Елена Прыткова
Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие в сказку 12 месяцев» (в подготовительной группе)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по ФЭМП
«Путешествие в сказку 12 месяцев»
(в подготовительной группе)
Цель:
обобщить и систематизировать знания по ФЭМП в подготовительной к школе группе.
Обучающие задачи:
1. систематизировать знания детей о геометрических фигурах и умение их конструировать,
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП „Путешествие в сказку 12 месяцев“ (в подготовительной группе)» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
2. Закрепить знания о последовательности времен года, месяцев года.
3. Закрепить знания о составе числа 10 и умение составлять его из двух чисел и навыки количественного и порядкового счета,
4. Закрепить понятие прямая, изогнутая и ломаная линия.
Развивающие задачи:
1. Развивать логическое мышление, внимание, воображение, смекалку,
2. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
• Просмотр мультипликационного фильма по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
• Д/и «Значок для стульчика», «Дверца для сказочного домика», «Яблочки в мешочках», «Листопад», «Какой по счету», «Блоки Дьенеша», разгадывание загадок о месяцах года, о временах года, решение математических лабиринтов «пройди по дорожке», решение логических задач.
Оборудование:
Демонстрационное: ноутбук, мультимедиа проектор, плоскостные елки с изображенными на них шишками от 1 до 10, две плоскостные корзинки, 10 плоскостных подснежников, иллюстрация для наглядного изображения логической задачи.
Раздаточный: математический набор «Учимся, играя!» по количеству детей (в наборах присутствуют геометрические фигуры и счетные палочки, карточки с примерами на состав числа 10 (по количеству детей, индивидуальные карточки с лабиринтами «Найди дорожку» (по количеству детей, цветные мелки (по количеству детей)
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Что необходимо сделать при встрече с гостями? (поздороваться). Проходите на стульчики.
- Ребята, помните, мы с вами смотрели мультфильм по сказке Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев»? А вы хотели бы попасть в эту сказку сами? (да.) Можно мне отправиться в путешествие с вами? Спасибо. (Проходим на стульчики)
- Итак, мы отправляемся путешествовать в сказку «Двенадцать месяцев». Внимание, сказка начинается.
(слайд №1)
- Давным-давно в одном королевстве жила девочка, добрая и работящая. Однажды ей довелось повстречать сразу все 12 месяцев.
(слайд №2)
- История, которую я вам расскажу, началась холодной зимой. Мачеха отправила в лес бедную падчерицу за подснежниками по приказу принцессы. Девочка не посмела ослушаться, и пошла в лес, укутавшись в старый дырявый платок.
(слайд №3)
- Посмотрите, вот он. Сосчитайте, сколько на нем дырок? (На платке 8 дырок). - Как сделать так, чтобы этих дыр не было на платке? (нужно его залатать, то есть зашить с помощью заплат).
- А сколько заплаток приготовила девочка, чтобы залатать платок? (Девочка приготовила 7 заплаток).
- На какие геометрические фигуры они похожи? (круг, квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник, пятигранник, овал)
- Хватит ли девочке приготовленных заплаток для латания дырок? (нет)
- Сколько заплаток ей не хватает? (не хватает одной заплатки)
- Заплатки какой формы ей не хватает? (не хватает заплатки в форме трапеции)
- Давайте поможем девочке и выложим из счетных палочек или с помощью нескольких геометрических фигур недостающую заплатку. Попробуем? Проходите к столу, здесь для вас приготовлены наборы. С их помощью вам нужно выложить геометрическую фигуру трапецию. (Дети выкладывают фигуру.)
- Молодцы, ребята. Помогли девочке. А наша сказка продолжается…
(слайд №4)
- В лесу намело много снега. Бедная девочка совсем выбилась из сил. Вдруг она увидела, что вдалеке замерцал огонек, и она пошла на него. А чтобы не заблудиться, девочка шла, и примечала все елки, мимо которых она проходила.
(слайд №5)
- Запомнить их было легко, ведь на каждой елке висело разное количество шишек. Она считала так: вот елка с одной шишкой – она первая. (Воспитатель прикрепляет плоскостную елку с одной шишкой к мольберту). Вот елка с двумя шишками – она вторая.
