Наталья Петрова
Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности с применением карт Проппа в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности с применением карт Проппа в средней группе.
«Сказка о Песочном Человечке».
Воспитатель 1 категории Петрова Наталья Николаевна.
г. Ужур.
Цель: Познакомить со свойством песка с применением карт Проппа.
Задачи: Через опыт дать представление детям о физических свойствах песка; показать детям, что песок состоит из мелких частиц – песчинок.
Формировать умения в работе с сухим и мокрым песком.
Публикация «Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности с применением карт Проппа в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Карты Проппа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи путем экспериментальной деятельности.
Воспитывать дружеские отношения друг с другом.
Материалы и оборудование: Мешочек с песком, на столах разнос с тарелкой с песком и лейка с водой (по одному набору на ребенка, влажные салфетки.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Проходите, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними.
Дети: (здороваются)
Воспитатель: Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора,
Интересная беседа ждет
Давно вас, детвора.
А вот о чем мы будем говорить, вам надо угадать.
Воспитатель: У меня есть необычный мешочек, попробуйте отгадать, что в нем находится.
(дети щупают мешок и пытаются определить, что в нем находится).
Воспитатель: То, что вы потрогали в мешочке, какое оно?
( ответы детей: мягкое, рассыпается)
- Как вы думаете. Что это?
( ответы детей: сахар, песок, что-то рассыпчатое)
Воспитатель: А теперь давайте потрогаем внутри мешочка, только нужно соблюдать правила, никому не показывать, что там находится и руку доставать пустую.
(Открыть мешочек и потрогать внутри)
Воспитатель: Ребята отгадайте мою загадку и сразу поймете, что там находится.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
Дети: Песок
Воспитатель: Вы правы! Это песок!
Ребята, а я знаю одну историю, которая произошла с Песочным Человечком. Хотите послушать?
(ответы детей)
Воспитатель: Присаживайтесь, я вам сейчас её расскажу.
(сказка про «Песочного Человечка» сопровождается слайдами)
(1слайд) В одной сказочной стране жил Песочный Человечек.
(2 слайд) Как-то раз он пошел гулять.
(3 слайд) Мама дала ему воды и сказала:
(4 слайд) – Слишком долго не гуляй,
- И пей по больше воды. На улице очень жарко, ты можешь высохнуть и рассыпаться!
(5 слайд) Песочный человечек побежал к своим друзьям, ему было так весело, что он забыл о маминых словах
(6 слайд) Солнце поднялось высоко и стало греть сильнее, лаская своими лучами Песочного Человечка и его друзей. Человечек начал сохнуть и медленно осыпаться, и вот уже превратился в маленькую кучку песка.
(7 слайд) Рядом были его друзья, которые помогли ему.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что сделали друзья, чтобы помочь Песочному Человечку?
(если дети затрудняются с ответом, то попросить вспомнить, что говорила мама Песочному Человечку).
Воспитатель: - Давайте проверим, так ли это на самом деле.
Прошу вас пройти в нашу лабораторию, мы с вами не на долго превратимся в исследователей. Давайте оденем фартуки.
На столах находится необходимый материал для проведения исследований.
(дети одевают фартуки, переходим к столам)
(На столах на каждого ребенка тарелка с песком и лейка с водой).
Воспитатель: Мы сегодня будем с вами проводить опыты с песком, но сначала мы должны вспомнить правила безопасности в нашей лаборатории.
Здесь нельзя песком кидаться!
Злиться, драться и кусаться!
И песочек рассыпать,
Можно строить и творить
И фантазии вершить!
А теперь проходите на свои места.
1 ОПЫТ. У вас на столах в тарелках находится песок. Возьмите щепоточку
песка и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком».
Что вы почувствовали? Какой песок?
(ответы детей)
2 ОПЫТ: Попробуйте что-нибудь слепить из него. Что происходит?
(песок рассыпается)
Воспитатель: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные
по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу. Из него нельзя
ничего слепить.
3 ОПЫТ. Добавьте в чашечку с песком воду из лейки.
Что происходит?
(вода исчезла)
Куда исчезла вода?
(она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.)
Каким стал песок?
(мокрый, влажный).
Попробуйте мокрый песок посыпать.
Что происходит?
(он не сыпется)
Воспитатель: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и
прилипли друг к другу.
4 ОПЫТ. Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него
что-нибудь, например, шар или пирожок.
Почему вы смогли слепить?
(потому что он мокрый, влажный и т. д.).
Что можно слепить из мокрого песка?
(ответы детей).
Воспитатель:
Правильно он не сыпется, и из него можно лепить, потому что когда он
намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается
со своей «соседкой».
Из какого песка можно строить песочный дом?
(из мокрого).
Воспитатель: Давайте протрем руки влажными салфетками.
Мы с вами убедились, что при помощи воды можно изменить структуру песка. Он стал снова липкий, потому что вода вытеснила воздух. Можно из него лепить?
(ответы детей)
Воспитатель: - Да, на самом деле, в нашей сказке так и произошло: друзья полили кучку песка водой и слепили Песочного Человечка (8 слайд). Как он был рад! Вернулся он домой и пообещал маме- всегда её слушаться! (9слайд).
Ребята, вы, наверное, устали, давайте немного отдохнем.
Пальчиковая игра «Песок»
Всё, что только захотим,- руки разводим в разные стороны.
Из песка мы смастерим. – хлопки в ладоши.
Дружно слепим колобок, - имитация лепки.
Ну а после теремок - сделать «крышу» из рук.
А теперь и разных рыб, - имитация движения рыб.
На последок – белый гриб - сжать одну руку в кулак и накрыть ладошкой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы немного отдохнули, а сейчас вы мне расскажите «Сказку о Песочном Человечке», а помогут вам в этом наши карты-помощники! Давайте вспомним их названия.
(дети пересказывают «Сказку о Песочном Человечке с помощью карт Проппа) .
Воспитатель: Ребята, мы сегодня очень хорошо побеседовали с вами о песке, вам понравилось?
(ответы детей)
Воспитатель: А теперь нам пора в группу! Давайте попрощаемся с нашими гостями.
(дети уходят)