Галина Ляпкина
Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности «Под рукой художника оживает кисть. Палитра осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности
Тема: «Под рукой художника оживает кисть. Палитра осени.»
Мастер-класс для детей и родителей
Тема: «Золотая осень» в технике пуантилизм
Задачи. Содействие развитию инициативы, творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Публикация «Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности „Под рукой художника оживает кисть, Палитра осени“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Обучение навыкам изобразительной грамоты, видению прекрасного.
Цели:
- продолжать знакомить с пейзажем как видом изобразительного искусства, подвести к пониманию того, что художник не просто изображает природу, но и передает свое отношение к изображаемому;
- познакомить с картинами выдающихся русских художников-пейзажистов : В. Д. Поленова, И. И. Левитана, И. Э. Грабаря, французских художников Ж. Сера, П. Синьяка, К. Писсарро:
- развивать цветовое восприятие, воображение, моторику, наблюдательность, творческое мышление и зрительную память: побуждать детей отражать в рисунках свои впечатления от окружающей природы, передавать характерный колорит осени нетрадиционным методом;
- учить понимать и воспроизводить образный язык стихотворения И. А. Бунина «Листопад».
- воспитывать усидчивость, эстетическое восприятие произведений живописи.
Цель мастер-класса: познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм» с помощью акварельных красок.
Словарь: музей, картинная галерея, художник, композитор, пейзаж, листопад, багряная, золотая.
Оборудование. Репродукции картин русских художников-пейзажистов Поленова, Левитана, Грабаря на тему «Осень»; французских художников-неоимпрессионистов Ж. Сера, П. Синьяка, К. Писсарро; дорожка из листьев; презентация «Осень», «Пуантилизм»; фонограмма записи Мишеля Леграна «Шербургские зонтики»; портреты художников.
Материалы, необходимые для создания композиции:
1. Бумага для акварели формата А4
2. Простой карандаш
3. Ластик
4. Акварельные краски
5. Стаканчик с водой
6. Кисть беличья №5
7. Ватные палочки
8. Салфетка
9. Клей
10. Рамка для оформления работы
Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, чтение рассказов и стихов об осени, заучивание стихотворения И. А. Бунина «Листопад», рассматривание репродукций картин, иллюстраций об осени, прослушивание музыкальных произведений на осеннюю тему, подготовка рамок для будущих работ на занятии «Ручной труд».
Формы организации занятия : открытое занятие, мастер-класс для родителей.
Ход занятия.
Воспитатель. Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие в прекрасную страну-сказку, на праздник царицы Осени. Вот она, осенняя дорожка, которая приведет нас в страну-сказку.
(Дети под музыку Вивальди «Осень» идут по дорожке из осенних кленовых листьев и садятся на стульчики).
Воспитатель. Попасть в страну Осени можно лишь тогда, когда мы скажем волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте за мной. «Раз, два, три! Дверь в сказку отвори!» (Дети повторяют.).
Воспитатель. Откройте глаза! Вот мы и в стране-сказке на празднике Осени.
Под музыку Бетховена «Лунная соната» дети просматривают видеоролик «Осень».
Вот художник так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?
Воспитатель.
Дети. Осень!
Почтальон приносит письмо от Осени.
Воспитатель читает письмо.
«Дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в свой музей. На картинах художники изобразили меня разной : грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой, багряной и с уже облетевшей листвой….Прошу вас, полюбуйтесь на меня».
Воспитатель. Ребята, а как называется музей, где хранятся картины художников?
Дети. Картинная галерея.
Воспитатель приглашает детей в картинную галерею. (Беседа по картинам).
1. В. Д. Поленов «Осень в Абрамцево»
Замечательный живописец В. Д. Поленов любил совершать речные прогулки на пароходе и любоваться русской природой. После одной из своих поездок он написал картину «Осень в Абрамцево».
- Какое настроение вызывает эта картина? (Грустное. Воздух холодноватый.).
2. В. Д. Поленов «Золотая осень»
Вся природа залита солнцем. – Листва какая? (Золотистая.)
- Желто-зеленый травянистый покров лугов.
- Серо–голубое небо где отражается? (В реке.)
- Какое настроение? (Возвышенное.)
3. И. Э. Грабарь «Сентябрьский снег»
А это картина выдающегося русского живописца И. Э. Грабаря. Как вы думаете, какой месяц изобразил художник? (Сентябрь.). Почему? (Потому что листья еще не опали.). Да, ребята, картина называется «Сентябрьский снег». – Чувствуете, какая холодная погода и какой сырой ранний снег?
Теперь мы с вами рассмотрим репродукции картин И. И. Левитана. Он очень любил природу. Глядя на его картины, сразу можно понять, какое душевное состояние было у художника во время работы над картиной.
4. «Вечерний звон»
Вот эта картина называется «Вечерний звон». У излучины реки, окруженной осенним лесом, стоит монастырь (храм). Догорает день, наступает вечер. –Какой воздух? (Прозрачный. Чувствуется покой.)