- Вы догадались, как дальше считала елки девочка? Хотите помочь ей сосчитать оставшиеся елки по количеству шишек и по порядку? (дети продолжают счет елок по предложенному образцу и прикрепляют их к мольберту (счет количественный и порядковый) : три шишки – третья елка, четыре шишки – четвертая елка и т. д.). Молодцы, ребята. Все елки на пути девочки сосчитали.
(слайд №6)
А теперь я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Снежок».
Раз, два, три, четыре Загибают пальцы, начиная с большого
Мы с тобой снежок лепили. «Лепят», меняя положение ладоней
Круглый, крепкий, очень гладкий Гладят одной ладонью другую
И совсем, совсем не сладкий. Грозят пальцем
Раз – подбросим, Смотрят вверх и подбрасывают воображаемый снежок
Два – поймаем, Приседают и ловят воображаемый снежок
Три – уроним, Встают и роняют воображаемый снежок
И сломаем. Топчут воображаемый снежок
- Понравилось вам играть в снежки? Хорошо, а теперь проходите на стульчики. Я продолжу рассказывать вам историю про девочку.
(слайд №7)
- Так девочка дошла до поляны. На ней горел костер, а вокруг сидели братья месяцы. Грелись братья у костра. Но сидели они в определённом порядке. А в каком именно, нам помогут узнать вот эти загадки. Послушайте их внимательно, и постарайтесь правильно отгадать. Так мы поможем девочке познакомиться с братьями месяцами.
(слайд №8)
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром. (Зима)
- Назовите пожалуйста зимние месяцы по порядку (Декабрь, Январь, Февраль).
(щелчок – появляется картинка с изображением зимних братьев месяцев)
- Так звали братьев месяцев зимних.
(слайд №9)
Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких. (Весна)
- Назовите пожалуйста весенние месяцы по порядку (Март, Апрель, Май).
(щелчок – появляется картинка с изображением весенних братьев месяцев)
Так звали братьев месяцев весенних.
(слайд №10)
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)
- Назовите пожалуйста летние месяцы по порядку (Июнь, Июль, Август).
(щелчок – появляется картинка с изображением летних братьев месяцев)
Так звали братьев месяцев летних.
(слайд №11)
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (Осень)
- Назовите пожалуйста осенние месяцы по порядку (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
(щелчок – появляется картинка с изображением осенних братьев месяцев)
Так звали братьев месяцев осенних.
(слайд №12)
- Вот и познакомилась наша девочка со всеми братьями. Теперь она всех их знает по именам.
-Потом девочка поведала братьям-месяцам, что отправила ее в лес в такую погоду мачеха. Она хочет получить большую награду от принцессы за принесенные во дворец подснежники. Братья сначала рассмеялись над рассказом девочки. А потом сказали ей : «Подснежники растут в апреле, а месяцы идут друг за другом. Сейчас подснежников не достать.»
(слайд №13)
- Но братья месяцы пожалели свою гостью и согласились уступить место братцу Апрелю.
(слайд №14)
А Апрель подарил девочке подснежники. И рассказал секрет, как правильно нужно собирать цветы в лесу. Вставайте в круг и повторяйте за мной,- сейчас я вам расскажу этот секрет.
Физкультминутка «Раз цветок, два цветок»
Чтоб собрать в лесу цветочки
Наклоняйся до носочков.
Раз цветок, два цветок.
А потом сплетем венок.
(выполняются наклоны сначала к правой ноге, потом к левой ноге попеременно с имитацией движений срывания цветов).
(слайд №15)
Девочка была очень вежливая, поэтому поблагодарила братьев месяцев за помощь и с полной корзиной подснежников пошла домой.
- Вот эта корзина с весенними подснежниками (Педагог демонстрирует корзину с подснежниками). Давайте поможем узнать девочке, сколько цветов ей подарили? (Дети считают и определяют количество цветов – 10 подснежников).
(слайд №16)
- Принесла девочка домой корзину с весенними цветами. А мачеха решила сразу, не задерживаясь, отнести подснежники во дворец и получить за них золотые монеты. А так как она была очень жадная, и денег ей хотелось получить побольше, стала перекладывать цветы в две корзины, надеясь больше за них выручить.
