Ольга Подъелышева
Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие к Золушке на новоселье» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование пространственных представлений.
Обучающие задачи:
1. Закрепление знания геометрических фигур. 2. Формирование умения ориентироваться в пространстве.
3. Совершенствовать счётные навыки в пределах 10.
4. Совершенствовать понимание пространственных отношений (вперёд – назад, влево – вправо).
5. Совершенствовать умение работать со схемами, таблицами.
Развивающие задачи:
1. Создание условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП „Путешествие к Золушке на новоселье“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- «Золушка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приё мы:
1. Игровой (использование сюрпризного момента).
2. Наглядный (использование иллюстраций).
3. Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
4. Поощрение, анализ занятия.
Предварительная работа: создание «заколдованного лабиринта», «комнат», работа по схемам.
Оборудование и материал: Сундучок, листы с заданиями, цветные карандаши, конверты с письмами, геометрические фигуры (куб, параллепипед, треугольная призма, сенсорная коробка, карта - схема, магнитная доска, таблица со сказочными героями, схемы с координатами сказочных героев, «сказочные пригласительные», «Комнаты» - для расстановки мебели, кукольная мебель, схемы расстановки мебели.
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети входят в группу, здороваются и встают в круг.
Воспитатель: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём налево.
А потом пойдём направо.
В центр круга соберёмся.
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И общаться мы начнём!
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, поздоровайтесь друг с другом. Отлично! А теперь предлагаю всем пройти и занять свои места.
Дети рассаживаются за парты.
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и правильно отвечать на вопросы. А теперь сели красиво, ножки поставили вместе, спинка прямая.
Воспитатель показывает детям сундучок.
Воспитатель: Посмотрите, что сегодня утром принесли в наш сад. Почтальон сказал, что этот сундучок для нашей группы. Хотите узнать, от кого он?
Дети отвечают.
Воспитатель открывает сундучок и показывает детям его содержимое. (карта, задание «соедини по точкам», письмо)
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, мои дорогие друзья!
Приглашаю вас на новоселье в мой новый замок, который находится в стране математических знаний. Чтобы добраться туда посылаю вам карту и моего помощника. Его вы сразу узнаете, как только соедините все точки на волшебных листочках.
И очень буду вам благодарна, если вы поможете мне подготовиться к новоселью : разошлёте приглашения для гостей и поможете с расстановкой мебели.
Золушка»
Воспитатель: Ребята, поможем Золушке? Отправимся к ней на новоселье? Дети отвечают.
Основная часть:
Воспитатель: А вот и задание «Соедини по точкам». И прежде чем мы его выполним, предлагаю посчитать.
Задание: «Прямой счёт до 10»;
«Обратный счёт»;
«Назови соседей числа -5,7,9,4,2,3,8».
Воспитатель: Молодцы! Счёт мы повторили, цифры вспомнили, и для выполнения следующего задания нам необходимо размять наши пальчики. Предлагаю провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»
Дружат в нашей группе (хлопают в ладоши)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Соединяют в замок)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять. (Соединяют подушечки с мизинца)
Начинай считать опять
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают плацы с мизинца)
Мы закончили считать.
Воспитатель: Вот теперь мы готовы к выполнению задания. Необходимо найти цифру 1 и поочерёдно соединить все цифры до 10, тогда мы узнаем, нашего помощника.
Задание: «Соедини по точкам»
Воспитатель: И кто же у нас получился?
Дети: (воздушный змей).
Воспитатель: Правильно, он поможет нам не сбиться с пути. Берём карту и отправляемся в путь.
Дети встают из за столов и рассматривают карту.
Воспитатель: Вот и первое препятствие на нашем пути это широкая река, и нигде по близости нет моста. Ой, а это что? Радужный песок.
Воспитатель обращает внимание детей на сенсорную коробку с радужным песком.
Воспитатель: Не просто так она здесь, наверно в песке что-то есть, что поможет нам перебраться через реку.
Задание: «Радужный песок».
Дети находят в ней геометрические фигуры и называют их (куб, параллелепипед, треугольная призма)
Воспитатель: Как вы думаете, что мы можем построить из этих фигур?
Дети: мост.
Воспитатель: Правильно мост. А Семен с Димой, попробуют нам его построить.
Дети строят мост.
Воспитатель: Молодцы! Хороший мост построили, но нам пора идти дальше. Но прежде предлагаю размяться и провести
физкультминутку.
«Хлоп ладошка».
Вот игра у нас какая:
Хлоп ладошка, хлоп другая!
Правой левую ладошку
Мы похлопаем немножко,
А потом ладошкой левой
Ты хлопки по правой делай.
Вверх ладошки - хлоп, хлоп, хлоп!
По коленкам - шлёп, шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Вправо можем, влево можем,
А теперь за спину сложим.
Воспитатель: Вот мы дошли до «сказочной почты». Мы поможем Золушке разослать пригласительные? На схеме «почтовой карточки» написаны адреса - координаты сказочных героев, которых Золушка хотела пригласить. Мы с вами их определим и отправим им приглашения.