- Как Левитан передал этот покой? (Река спокойная, ее линии плавные. Золото осени теплое. Небо лазоревое.)
5. «Осенний день. Сокольники»
Картину художник написал, когда еще был учеником. Вот аллея. – Чем она усыпана? (Опавшими листьями.). А это хвойный лес. – Как бы мы о нем сказали? (Хмурый). А молодые золотистые деревца? (Радостные.) По пасмурному небу плывут холодные облака.
Посмотрите внимательно, какая картина похожа на предыдущую?
6. «Осень. Охотник.»
Здесь изображена лесная просека, в беспорядке усеянная опавшими листьями.
7. «Золотая осень. Слободка»
-Какие деревья? (Ярко-рыжие.) Они как бы «горят» под еще теплым осенним солнцем.
8. «Октябрь.»
Стихотворение «Краски осени» (Читает Яна)
Начала рисовать.
В старый лес забрела –
И его не узнать.
Пожелтел березняк.
Яркий клен заалел,
Золотистый пиджак
Стройный тополь надел.
Утешает осень : не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета.
9. «Осень»
- Посмотрите, ребята, здесь совсем другая осень! Как вы думаете, какая это пора? (Поздняя осень. Ноябрь.)
А. С. Пушкин писал:
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.»
10. «Золотая осень»
- Ребята, помните, как называется эта картина? («Золотая осень»). Эту картину И. И. Левитан написал, когда он был счастлив в своей жизни, и картина его радостная и счастливая. А вам она нравится? Какие цвета использовал художник? (Желтые, оранжевые).
- Как эти цвета можно назвать одним словом?
Ответы детей. (Теплые, радостные).
Стихотворение И. А. Бунина «Листопад» (читает Ксюша).
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной,
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца».
Воспитатель.
- Какие картины подходят под это описание?
Ответы детей.
Загадка.
«Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы?
Осенние деревья, с чьих веток не до конца облетают листья?
Снег, который никогда не потемнеет и не растает?»
Ответы детей. (На картинах художников.)
Воспитатель. В каком жанре написаны картины в нашей галерее?
Ответы детей. (Пейзаж.)
Воспитатель. В пейзаже художник изображает природу так, как ее увидел только он один. Сейчас мы с вами перенесемся в другую страну – Францию, и увидим, что французские художники изображали природу по-особенному, необычным для нас способом.
Педагог. Посмотрите на эти картины. (Демонстрация картин художников-неоимпрессионистов.).
-Что же здесь особенного и необычного, наверное подумали вы? Дело в том, что все эти картины написаны в технике пуантилизм.
- Что же такое пуантилизм, спросите вы?
Пуантилизм – это направление в изобразительном искусстве, которое придумал французский художник - неоимпрессионист Жорж Сера. Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointel, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.
И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если посмотреть издалека, то сразу видна картина целиком.
Сегодня мы с вами будем художниками неоимпрессионистами и напишем картину «Золотая осень» в технике пуантилизм.
Практическая часть. Мастер-класс для родителей и детей.
Педагог. Предлагаю приступить к первому этапу – созданию эскиза будущей композиции. Лист необходимо разделить горизонтальной линией на две плоскости: небо и земля. Вдоль линии горизонта располагаем деревья, на
заднем плане – облака, на переднем – река.
Эскиз готов, теперь самое время приступить ко второму этапу –
окрашиванию нашей композиции цветными точками.
Физкультминутка.
Дети танцуют танец «Веселое настроение»
Педагог. Работу необходимо начинать с небосвода. Для этого воспользуемся голубой или светло-синей краской. При заполнении верхней части можно оставить незакрашенные участки – облака.
Теперь переходим к среднему плану композиции – деревьям: окрашиваем точками коричневого цвета стволы и веточки.
Далее необходимо «одеть» деревья в осеннюю листву. Деревья, расположенные ближе к небу, лучше окрасить желтым цветом, чтобы создать контраст между голубым и желтыми цветами, цвет других деревьев вы можете варьировать по своему усмотрению (мы воспользовались оранжевым, красным и пурпурным цветами).
Далее спускаемся к реке. Чтобы отразить течение, воспользуемся разными оттенками синего цвета.
Вдоль берегов реки нанесем оттенок зеленого цвета – это травка, сохранившая свежесть у воды. Можно добавить желтый цвет – речной песок.
Приступаем к созданию осеннего «покрывала» для земли. Под деревьями, на отдельных участках наносим темно-зеленый оттенок травы.
Затем расширяем окрашиваемые участки, используя более светлый оттенок зеленого цвета.
Оставшиеся участки земли заполняем охрой.
Осталось оформить работы в рамки и разместить их на нашей выставке.
Заключение.
Воспитатель. Осенняя природа вдохновляла многих художников, поэтов, писателей, композиторов на создание настоящих произведений искусства. Вы тоже проявили творческую фантазию. Посмотрите, какие интересные картины у вас получились. По-моему, они очень точно передают светлое настроение, которое создает у нас природа золотой осени.