Получи документы

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина»

Татьяна Алексеевна Соловьева
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей со свойствами песка и глины в ходе практической деятельности;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении исследований;

- формировать интерес к объектам неживой природы.

Развивающие:

- развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе, проявлять интерес к новой информации и исследованию.

Новые слова: лаборатория, ученый, песчаная буря.

Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Песок и глина“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: кукла-маркер Экознайка, пакетик с песком, глиняная игрушка, песок, по 2 камушка на каждого ребенка, глина, вода, 8 контейнеров без крышки, 8 стаканчиков с песком, 2 круглых, прозрачных контейнера с отверстиями в крышке и шлангом (или трубочкой, 8 луп, 8 шапочек ученых, 8 пар печаток, 8 медалей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла хозяйка нашего мини-музея Экознайка. Она пришла не просто так, а что-то принесла с собой. Давайте посмотрим, что же это (дети смотрят вместе с педагогом) (в одной руке у нее пакетик с песком, а в другой – глиняная игрушка)

- Чтобы это могло значить? Как вы думаете? (ответы детей)

- Экознайка говорит, что играла в песок и нашла в нем глину. Сделала из песка замок, а из глины игрушку. Через какое-то время замок из песка рассыпался, а игрушка из глины стала наоборот очень твердой. Экознайка просит нас разобраться в этом и объяснить ей, что же произошло с песком и глиной. Почему замок рассыпался, а глиняная игрушка затвердела?

- Вы готовы помочь Экознайке? (ответы детей) Тогда нам с вами нужно превратиться в ученых и отправиться в лабораторию.

- Вы знаете, кто такие ученые и что они делают? (ответы детей) Правильно, ученые проводят исследования, изучают все новое, неизведанное.

- Кто знает, что такое лаборатория? ( ответы детей: это место, где ученые проводят свои опыты, исследования и ставят эксперименты)

- Итак, я приглашаю вас в лабораторию. Для того, чтобы туда попасть, нам нужно надеть шапочки, перчатки и превратиться в ученых.

- Добро пожаловать! (дети подходят к первому столу).

2. Основная часть. Опытно – экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Для начала вспомним правила поведения в лаборатории (воспитатель показывает картинки с правилами см. Приложение № 1)

(дети, глядя на картинки, рассказывают правила: нельзя ничего пробовать на вкус, шуметь, нельзя бегать, толкаться и работать только в перчатках)

- Молодцы, вижу, что вы знаете все правила и будите их соблюдать в процессе нашей работы в лаборатории.

Исследование 1. «Откуда берется песок

(на столе по два камушка на каждого ребенка и лупа)

Воспитатель: Как вы думаете, откуда берется песок? Ведь его так много повсюду (ответы детей) Мы можем это проверить. Нужно взять два камня и потереть их друг об друга.

- Как вы думаете, что это сыплется? (песок) Верно. Возьмите лупы и рассмотрите песчинки.

- Песок на самом деле в природе появляется из камней. Ветер и вода разрушают камни, в результате чего образуется песок.

(дети подходят ко второму столу).

Исследование 2. «Песок рыхлый, сыпучий»

(на столе стаканчики с песком и с глиной, прозрачный контейнер на каждого ребенка)

Воспитатель: Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка в прозрачный контейнер. Легко ли сыплется песок? (ответы детей – легко)

- А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать песок или глину? ( ответы детей: песок)

Воспитатель: Потому и говорят, что песок «сыпучий». А глина? ( ответы детей: слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок)

- Ребята, мы с вами провели уже несколько исследований и нам можно немного отдохнуть. Сейчас мы с вами проведем игру – эксперимент «Песчаная буря»

Игра – эксперимент «Песчаная буря»

(В прозрачные пластиковые круглые контейнеры (или стеклянные банки) насыпаем песок и глину. В крышках сверху делается небольшое отверстие и вставляется трубка или шланг. Когда дуешь в шланг, создастся в контейнере сильный поток воздуха – песчаная буря)

Воспитатель: Кто знает, что такое песчаная буря? ( ответы детей: это, когда поднимается сильный ветер и дует на песок)

- Сейчас я подую в трубку, и вы увидите, что произойдет в банке с песком (дети смотрят)

Воспитатель: Что происходит с песчинками? ( ответы детей: они легко двигаются, сдуваются)

- Верно!

