Екатерина Амзина
«Перелетные птицы». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений детей о перелетных птицах.
Задачи:
- Учить различать птиц на картинках и называть их.
- Расширить знания детей о перелётных птицах: их внешнем виде, образе жизни; учить классифицировать птиц в зависимости от типа питания, совершенствовать умение различать и называть перелётных птиц.
- Развивать познавательные процессы: мышление, внимание, память; расширять словарный запас.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация по теме: «Перелетные птицы»; аудиозапись «Голоса птиц», картинки с изображением перелётных, разрезные картинки с изображением птиц.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Воспитатель: (Дети заходят в группу и становятся в круг.) Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Послушайте стихотворение
Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели
В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.
– Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.
– Мы летим не навсегда.
– Мы вернёмся, обещаем.
– До свиданья, край родной:
– Улетаем! Улетаем!
За небесной пеленой
В небе сером птицы тают. (А. М. Измайлов)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Это стихотворение об осени.
II. Актуализация предыдущих и новых знаний, умений, навыков.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какой сейчас месяц? И какие месяца еще входят в время года осень? (сентябрь, октябрь, ноябрь) Дети, а сейчас давайте определим признаки осени.
Игра: «Что бывает осенью»
Вы мне будете говорить «да» или «нет».
Опадают листья (да)
Тает снег (нет)
Дети загорают у реки (нет)
Люди убирают урожай на полях (да)
Птицы улетают на юг (да)
Воспитатель: Ребята, когда я пришла в детский сад, нашла коробку, а на ней написана «Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Интересно, а что же в этой коробке еще может быть? И кто же её прислал? Откроем? Посмотрим! (в коробке птичка и письмо).
«Дорогие ребята! Мы учёные-орнитологи. Сейчас у нас много работы и нужна команда помощников. Вы готовы стать помощниками орнитологов? Для вас есть несколько заданий».
III. Основная часть.
Воспитатель: Предлагают нам стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? (Слайд 2)
Ребята, орнитолог – это человек, который наблюдает за птицами, собирает данные, изучает образ жизни, питание и поведение пернатых, защищает птиц от вымирания и от вредного воздействия окружающей среды.
Воспитатель: Вы хотите попробовать быть орнитологами?
Дети: очень хотим!
Воспитатель: Ну тогда закрываем глаза. Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Взрослые ученые - орнитологи приготовили для вас задания: 1. Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: 2. А как называются птицы, которые остаются?
Предполагаемые ответы детей: Зимующие.
Воспитатель: Посмотрите, здесь много птиц, их нужно распределить на перелетных и зимующих птиц. Перелётных птиц нужно посадить на верхние ветви дерева, а зимующих на земле. А потом мы с вами проверим, правильно ли вы определили.
Дидактическая игра «Перелётные и зимующие птицы» (дети выполняют задание)
Воспитатель: Как хорошо вы справились!
Воспитатель: (Слайд 3-11) А, теперь мы посмотрим на наш экран и проверим, правильно вы определили. Аист, скворец, утка, гусь, лебедь, журавль, грач, цапля, ласточка.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами вспомним строение птиц? Чем похожи и чем отличаются все птицы между собой?
Дети: У всех есть голова, ноги, тело, хвост, крылья, перья. (Слайд 12)
Воспитатель: Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Воспитатель: Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается, или существует какой-то порядок перелёта? Чтобы мы смогли с вами ответить на это вопрос, нам поможет интерактивная доска. (Слайд 13-16)
Ласточки, скворцы, улетают «стайками», все вместе.
Журавли, лебеди выстраиваются «клином» в виде треугольника.
Утки, цапли выстраиваются «цепочкой», в одну линию.
Гуси летят «косяком».
Воспитатель: А, сейчас мы поиграем в игру
Дидактическая игра «Кто улетел»?
На доске 9 картинок, дети называют всех птиц по очереди. Дети отворачиваются, воспитатель снимает по одной картинке, дети угадывают, кого не хватает.
Воспитатель: Да, вы справились с этим заданием! Следующее задание от орнитологов - эксперимент! Посмотрите на карту-схему и выполните задание!
Дети выполняют задание по схеме - один лист мнут, а другой остается гладкий, затем подбрасывают вверх.
Воспитатель: Что вы узнали?
Дети: Гладкий лист летит, а смятый падает.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Предполагаемые ответы детей: гладкий лист широкий, как крыло птицы, его держит воздух.
Воспитатель: Вот теперь мы увидели, почему птицы летают. Им помогают крылья и хвост, которые они расправляют во время полета.
Предлагаю вам чуть-чуть размяться и махать листьями, как крыльями.
IV. Физминутка.
«Полет птиц» Дети под звуки птиц передвигаются по группе.
V. Заключительная часть
Воспитатель: Размялись? Молодцы! Предлагаю вам пройти за стол и собрать картинки с изображением птиц.
Дидактическая игра «Собери картинку»
(Ребята рассаживаются за столы.) Каждый из вас получает разрезанную на части картинку. Вам нужно будет собрать её и догадаться, какая птица на ней нарисована. (Воспитатель подчёркивает, что дети должны отвечать полным предложением.)
Воспитатель: Ребята, а давайте послушаем голоса птиц. Может вы отгадаете, чей голосок вы услышали?
Дидактическая игра «Чей голосок»
(Ребята слушают пение птиц и пробуют отгадать чей это голос.) Аудиозапись
VI. Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: А, нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три обернись, обратно в детей превратись.
Воспитатель: Так кем же вы сегодня были?
Предполагаемые ответы детей: орнитологами
Воспитатель: Ребята, так кто же это такие – орнитологи?
Предполагаемые ответы детей: Это люди, которые изучают и охраняют птиц.
Воспитатель: Что нового вы узнали про птиц?
Предполагаемые ответы детей: Птицы по-разному летят в стаях. Птицам помогает лететь крылья и хвост.
Воспитатель: Какое задание было само интересное?
Дети: ответы.
Воспитатель: Ребята, вы были настоящими орнитологами! Много нового узнали про птиц. Выполнили все задания.
Воспитатель: Может быть, кто-то из вас станет орнитологом, когда вырастет и будет продолжать изучать птиц и заботиться о них! Благодарю вас за занятие и угощаю конфетами, на которых изображена одна из знакомых нам перелётных птиц… Это «Ласточка».