- А вот как она их раскладывала, нам помогут узнать ее записи вот на этих карточках (на столе лежат перевернуты карточки с вариантами распределения цветов в корзинах). Выберите себе любую карточку, и покажите, как хотела мачеха разложить цветы в корзине. (дети по очереди выходят к мольберту, где прикреплены две корзины, и раскладывают подснежники так, как подсказывает им карточка)
4+6 6+4 7+3
3+7 8+2 5+5
(Дети составляют разные варианты состава числа 10 из двух меньших чисел).
- Наконец мачеха остановилась на одном варианте, когда цветов в корзинах было поровну и понесла корзины с цветами во дворец. Сколько цветов было в каждой корзине, если их было поровну? (в каждой корзине было по пять подснежников).
(слайд №17)
- Принцесса, увидев подснежники, приказала всем отправиться в лес. Королевская свита, мачеха с дочкой не посмели ослушаться капризную принцессу.
(слайд №18)
- Оказавшись в лесу, они повстречали месяц Январь. Он знал, кто на самом деле набрал подснежники и решил наказать невоспитанную принцессу и обманщицу мачеху. Месяцы стали сменять один другого, стали сменять друг друга времена года.
- А вот в какой последовательности шли месяца и сменяли друг друга времена года, нам подскажет следующая игра, которая называется «Лабиринт». (Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с лабиринтами). Какие виды линий вам напоминают эти дорожки? (прямая, ломаная и изогнутая линии).
- История началась холодной зимой, поэтому лабиринт разгадывать начнем с картинки «Зима». После зимы идет весна. Найдите картинку «Весна» и обведите синим цветом дорожку, по которой Зима шла к Весне. А теперь найдите и обведите зеленым цветом дорожку от Весны к Лету. Дорожку от Лета к Осени обведите красным цветом, дорожку Осени к Зиме желтым цветом. Молодцы, ребята! Быстро справились с заданием. (Педагог предлагает вниманию детей лабиринт из прямых, изогнутых и ломаных линий. Дети прослеживают пути хода для каждого времени года.)
Давайте немного отдохнем после такого сложного путешествия. И поиграем в игру «Солнышко».
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. Потягивания – руки вверх
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем. Потягивания – руки в стороны
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинки Наклоны вправо - влево
(слайд №19)
- Сначала принцесса обрадовалась, она собирала цветы, ела ягоды и ловила бабочек. Но не успела она опомниться, как опять наступила зима. Стало холодно, а теплую шубку она где-то потеряла. Совсем замерзнув, принцесса попросила прощение у братьев месяцев за свое поведение. Они ее простили и отправили на чудо-санях во дворец.
(слайд №20)
- А вот злая мачеха и ее дочь прощения не попросили и были наказаны Братьями месяцами. На три года их превратили в собак и заставили служить падчерице.
(слайд №21)
Попробуйте угадать, какая из этих собак мачеха девочки?
(Дети расшифровывают информацию на картинке с помощью подсказок – в какую собаку превратилась мачеха.)
Эта собака не вторая и не пятая, в ошейнике, но не рыжая. В какую собаку превратили братья месяцы мачеху? (Дети смотрят на иллюстрацию и определяют, что мачеху превратили в белую собаку с красным ошейником).
- По истечении срока она опять стала человеком и больше никогда не обижала падчерицу.
(слайд №22)
Вот и сказке конец, а кто слушал – МОЛОДЕЦ!
(слайд №23)
-Вот такая история произошла давным-давно в одном королевстве с обычной доброй и работящей девочкой.
- Вам понравилось путешествовать по страницам сказки «Двенадцать месяцев»? А помогать девочке? Что в путешествии вам запомнилось больше всего? А что для вас было в путешествии самым трудным?
- Мне бы очень хотелось, чтобы вы были такими же добрыми, как эта девочка, и всегда помогали в сложных ситуациях своим друзьям. Спасибо, ребята за путешествие. Мне тоже было с вами очень интересно путешествовать.