Воспитатель: А сейчас я подую так же на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? ( дети: нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются)

- Правильно, сухие песчинки легко сдуваются «убегают» от ветра, а слипшиеся частички глины – нет.

Игра малой подвижности «Дует ветер на песчинки и на глину».

Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами поиграем в песчинки и частицы глины. Песчинки как будут себя вести, если подует ветер? Они легко будут двигаться, перемещаться. А с частичками глины, что будет происходить? Они будут стоять на месте, сцепившись друг с другом за руки, или все вместе будут тихо передвигаться.

(2-3 раза налетел ветер по сигналу «Ветер – песчинки», «Ветер – глина»).

Воспитатель: Ребята, вы здорово превращались в глину и песчинки, но нам нужно провести еще несколько исследований.

- Как вы думаете, из чего состоит песок? (ответы детей)

Исследование 3. «Из чего состоит песок

(на столе контейнеры с песком и с глиной, лупа на каждого ребенка)

Воспитатель: С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего же состоит песок ( ответы детей: из зернышек – песчинок)

- Как выглядят песчинки? (маленькие круглые полупрозрачные белые)

- Похожи ли песчинки друг на друга? Чем они похожи и чем отличаются? ( дети: да, нет – (разубеждать не надо)

- А сейчас таким же образом рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? Так же частички видны отдельно друг от друга, или они прилипают друг к другу, т. е. они слипшиеся?

- Как вы думаете, из чего лучше лепить: из песка или из глины? (ответы детей различные)

- Сейчас мы проверим!

Исследование 3. «Из чего лучше лепить?»

(на столе стаканчики с песком и с глиной на каждого ребенка, вода, палочка)

Воспитатель: Налейте немного воды в стаканчик с песком и потрогайте его. Каким он стал? ( ответы детей: мокрым)

- Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Можно сказать, что она забралась в песок и уютно устроилась в нем между песчинками.

- А теперь, давайте нальем воды в стаканчик с глиной. Как впитывается вода, быстрее или медленнее? ( ответы детей: медленнее)

- Вода в глину впитывается очень медленно. Часть воды остается на поверхности.

- А теперь, давайте, слепим шарики из песка и из глины. Как вы думаете, что с ними произойдет при высыхании? (ответы детей)

- Песчаные шарики распадутся, а глиняные – станут твердыми.

Воспитатель: Итак, ребята, скажите мы сможем теперь рассказать Экознайке почему у нее рассыпался замок, а глиняная игрушка стала твердой? (ответы детей)

- Правильно, песок – сыпучий, а глина – вязкая, липкая и когда высыхает, становится твердой. Экознайка говорит нам огромное спасибо за то, что мы ей помогли разобраться с песком и глиной.

3. Заключительная часть занятия.

Воспитатель: А нам теперь пора превращаться из ученых в ребят детского сада (дети снимают шапочки и перчатки)

- Ребята, скажите, кем мы сегодня с вами были? (учеными)

- А где работают ученые? (в лаборатории)

- Что вам больше всего понравилось делать в лаборатории? (исследовать)

- На прощание, я бы хотела вам подарить медали, как самым лучшим исследователям! (воспитатель дарит детям медали)

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Поможем повару перебрать крупу»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Поможем повару перебрать крупу» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Поможем повару перебрать крупу» Цель: знакомство детей со способом отделения.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему: «Поможем сказочным героям»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему: «Поможем сказочным героям» Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности 4-5 лет: «Поможем сказочным.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе. Задачи: Знакомить с качественной характеристикой воздуха.

Конспект занятия во второй младшей «Разноцветные сосульки» по опытно-экспериментальной деятельности Цель: Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре Задачи:.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Такие разные песок и глина»Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Такие разные песок и глина» Карпова Елена БорисовнаОпытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Такие разные песок и глина.»Цель:Развитие познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина»
Опубликовано: 20 апреля 2020 в 14:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алексеевна Соловьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД