Олейник Елена Николаевна
Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности «Путешествие в мир красок» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи :
* Развивать у детей эстетическое восприятие, желание передать красоту осенней природы.
* Учить самостоятельно располагать изображение на листе, согласовывать свои действия с действиями сверстников.
* Упражнять в приемах смешивания красок теплых цветов, оранжевого, коричневого.
* Продолжать знакомить и способами НТР (пальчиковой живописью).
* Развивать речь, мелкую моторику, ритмичность и плавность движений.
Публикация «Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности „Путешествие в мир красок“ в средней группе» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность при выполнении задания.
Предварительная работа:
Наблюдение за изменениями в природе, рассматривание репродукций картин, чтение стихотворений об осени, дидактическая игра «О каком времени года говорю?», сбор листьев и составление букетов, выполнение пособий на развитие силы выдоха (листочки).
Материалы и оборудование:
Тарелочки с краской - желтой, красной, зелёной, тряпочки для вытирания рук, большие тонированные листы бумаги, карточки-схемы с изображением красок, пятен, линий, руки, кисточки, репродукция осенних пейзажей, работы детей, силуэтное изображение диких животных - волк, лиса, заяц, медведь, клей - карандаш/по количеству детей/, медали для детей (осенние листочки,игрушка-персонаж «Пятнышко»
Ход занятия:
Звучит музыка. Появляется Пятнышко.
- Здравствуйте, ребята! Я – Пятнышко. Очень люблю рисовать и путешествовать. Хотите со мной отправиться в волшебный лес, где много красок и чудес?/ответы детей/.
-А в этом лесу нас ждет осенняя сказка! На улице очень холодно, выпал снег, листочки облетели с деревьев, а там тепло, красиво, уютно! Поедем?/ответы детей/.
- Хорошо! Садитесь в поезд, занимайте свои места. Электропоезд отправляется со станции «Детский сад», следующая остановка «Волшебный лес»/Пятнышко поет с детьми песню «Поезд едет»/
- Вот мы и очутились в волшебном осеннем лесу. Оглядитесь вокруг. Как здесь красиво!/дети осматриваются, садятся на «полянку»/
Осень тонкой длинной кистью
Перекрасила все листья!
Желтый, красный, золотой!
Как хорош ты лист резной!
- Ребята, скажите, пожалуйста, какого цвета осень?/ответы детей/
- Что же произошло с листочками и травой в лесу, когда пришла красавица осень?/ответы детей/
- А почему листочки облетают?/дуют на листочки/ответы детей/
- Какой формы листочки?/круглые, овальные, резные/
- Какими красками осень разукрасила листья?
- Ребята, а как вы думаете «золотой», что это за цвет? Как он получился у Осени? Какие краски она смешивала?/ответы детей/
- Молодцы, золотая, оранжевая получается, когда теплый желтый цвет с огненным красным/показ таблицы на смешивание/
- Какая Осень художница: в лесу красиво, нарядно, радостно! Ребята, что же сделать, чтобы теплая, золотая осень погостила у нас подольше?/позвать к себе в гости, забрать, нарисовать/
- Молодцы! Как здорово вы придумали! Вот сейчас возьмем кисточки, которые Осень оставила на полянке и пойдем рисовать!/пятнышко ищет кисточки и не находит/. А как же мы будем рисовать?/ дети предлагают способы изображения : руками, палочками, пальчиками/
-Как хорошо вы придумали! Наши пальчики превратятся в кисточки. Вот так!/Пятнышко обмакивает пальчик в тарелку с краской и прикладывает к графическому изображению дерева/
- Раз мазок! Да мазок! Получается у Пятнышка листок! Нравится ребята?/ответы детей/
- А теперь вы ребята, обмакивайте свои ладошки в тарелочку с желтой краской, а затем в тарелочку с красной. Что получилось? Какого цвета листочки на деревьях?/ ответы детей/
/Пятнышко индивидуально напоминает работу с краской, следит за тем, чтобы ребята аккуратно пользовались материалом, после каждого цвета вытирали ладошки влажными платочками/
- Чудесные, золотые и разноцветные деревья в лесу получились у нас! Ребята, похоже на фотографию?/ответы детей/
- Кто будет жить в нашем радостном городе?/дети предлагаю приклеить силуэты животных/
/Ребята дополняют работу аппликацией, используя готовые силуэты животных и клей-карандаш/
- Какое настроение вызывают наши работы?/ответы детей/
- Теперь и у нас в городе будет тепло и красиво!
Педагог и Пятнышко вместе с детьми анализируют работы: «Посмотрите, какое яркое дерево получилось у Даши. Какими цветами ты пользовалась?
Никита, какие деревья тебе нравятся больше всего? Покажи, пожалуйста!
Вот и Андрюши дерево получилось стройное, листики желтого цвета. А
Влад нарисовал могучее большое дерево.
Максим перекрасил листочки в оранжевый цвет. Какое дерево стало нарядное! /Пятнышко помогает детям анализировать работу.
- Спасибо, ребята! Мне очень понравилось с вами путешествовать! Вы сегодня очень старались подарить тепло и радость не только мне, но и друг другу, а сейчас ой, ой, ой, приехал электропоезд. Наше время закончилось, пора возвращаться в детский сад. Поехали!/дети садятся в поезд и уезжают/
Пятнышко дарит кусочек приятного настроения в виде листочка или кляксы осеннего цвета.
Самоанализ занятия по изобразительной деятельности.
Данный вид занятия является очередным этапом при формировании у детей изобразительных умений и творческих способностей. При планировании данного занятия были учтены : соответствие лексической теме «Лес», времени года «Осень», а также соблюден принцип систематичности: в занятии включены обучающие, развивающие и закрепляющие пройденный материал задачи: упражнение в приемах смешивания красок, в умении применять способы изображения с использованием НТР. Это занятие помогает уточнить уже имеющиеся знания и представления детей о времени года, о способах и приемах действия с изобразительными материалами, используя технику «пуантилизм».
При подготовке к занятию были учтены следующие требования программы:
* Гигиенические
-длительность занятия 20 минут;
- динамичность проведения занятия;
-использование разной формы организации посадки детей, с целью профилактики заболеваний опорно - двигательного аппарата;
- выбор средств и методов взаимодействия взрослого с детьми, создающих благоприятную, эмоциональную, комфортную атмосферу для творчества.
* Требования к содержанию занятия.
В него включены образовательные изобразительные, развивающие, воспитательные задачи, соответствующие требованиям реализуемой программы по разделу «Изобразительная деятельность» для средней группы на начало учебного года.
* Требования к выбору методов и приемов: соответствие возрасту детей, их обоснованность и необходимость для проведения данного вида занятия (словесные, наглядные, практические, методы эмоционального стимулирования).
* Для проведения занятия были созданы следующие условия:
- проведен отбор средств, материалов (иллюстраций и т. п.)для детей и педагога;
-организация пространства группы к проведению занятия (расстановка столов, создание атмосферы «осеннего леса» через использование декораций и атрибутов);
- проведена предварительная работа с детьми и родителями по теме «Осень» (наблюдения на улице, сбор листьев и составление букетов, организовывались дидактические игры «О каком времени года говорю?», «Что бывает такого цвета?», познавательные занятия по теме «Осень. Лес», проводились занятия по рисованию деревьев и растений.
Для проведения занятия была выбрана коллективная и игровая форма организации продуктивной деятельности детей, так же уже проводились ранее занятия похожего содержания, где дети индивидуально выполняли задания.
Проведение занятия в игровой форме обусловлено тем, что все занятие и его части строится на обыгрывании: игровая мотивация, стимулирование процесса выполнения задания, обыгрывание результата и анализа работ. Занятие, проведенное в игровой форме для детей младшего и среднего дошкольного возраста, помогает детям проявить активность в достижении творческих изобразительных целей, раскрепоститься и не бояться сложностей при решении изобразительных задач.
* При подготовке к занятию были учтены следующие особенности детей:
- возрастные (младший дошкольный возраст - неусидчивость, непроизвольность процессов внимания, физиологические особенности);
- индивидуальные (сформированность изобразительных умений, личная активность, особенности характера);
- групповые (эмоциональность, гиперактивность, отзывчивость детей к чужой боли и проблеме).
Главная задача занятия – развитие эстетического вкуса и умения использовать все изобразительные средства и способы для решения изобразительных задач.
