Елена Бакалеева
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
по ознакомлению с окружающим миром
«Хлеб – всему голова»
Составила и провела:
Воспитатель группы № 1
МБДОУ д\с №21
«Росинка»
Бакалеева Е. А.
Г. Долгопрудный.
2019г.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
2. Дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол, закрепить знания детей о содержании труда людей, выращивающих хлеб, на слаженность, взаимопомощь и механизацию труда.
3. Дать детям понять, что хлеб – это один из самых почитаемых продуктов в России, которым встречают дорогих гостей.
4. Воспитывать чувство уважения к труду людей и хлебу, умения дорожить им.
5. Совершенствовать умения и навыки работы с тестом, отрабатывать приём раскатывания, умения вырезать формочками украшения из теста, украшать ими каравай.
6. Закрепить с детьми правила культурного поведения за столом во время чаепития.
Словарная работа: хлебобулочные изделия, хлебороб, пахота, боронование, сев, жатва, комбайн, комбайнёр, мукомольный завод, мельница, жернова, пекарь.
Предварительная работа: чтение сказок «Колосок», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Лёгкий хлеб», А. Мусатов «Вот какой каравай», «Кто в поле главный», Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла»; рассматривание иллюстраций; заучивание стихов, пословиц о хлебе; подготовка к выставке «Хлеб всему голова»; беседы на этические темы о хлеб; слушание звукозаписи с высказыванием детей о хлебе, просмотр презентации «Как люди хлеб выращивают».
Дидактические игры: «Приглашаем гостей на чаепитие», «Магазин хлебобулочных изделий».
Материал к занятию : хлебобулочные изделия, готовый каравай, тесто, мука, скалка, лопатки, формочки, фартуки и колпаки детей, зёрна пшеницы в мешочках, колосья пшеницы, презентация «Как люди хлеб выращивают», игрушка – комбайн, макеты солнца и тучки для зрительной гимнастики, запись музыки Т. Ломовой «Мельница», ящики для посадки зёрен с землёй, грабли, лейка, ручная кофемолка в виде мельницы.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на гостей. Дети здороваются с ними. На детях надеты фартуки и колпаки.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами займёмся очень интересным и необычным делом – будем делать для наших гостей сюрприз. А вот какой, пока секрет. Отгадайте мою загадку.
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка.
Он с горбушкой золочёной,
Шёл к нам всем из далека. Что это? (Хлеб)
Дети: Это хлеб.
Воспитатель: Вы правы, это хлеб. Подойдите к этому столу. Что вы видите на этом столе?
Дети перечисляют увиденное: баранки, булки, печенье, хлеб, булки и тд.
Воспитатель: А как можно всё это назвать одним словом.
Дети : Хлеб, хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Правильно! У меня к вам предложение: давайте испечём для наших гостей каравай и будем вместе пить чай. В России принято встречать гостей хлебом – солью или караваем, потому что хлеб считается главным богатством в нашей стране, его принято беречь. Мы с вами даже знаем пословицы о хлебе.
Дети читают пословицы:
1. Хлеб – наше богатство.
2. И обед не в обед, коли хлеба нет.
3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
4. Кто трудится рад, тот будет хлебом богат.
Дети переходят к столу с тестом.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас на столах лежит тесто. Из него с помощью формочек и скалки мы с вами сделаем каравай. Но сначала поработаем с тестом.
Пальчиковая гимнастика «Тесто»
Тесто мы возьмём в ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Потом пальцами прижмём,
И ладошками прижмём.
Мы на стол его положим
Раскатаем так, как сможем.
Ты, дружок мой, не зевай
И работу начинай.
Воспитатель: Молодцы, тесто мы подготовили, и коржи у нас есть, я их скалкой раскатала, теперь каравай надо украсить. С помощью формочек мы сделаем фигурки из теста и вы их сами разложите на каравае.
Воспитатель напоминает, как работать с формочками и как перенести фигурки на каравай. Воспитатель детей подбадривает и хвалит.
Воспитатель: Вот и готов наш урожай, какой он красивый получился! Попросим Любовь Николаевну отнести его на кухню, где наши повара поставят его в печь.
Воспитатель: После работы мы с вами вымоем руки и переоденемся. А вы, дорогие гости, чтобы не скучать, посмотрите нашу выставку «Хлеб – всему голова».
Дети возвращаются в группу.
