Татьяна Алексеевна Соловьева
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина»
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами песка и глины в ходе практической деятельности;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении исследований;
- формировать интерес к объектам неживой природы.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе, проявлять интерес к новой информации и исследованию.
Новые слова: лаборатория, ученый, песчаная буря.
Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Песок и глина“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
Материалы и оборудование: кукла-маркер Экознайка, пакетик с песком, глиняная игрушка, песок, по 2 камушка на каждого ребенка, глина, вода, 8 контейнеров без крышки, 8 стаканчиков с песком, 2 круглых, прозрачных контейнера с отверстиями в крышке и шлангом (или трубочкой, 8 луп, 8 шапочек ученых, 8 пар печаток, 8 медалей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла хозяйка нашего мини-музея Экознайка. Она пришла не просто так, а что-то принесла с собой. Давайте посмотрим, что же это (дети смотрят вместе с педагогом) (в одной руке у нее пакетик с песком, а в другой – глиняная игрушка)
- Чтобы это могло значить? Как вы думаете? (ответы детей)
- Экознайка говорит, что играла в песок и нашла в нем глину. Сделала из песка замок, а из глины игрушку. Через какое-то время замок из песка рассыпался, а игрушка из глины стала наоборот очень твердой. Экознайка просит нас разобраться в этом и объяснить ей, что же произошло с песком и глиной. Почему замок рассыпался, а глиняная игрушка затвердела?
- Вы готовы помочь Экознайке? (ответы детей) Тогда нам с вами нужно превратиться в ученых и отправиться в лабораторию.
- Вы знаете, кто такие ученые и что они делают? (ответы детей) Правильно, ученые проводят исследования, изучают все новое, неизведанное.
- Кто знает, что такое лаборатория? ( ответы детей: это место, где ученые проводят свои опыты, исследования и ставят эксперименты)
- Итак, я приглашаю вас в лабораторию. Для того, чтобы туда попасть, нам нужно надеть шапочки, перчатки и превратиться в ученых.
- Добро пожаловать! (дети подходят к первому столу).
2. Основная часть. Опытно – экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Для начала вспомним правила поведения в лаборатории (воспитатель показывает картинки с правилами см. Приложение № 1)
(дети, глядя на картинки, рассказывают правила: нельзя ничего пробовать на вкус, шуметь, нельзя бегать, толкаться и работать только в перчатках)
- Молодцы, вижу, что вы знаете все правила и будите их соблюдать в процессе нашей работы в лаборатории.
Исследование 1. «Откуда берется песок?»
(на столе по два камушка на каждого ребенка и лупа)
Воспитатель: Как вы думаете, откуда берется песок? Ведь его так много повсюду (ответы детей) Мы можем это проверить. Нужно взять два камня и потереть их друг об друга.
- Как вы думаете, что это сыплется? (песок) Верно. Возьмите лупы и рассмотрите песчинки.
- Песок на самом деле в природе появляется из камней. Ветер и вода разрушают камни, в результате чего образуется песок.
(дети подходят ко второму столу).
Исследование 2. «Песок рыхлый, сыпучий»
(на столе стаканчики с песком и с глиной, прозрачный контейнер на каждого ребенка)
Воспитатель: Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка в прозрачный контейнер. Легко ли сыплется песок? (ответы детей – легко)
- А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать песок или глину? ( ответы детей: песок)
Воспитатель: Потому и говорят, что песок «сыпучий». А глина? ( ответы детей: слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок)
- Ребята, мы с вами провели уже несколько исследований и нам можно немного отдохнуть. Сейчас мы с вами проведем игру – эксперимент «Песчаная буря»
Игра – эксперимент «Песчаная буря»
(В прозрачные пластиковые круглые контейнеры (или стеклянные банки) насыпаем песок и глину. В крышках сверху делается небольшое отверстие и вставляется трубка или шланг. Когда дуешь в шланг, создастся в контейнере сильный поток воздуха – песчаная буря)
Воспитатель: Кто знает, что такое песчаная буря? ( ответы детей: это, когда поднимается сильный ветер и дует на песок)
- Сейчас я подую в трубку, и вы увидите, что произойдет в банке с песком (дети смотрят)
Воспитатель: Что происходит с песчинками? ( ответы детей: они легко двигаются, сдуваются)
- Верно!
Воспитатель: А сейчас я подую так же на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? ( дети: нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются)
- Правильно, сухие песчинки легко сдуваются «убегают» от ветра, а слипшиеся частички глины – нет.
Игра малой подвижности «Дует ветер на песчинки и на глину».
Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами поиграем в песчинки и частицы глины. Песчинки как будут себя вести, если подует ветер? Они легко будут двигаться, перемещаться. А с частичками глины, что будет происходить? Они будут стоять на месте, сцепившись друг с другом за руки, или все вместе будут тихо передвигаться.
(2-3 раза налетел ветер по сигналу «Ветер – песчинки», «Ветер – глина»).
Воспитатель: Ребята, вы здорово превращались в глину и песчинки, но нам нужно провести еще несколько исследований.
- Как вы думаете, из чего состоит песок? (ответы детей)
Исследование 3. «Из чего состоит песок?»
(на столе контейнеры с песком и с глиной, лупа на каждого ребенка)
Воспитатель: С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего же состоит песок ( ответы детей: из зернышек – песчинок)
- Как выглядят песчинки? (маленькие круглые полупрозрачные белые)
- Похожи ли песчинки друг на друга? Чем они похожи и чем отличаются? ( дети: да, нет – (разубеждать не надо)
- А сейчас таким же образом рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? Так же частички видны отдельно друг от друга, или они прилипают друг к другу, т. е. они слипшиеся?
- Как вы думаете, из чего лучше лепить: из песка или из глины? (ответы детей различные)
- Сейчас мы проверим!
Исследование 3. «Из чего лучше лепить?»
(на столе стаканчики с песком и с глиной на каждого ребенка, вода, палочка)
Воспитатель: Налейте немного воды в стаканчик с песком и потрогайте его. Каким он стал? ( ответы детей: мокрым)
- Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Можно сказать, что она забралась в песок и уютно устроилась в нем между песчинками.
- А теперь, давайте нальем воды в стаканчик с глиной. Как впитывается вода, быстрее или медленнее? ( ответы детей: медленнее)
- Вода в глину впитывается очень медленно. Часть воды остается на поверхности.
- А теперь, давайте, слепим шарики из песка и из глины. Как вы думаете, что с ними произойдет при высыхании? (ответы детей)
- Песчаные шарики распадутся, а глиняные – станут твердыми.
Воспитатель: Итак, ребята, скажите мы сможем теперь рассказать Экознайке почему у нее рассыпался замок, а глиняная игрушка стала твердой? (ответы детей)
- Правильно, песок – сыпучий, а глина – вязкая, липкая и когда высыхает, становится твердой. Экознайка говорит нам огромное спасибо за то, что мы ей помогли разобраться с песком и глиной.
3. Заключительная часть занятия.
Воспитатель: А нам теперь пора превращаться из ученых в ребят детского сада (дети снимают шапочки и перчатки)
- Ребята, скажите, кем мы сегодня с вами были? (учеными)
- А где работают ученые? (в лаборатории)
- Что вам больше всего понравилось делать в лаборатории? (исследовать)
- На прощание, я бы хотела вам подарить медали, как самым лучшим исследователям! (воспитатель дарит детям медали)