Была выбрана следующая структура занятия :
1 часть. Вводная.
Создание атмосферы эмоционально - эстетического восприятия явления, предложенного для изображения (осенние деревья, листочки). Приемы, используемые в этой части: эмоциональное стимулирование игрового сказочного персонажа, использование динамичной организации детей – игра «Поезд», создание атмосферы осеннего леса через декорации и оформление группы, вопросы к детям, направленные на активацию мыслительной деятельности, использование художественного слова, выразительная и эмоциональная речь педагога, индивидуальные и хоровые ответы детей. Показ изобразительных приемов, анализ изображаемого явления : например, «Какого цвета осень? Каким цветом листья? Какой они формы?».
2 часть. Основная.
Организация рисования осеннего леса, осуществление индивидуального показа приемов рисования педагогом для детей, еще не усвоивших приемов изображения и смешивания красок : «Посмотри, как Пятнышко обмакивает пальчики в тарелку, не спеши, будь аккуратен! Смотри, какой цвет у тебя получился! Создание креативного поля (выбор содержания изображения).
3 часть. Заключительная.
Просмотр коллективных работ. «Давайте ребята посмотрим, какой чудесный лес у нас получился. Нравится, Пятнышко?»
Индивидуальный анализ взрослого работ детей и участие каждого в творческом задании: «Сегодня Анечка молодец, правильно смешала «золотой» цвет, интересно придумал, как можно нарисовать листья на деревьях Костя. Маша была активной, столько много цветов смешала и оттенков осени! Влад сегодня очень хорошо рассказал о том, что происходит с деревьями и природой осенью».Использование игрового приема для окончания занятия :- Скорее садитесь в электропоезд. Нам пора возвращаться в детский сад». Использование поощрения :
«Пятнышко дарит на память листочки детям в знак благодарности».
Использование такой структуры и методов позволяют поддерживать интерес детей к занятию, предотвращают перегрузку знаниями и действиями, помогают решать образовательные задачи и другие задачи быстро и качественно.
Причины предполагаемых успехов и недостатков занятия :
1. Дети не эмоциональны, не активно реагируют на просьбу игрового персонажа, отказываются принимать участие в занятии.
Причина: педагог выбрал неинтересного, непонятного для восприятия детей персонажа, речь и поведение педагога невыразительны и недостаточно эмоциональны.
2. Дети не отвечают на вопросы, не вступают в диалог с педагогом и персонажем, ответы детей неправильные и неточные.
Причина : не достаточная предварительная работа с детьми, нарушение в планировании образовательной деятельности в целом, нет систематичности и последовательности в подаче новых знаний,уже имеющихся.
3. Утомляемость, отвлекаемость детей на занятии.
Причина: перегрузка знаниями содержания занятия, нет динамических пауз для всей группы и каждого ребенка (пальчиковые игры, физминутки, усложнение программного материала (несоответствие требованиям программы дл данного возраста, не учтены индивидуальные и физиологические особенности детей).
4. Работы детей не интересные, изобразительные задачи детьми не усвоены.
Причины: неправильный и неточный показ способов действия с материалами, некачественный анализ изображаемого явления (Из чего состоит? Какого цвета? С чего начать, неправильно подобран иллюстративный и дидактический материал (некрасочный, непонятный для восприятия, педагог не осуществляет наблюдение за работой детей.
5. Анализ работ детей не интересный, не отражены в анализе отношение детей и взрослого к результату, дети отвлекаются.
Причина : неточные вопросы педагога к детям, речь неэмоциональна и невыразительна, перегрузка детей (много разговоров, монотонность речи взрослого, долго дети сидели за столами).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
* Занятие планируется и составляется с учетом всех требований программы и гигиенических требований.
* В занятии необходимо использовать разнообразные приемы и методы с детьми соответственно теме занятия, возрасту детей, умело их варьировать, в зависимости от ситуации; разнообразный дидактический материал.
* Осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к детям в зависимости от их способностей и возможностей, быть доброжелательным и внимательным к детям.
* Исключать отрицание неверных ответов, давать возможность детям рассуждать и отстаивать свою позицию.
* Анализируя работы детей, их участие в занятии, давать адекватную оценку каждому ребенку.