребята многое знают о тебе. Хочешь послушать?
Зимушка: Конечно.
Воспитатель: Скажите, как называется первый месяц зимы?
Дети: Декабрь.
Воспитатель: Дети, декабрь в народе называли «студень - стужайло».
(Андрей, как в народе называли декабрь…. ответ ребёнка).
Воспитатель: Правильно. А без чего зимы не бывает?
Дети: без снега.
(воспитатель вносит две ё мкости : со снегом и льдом).
Зимушка: А какой снег? (дети трогают снег и лёд)
Дети: Холодный, белый, пушистый, мягкий и др.
Зимушка: А какой лёд?
Дети: Холодный, твёрдый, прозрачный, хрупкий и т. д.
Воспитатель: Чем они похожи?
Дети: Это замёрзшая вода, и снег и лёд холодные, бывают только зимой.
Воспитатель: Чем снег и лёд отличаются?
Дети: Снег мягкий, а лёд твёрдый, снег не прозрачный, из него можно лепить, а изо льда нельзя и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какой второй месяц зимы.
Дети: Январь.
Воспитатель: Дети, январь в народе называли январь - «зимы государь». Это главный месяц зимы.
(Аня, как в народе называли январь…. ответ ребёнка).
Воспитатель: Давайте поиграем. Игра называется «Бывает - не бывает». Если вы будете согласны со мной, то хлопайте а ладоши.
( воспитатель называет: падает снег, летают бабочки, цветут одуванчики. наряжают ёлку, лепят снеговика, рисуют мелом на асфальте, загорают на пляже, катаются с горки и др.).
Молодцы, ребята. Давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Морозы детям не беда.
Им не страшны холода.
Ходим в шубах и ушанках.
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем.
И с горы кататься станем.
Снег пушистый всё летает.
А метель всё завывает.
Сколько снегу намело.
Все тропинки замело.
Мы дорожки разгребём.
И в снежки играть пойдём!
Воспитатель: Зима - прекрасное время года. Многие композиторы посвящали ей музыку. Послушайте, пожалуйста.
(звучит произведение П. И. Чайковского из альбома «Времена года» - «Январь»).
Воспитатель: Кто сочинил эту музыку? Как она называется?
Дети: П. И. Чайковский. «Январь».
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эти картины их написал И. И. Шишкин. Какое время года на них изображено?
Дети: Зима.
Воспитатель: Как вы догадались?
(ребята по картине называют зимние признаки).
Воспитатель: А как называется последний месяц зимы?
Дети: Февраль.
Воспитатель: Дети, февраль в народе называли «Бокогрей», потому что с одной стороны солнышко пригревает, а с другой - холодный ветер поддувает. «Бокогрей» -- сложное слово, состоит из двух слов: «бок» и
«греть», солнышко всё чаще начинает пригревать, но недолго. Снова возвращаются мороз и метель.
(Соня, как в народе называли февраль…. ответ ребёнка).
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые остаются с нами на зиму?
Дети: Зимующие птицы.
(Воспитатель раскладывает на столе птиц и предлагаю отгадать загадки и найти отгадку изображенной птицы на столе и прикрепить на доску).
«Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли птички погулять.
Про кого я загадаю –
Эта птичка вылетает».
Загадывание загадок.
1. «Маленькая птичка –
Желтогрудая певичка.
Звонко песенку поёт,
Сало вкусное клюёт».
(ответ правильная отгадка, ребёнок находит птицу на столе и вывешивает на доску). (Синица)
2. «Чёрный жилет.
Красный берет,
Хвост, как упор.
Нос, как топот». (Дятел).
3. А это кто гладенький.
Аккуратненький.
Урчит, воркует.
Дружка целует?». (Голубь).
4. «Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
Воспитатель:
«Пусть прилетают птицы:
Голуби, снегири, синицы,
Чайки, вороны, воробьи –
Зимою птичек накорми!».
Воспитатель: Ребята, мы с вами много наблюдали за зимними явлениями природы и говорили о народных зимних приметах. Давайте их вспомним. (воспитатель начинает фразу,а ребята заканчивают)
- «Зима морозная –лето жаркое»;
- «Много снега –много хлеба»;
- «Белее земля- зеленее лето»;
-«Иней на деревьях- значит быть морозу»;
Воспитатель: Видишь, Зимушка, как много о тебе ребята знают
Зимушка: Мне очень понравилось. Спасибо вам.
Воспитатель: Ребята, а что вам понравилось больше?
(подвести итог занятия)
Зимушка: Пришло время прощаться. До свидания, ребята.
Дети: До свидания. Зимушка. Ждем тебя в гости через год.
(Зимушка уходит).