Светлана Вантеева
Конспект открытого занятия по музыкально-ритмическому движению и танцевально-игровому творчеству «Разноцветное настроение»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Ёлочка»
Музыкальный руководитель Вантеева Светлана Юрьевна
Конспект открытого занятия кружка в старшей группе (5-6 лет) по музыкально-ритмическому движению и танцевально-игровому творчеству
«Разноцветное настроение»
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие,
-познавательное развитие,
-речевое развитие.
-физическое развитие
Публикация «Конспект открытого занятия по музыкально-ритмическому движению и танцевально-игровому творчеству „Разноцветное настроение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкально - ритмические движения
- Открытые занятия. Конспекты
- Танец. Конспекты занятий на тему танца
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Цель: Развитие творческой активности детей, самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с элементарными музыкальными понятиями, обогатить музыкальный словарный запас словами: мажорная и минорная музыка;
- формировать умение чувствовать характер музыки (веселый, грустный, бодрый, спокойный и т. д.)
- побуждать детей к двигательным импровизациям;
Развивающие:
- развивать творческую активность детей, способность выражать в движениях образ и средства выразительности в музыке;
- способствовать развитию музыкальной памяти;
- развивать двигательные навыки, координацию движений, гибкость, ловкость, пластичность, умение ориентироваться в пространстве;
- развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце.
Воспитательные:
- воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;
- воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе во время движения, чувство такта и взаимоуважения;
Оборудование и материалы:
- музыкальный центр;
- проектор;
- фонограммы;
- оформление зала, коробочка с цветными, лёгкими, прозрачными платочками;
- игровой персонаж - художник Минорчик;
- красные и синие краски, кружочки;
Планируемые результаты:
- научились импровизировать танцевальные движения под музыку разного характера, темпа, настроения;
- обогащение детского музыкального словаря, развитие умения чувствовать характер музыки.
Методы и приемы:
-наглядный;
-игровой;
-словесный;
-практический.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть. Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Так приятно говорить друг другу слова приветствия.
М. р. : Ребята, вы знаете, что такое настроение? (Ответ детей.)
Что такое настроенье?
Что такое настроенье?
Это игры и веселье,
Это первый снег в окошке,
Это мамины ладошки.
Это бабушкины сказки,
Это кисточки и краски.
Это радуга сквозь тучи,
Это робкий солнца лучик.
Это ласковое море,
Это мир с тем, с кем ты в ссоре.
Что такое настроенье?
Это радости мгновенья.
Ирина Золотухина
Я предлагаю вам, поиграть в танец-игру «Найди себе пару», «Добрый жук» М. Спадавеккиа разработка Л. Н. Кириковой и А. И. Бурениной (звучит музыка) (на первую часть ребята выполняют в рассыпную поскоки, на вторую ищут себе пару и хлопают друг другу в ладоши).
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации). Сегодня я зашла в зал и увидела, что на нашем ковре разбросаны разноцветные краски, кисточки и вот этот рисунок, на котором изображены темные тона. Кто это мог нарисовать? Какое настроение было у него? (ответы детей)
1.2 Мотивация деятельности детей. Мне кажется, что этот художник появился здесь не просто так. Как вы думаете, мы можем ему как-то помочь? (ответы детей) Отправимся в дорогу на поиски художника?
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога). А что нужно сделать, чтобы у него поднялось настроение? С помощью чего мы можем это сделать? (приводят свои рассуждения) У нас есть вот эта коробочка с цветными платочками, предлагаю её с собой взять.
II. Основная часть:
Актуализация ранее приобретенных знаний
-слушание музыки
- музыкально-ритмические движения
(звучит музыка) К. Сен-Санса «Аквариум». На экране видеоролик «Подводный мир»
Ребята, вы слышите музыку? Какая по характеру эта мелодия? Что вы можете сказать о прослушанном музыкальном произведении? (ответы детей) Можно ли с помощью платочка изобразить морских обитателей? Дети обсуждают и договариваются кого будут изображать. (показ музыкально – пластической композиции детей с помощью лёгких, цветных платочек).
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания. В гостях появляется художник Минорчик. Здравствуйте ребята! Как хорошо, что я вас повстречал! Я - художник, меня зовут Минорчик! У меня никак не получается нарисовать яркую, цветную картину, для моего брата Мажорчика, у него сегодня день рождения! И я хотел сделать ему подарок.
А хотите узнать, почему меня назвали Минорчиком? А брата - Мажорчиком? Вам интересно узнать? Я люблю грустные мелодии, и всё время у меня картины в серых или тёмных тонах. Поэтому меня и назвали Минорчик, а на музыкальном языке грустная музыка - это минорная музыка.