Воспитатель: Пока наш каравай печётся, мы с вами вспомним, откуда к нам хлеб приходит, и расскажем гостям, как это происходит.
Дети рассматривают зёрна пшеницы.
Воспитатель: Вот из таких маленьких зёрнышек пшеницы получается хлеб. Из зерен пшеницы – получается пшеничный хлеб – белый, а из зёрен ржи – ржаной хлеб – чёрный. А чтобы получился хлеб, нужно затратить очень много сил: сначала надо посадить и вырастить пшеницу, потом собрать урожай. Всем этим занимаются люди, профессия которых называется хлеборобом. Чтобы посадить зерно в поле, надо подготовить землю к посеву. Поэтому на поле выезжают трактора. Они вспахивают землю и рыхлят её (боронуют, чтобы не было комков. А кто водит трактора?
Дети: трактористы.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Вы будете трактористами и будете пахать поле.
Физкультминутка: Тарара – тарара
Из колхозного двора
Выезжают трактора,
Чтобы землю вспахать,
Чтоб её бороновать,
Чтоб дышала земля,
Наши зёрнышки ждала.
Воспитатель: Земля стала мягкой, рыхлой, послушной. Теперь можно сеять! К тракторам прикрепляют сеялки и ровными рядами бросают в землю зёрна. Мы с вами тоже будем сеять наши зёрнышки. (воспитатель раздаёт детям мешочки с зернами пшеницы).
Игра «Засеем поле»
Воспитатель: В ящиках с землёй сделаны бороздки. Вы должны брать по одному зёрнышку из мешочка и сажать в бороздки. Посадить зерно надо быстро и аккуратно. А теперь возьмём грабли, разровняем землю и польём её. Вы молодцы, как настоящие хлеборобы справились с работой отлично!
Воспитатель раздаёт детям колоски пшеницы.
Воспитатель: Зерно мы посеяли и из него выросли колоски. Посмотрите на них, они чудесные. А кто помогает растениям расти?
Дети: Солнышко и дождик.
Зрительная гимнастика «Вырастай колосок», «Проследи глазками за солнышком».
Воспитатель: Вот и пшеница взошла. Всё лето созревали зёрна в колосьях.
Ребё нок : Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песни завели.
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли!
Воспитатель: Ну, вот зёрна созрели и начинается жатва. Отгадайте загадку и узнаете, какие машины собирают на поле зерно:
Он идёт – волну сечёт,
Из трубы зерно течёт (комбайн).
Дети: комбайн!
Воспитатель: Вы правы, а за рулём сидит комбайнёр. Посмотрите на этот маленький комбайн. Он маленький, но сделан совсем как настоящий. Комбайн собрал зерно и на машинах его повезли на мукомольный комбинат или мельницу. Что же с зерном делают на мельнице?
Ребё нок: Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут.
Станут зернышки мукою.
Воспитатель: Сейчас я вам покажу вот на этой маленькой мельнице, как из зерна получается мука. Засыпаем зерно и жернова перемалывают зерно в муку. А вот и мука! А вы хотите стать мельниками? Давайте с вами поиграем.
Упражнение «Мельница» под музыку Т. Ломовой.
Воспитатель: Ваши руки – крылья мельницы, музыка – это ветер, который помогает работать крыльям то быстро, то медленно.
Мели, мели мельница.
Жерновочки вертятся.
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай.
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошая мука получилась. Из полученной муки на хлебозаводах замешивают тесто. На заводе тесто месят машины, а вы чем тесто месили?
Дети: Руками.
Воспитатель: Вот из полученного теста пекарь печёт вкусный хлеб.
Воспитатель: А куда же потом везут хлеб?
Дети: В магазин или в булочную.
Воспитатель: Вот откуда к нам на стол
Тёплый, вкусный хлеб пришёл!
Ребята, Вы просто молодцы! Знаете, как растят хлеб, как его убирают, как выпекают. А скажите, как надо относиться к хлебу?
1 ребё нок : Будем хлебушек любить,
Не крошить и не сорить.
Под стол крошки не бросать,
Аккуратно доедать.
2 ребё нок: Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалея своих сил.
Слава хлебу на столе!
Слава миру на земле!
(Погореловский).
В группу приносят из кухни каравай.
Воспитатель: А вот и наш каравай, пышный, тёплый, вкусный. Мы все хорошо потрудились, теперь можно отдохнуть. Приглашайте гостей на чаепитие.
Чаепитие с непринуждённой беседой.