Воспитатель: Ребята посмотрите перед вами таблица. В верхней строке изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. А в первой колонке слева расставлены цифры от одного до четырёх. Свободные клеточки таблицы заполнены изображением сказочных героев. Чтобы отправить приглашение, нужно найти «адрес сказочного героя» - пересечение цифры с геометрической фигурой, они указаны на почтовой карточке, которую мы получили от Золушки.
Задание: «Сказочная почта».
Дети определяют координаты и прикрепляют к картинке пригласительные.
Дети: По «адресу» квадрат 3 находится Дюймовочка, приглашение отправляем ей. Дети прикрепляют приглашение.
Дети: По «адресу» треугольник 1 находится Белоснежка, приглашение отправляем ей.
Дети: По «адресу» круг 2 располагается Русалочка, и её пригласила Золушка.
Дети: По «адресу» прямоугольник 4, находится Красная Шапочка, отправляем приглашение ей.
Воспитатель: Ребята, проверяем ещё раз правильно разослали пригласительные?
Дети: Да.
Воспитатель: И это задание мы выполнили, и нам пора отправляться дальше.
Дети проходят к следующему заданию.
Воспитатель: И мы встречаем на своём пути «Заколдованный лабиринт».
Воспитатель: Ребята посмотрите на лабиринт (Лабиринт представляет собой квадрат, разделённый на клеточки 4 на 4. В центре на клеточке стоит звёздочка. Внизу стоит стрелочка откуда дети начинают свой путь. Далее воспитатель диктует направление движения. При остановке дети отгадывают загадку.) Видите клеточку со звёздочкой?
Дети: да.
Воспитатель: нам необходимо пройти к этой клеточке. В лабиринте в каждой клеточке спрятаны математические загадки, ответив на них, можно идти дальше. И если мы пойдём по указанному пути и выполним все задания, в конце мы сможем получить схемы расстановки мебели в замке Золушки. И это задание предлагаю выполнить Кириллу. А мы ему будем помогать и проверять, правильно ли он идёт и конечно отгадывать математические загадки.
Ребёнок идёт по словесному заданию воспитателя останавливаясь, слушает загадки, отвечает вместе со всеми.
Задание «Заколдованный лабиринт».
Воспитатель: 2 клеточки вперёд.
Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, чёрный,
Жёлтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей?
Дети отвечают:(4 карандаша)
Воспитатель: 1 клеточку вправо;
Он похожий на яйцо
Или на твоё лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг….
Дети отвечают: (овал).
Воспитатель: 1 клеточку назад:
Вот посмотрите,
Скажите, ребята,
Сколько углов
У любого квадрата?
Дети отвечают:(4 угла).
Воспитатель: 2 клетки вправо:
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Дети отвечают:(5 ребят).
Воспитатель: 3 клетки вперёд.
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый…
Дети отвечают:(треугольник).
Воспитатель:1 клетка налево.
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
Дети отвечают:(4 кошечки).
Воспитатель: 2 клетки назад.
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
Дети отвечают: (3 петуха)
В последней клетке под звёздочкой прикреплены два конверта с расстановкой мебели.
Воспитатель: Какие мы молодцы! Выполнили и с это задание. Дальше дети проходят в «Замок», на столах находятся 2 комнаты - коробки и детская мебель для расстановки.
Воспитатель: Вот мы добрались до замка. А это мебель для комнат, которую нужно расставить согласно схеме. И выполнить эти задания мы предлагаем Матвею и Полине. А мы проверим потом, все ли они правильно расставили.
Задание: «Расставь мебель по схеме»
Дети расставляют мебель, а потом говорят что где находится, Другие дети проверяют правильно ли все стоит.
Полина: Мне досталась расстановка мебели на кухне. Слева у стены, я поставила газовую плиту, справа у окна поставила диван. Посередине комнаты поставила обеденный стол, вокруг него расставила стулья.
Воспитатель: Ребята посмотрите, все правильно расставлено?
Дети : Да.
Матвей: Мне досталась расстановка в спальной комнате. Слева от окна я поставил кровать, рядом с ней тумбочку, посередине правой стены я поставил два кресла, напротив них, около кровати, поставил тумбочку и телевизор.
Воспитатель: Какие мы молодцы! Помогли Золушке подготовиться к новоселью и нам пора возвращаться. Ой, а это что?
Воспитатель обращает внимание детей на коробочку с конвертом. Воспитатель читает содержание письма.
Дорогие ребята!
«Вы выполнили все задания, помогли мне успеть подготовиться к приезду гостей на Новоселье. Благодарю вас за помощь. Это угощение для вас.
Золушка»
Воспитатель: Золушке мы помогли и теперь нам нужно вернуться в детский сад. Для этого используется нейроигра «Колечко, кулак, ладонь».
Игра «Колечко, кулак, ладонь».
Детям показываю три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, распрямлённая ладонь ребром на плоскости стола. Дети повторяют с воспитателем, потом все вместе сначала правой рукой, потом левой.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.
Дети проходят за столы.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие?
Кому мы сегодня помогали?
Какое задание для вас было самым трудным?
А какое задание вам понравилось больше всего?
Ребята, бы хотели отправиться в новое путешествие?
Дети: да.
Воспитатель: Тогда мы обязательно отправимся и поможем, ещё кому ни будь.
Воспитатель: До новых встреч.