"Мой брат, очень любит слушать и танцевать под веселую музыку, поэтому всегда улыбается, веселая музыка - это мажорная музыка. Поэтому его и назвали Мажорчик.
У меня с собой в коробочке лежат красные и синие краски. Возьмите по одной красной и синей краске. Я предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется "Весело, грустно". Правила такие: вы будете слушать небольшие отрывки музыкальных произведений и если это веселая музыка - мажорная, вы поднимете красную краску и скажете «мажорная», а если грустная - то покажете синею и скажете «минорная». Начинаем? (Проводится музыкально-дидактическая игра «Весело, грустно»)
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.
Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата.
М. Р. Ребята, поможем нашему Минорчику, нарисовать, красивую картину? Я буду включать фрагменты музыки, вы совместно определите характер и настроение музыки, передайте в своём танце. Выразите свои эмоции в мимике и пантомимике. На экране видеоролик «Полёт жаворонка» (Звучит «Жаворонок» А. Родригес) Дети обсуждают между собой и ставят свою композицию.
Как она звучала: мажорно или минорно? А быстро или медленно? Громко или тихо? (Ответы детей). В миноре иногда в мажоре, плавно, протяжно, нежно, спокойно, неторопливо. Тихая, негромкая, иногда чуть погромче.
То быстрая, яркая, размашистая.
М. р. : Да, музыка звучит в двух частях. Плавно, протяжно, нежно, спокойно, неторопливо. То быстрая, яркая, размашистая.
Предлагаю нам послушать еще одну мелодию. (Звучит «Воздушная кукуруза» Т. Спенсера. На экране видеоролик к музыке ««Воздушная кукуруза») Дети обсуждают между собой и ставят свою композицию.
М. р. : Так как звучала эта мелодия, мажорно или минорно? В мажоре, радостная - игривая, яркая, весёлая, звонкая.
М. р. : Да, музыка радостная - игривая, яркая, весёлая, звонкая.
Минорчик: Я вам очень благодарен, вы мне помогли разобраться в музыке и нарисовать картину для моего брата. А вот и он мне звонит (на экране появляется Мажорчик) давайте все вместе подарим подарок. (Дети поздравляют Мажорчика) (Мажорчик, принимает подарок от ребят и благодарит их).
III. Заключительная часть. Минорчик: Молодцы, ребята. Я так рад, что познакомился с вами и на память хочу оставить эти краски, чтобы вы в любое время могли ими нарисовать своё настроение. Но, к сожалению, я должен вас покинуть, и спешить к Мажорчику. До свидания! (дети прощаются)
М. р. : Вот и нам надо возвращаться в группы. Так, где же мы с вами побывали? (ответы детей). Что вам больше всего понравилось? Кто к нам в гости приходил? Были ли у нас Какая музыка называется мажорной? А какая минорной? В завершение я хотела бы узнать, какое сейчас у вас настроение мажорное, веселое или минорное, грустное? Подойдите и возьмите красный или синий кружочек и покажите! У меня тоже прекрасное настроение, вы меня очень порадовали! М. р. : Педагог предлагает поделиться впечатлениями, оценить полученный результат, найти допущенные ошибки, что нужно будет исправить на следующем занятии.
Ребята, до следующей встречи! До свидания!
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей. Содержание деятельности педагога и детей соответствует намеченным программным задачам. Программы по кружковой работе «Ритмическая мозаика». Задачи обучения соответствуют возрасту и уровню знания детей старшей группы. Был установлен положительный эмоциональный фон. С самого начала образовательной деятельности была создана проблемная ситуация, дети были замотивированы, была поставлена детская цель: отправиться в поиски художника, чтобы помочь ему.
Дети сами являлись активными участниками игровых моментах. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Виды деятельности: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество, развитие речи, диалоги, их взаимосвязь прослеживается на протяжении всего занятия. Речевого развития детей находится на высоком уровне, могут договориться между собой и поставить композицию танца благодаря предварительной работе на занятиях кружка. Соотношение нового и повторного материала позволяет детям приобрести новые знания на основе уже усвоенного материала.
В ходе всего занятия были использованы разнообразные методические приемы, использовались атрибуты. Педагог использовал электронные образовательные ресурсы для просмотра видео. Педагогом правильно подобран наглядный материал, соответствует возрасту детей и заявленным задачам. Эмоциональная комфортность каждого ребенка на занятии обеспечивалась доброжелательной обстановкой, созданием для детей возможности проявить инициативу, самостоятельность, творческую активность.