Кузнецова Татьяна
Конспект открытого занятия по ФКЦМ в подготовительной группе «Колокольная история»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Приобщение к русской народной культуре.
2. Формирование чувства причастности к русской национальной истории и культуре.
3. Расширять словарный запас новыми словами: звон, перезвон, звонарь. отливали, колокольня, литейщики, благовест, перезвон, красный звон, набат.
Активизация словаря: пластмассовый, хрустальный, глиняный, оловянный, деревянный.
Публикация «Конспект открытого занятия по ФКЦМ в подготовительной группе „Колокольная история“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах; познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.
Задачи.
1. Формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.
2. Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.
3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.
4. Развивать творческое мышление, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма.
5. Развивать способность логически связывать переход одного качества в другое.
6. Расширять словарный запас и знание об окружающем мире.
7. Тренировать умение производить звуковой анализ слова, делить на слоги, выкладывать схему.
Предварительная работа.
•Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.
• Выставку “Храмы России” (макеты, иллюстрации).
•Заучивание стихотворений.
Материал и оборудование.
• Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
• Записи колокольных звонов.
•Выставка “Колокольчики” (разные виды, из разных материалов) .
Ход занятия.
Утренний Круг.
Здравствуйте ребята! Уменя сегодня очень хорошее настроение мне хочется с вами им тоже поделитться!Поэтому давайте начнем наше занятие с доброго пожелания :
С Добрым Утром С добрым Светом
С Добрым словом и приветом!
Ну что ж проходите на свои места!
Я знаю, вы любите загадки. Это правда? Тогда слушайте загадку о том, что находится в нашем волшебном ларце?
Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон». (колокольчик)
Правильно, колокольчик. (достает колокольчик). А на что похож колокольчик? (ответы детей). Правильно, на цветок колокольчик.
1. Слайд «колокольчик-цветок».
Послушайте, я расскажу вам одну легенду….
По преданию, когда-то давным-давно, еще в четвертом веке один итальянский монах заболел и пошел в лес за целебными травами. Устал, да и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. Монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал такой же цветок, только из металла, и его начали использовать при богослужении.
Наше занятие сегодня мы и посвятим этому поющему цветку. На итальянском языке слово «цветок» произносится «кампана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом, «кампанелла», что по-русски и означает «колокольчик».
Р. Р. Воспитатель : Демонстрация Колокольчика.
Из чего сделан этот колокольчик (Из металла.)
А если он сделан из металла значит какой? (металлический)
А из дерева? (деревянный)
Из стекла? (стеклянный)
Из глины? (глиняный)
Из фарфора (фарфоровый)
Из олова (оловянный)
Р, Р Анализ слова: Давайте посчитаем сколько слогов в слове КОЛОКОЛ. Какое это слово? (длинное, состоит из 3 слогов) - Как можно определить - сколько в слове «КОЛОКОЛ» слогов? (прохлопать, поднести ладошку к подбородку; есть правило «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов») Предложить детям выложить слово цветными звуковыми фишками, затем заменить красные (гласные звуки) фишки на буквы. У доски работает ребенок по желанию
Почему колокольчики не делают из дерева? (Колокольчик из дерева не был бы таким звонким; из дерева делают другие музыкальные инструменты.)
Воспитатель обращает внимание детей на деревянные ложки, предлагают послушать, как они звучат, и играет на ложках.
Воспитатель : Подумайте, можно ли сделать колокольчик из стекла?
Дети называют недостатки стекла (оно хрупкое, легко бьется; такой колокольчик может быстро разбиться, его осколки будут очень опасны); достоинства (стеклянный колокольчик будет красиво звенеть).
Воспитатель показывает детям стеклянный колокольчик, говорит, что колокольчик – это предмет искусства. У древних греков были колокольчики всех видов, они даже носили их на поясе, в кошельках. Когда человек шел по улице, колокольчики очень красиво звенели».
Р, Р Предлагаю немножко пограть и размять наши язычки:
Чистоговорка «Колокольчики»
Дили - дили, дили - дили
Колокольчики будили,
Всех жучков: ЖА-ЖО-ЖУ -ЖИ.
Паучков: ХХХ, ХА-ХО-ХУ-ХЫ.
И веселых мотыльков:(глиссанто) И-О, И-А, И-У. И-Е
Дили - дили, дили - дили
Колокольчики будили,
Всех зайчат: хлоп-хлоп-хлоп (в ладоши)
Всех ежат: ФО - ФУ-ФЫ-ФА
Всех ленивых медвежат: РА-РО-РУ РЫ
И воробушек проснулся: ЧИК-ЧИРИК, ЧИК-ЧИРИК
И галчонок встрепенулся: КРА-КРО-КРУ-КРЫ
Дили - дили, дили - дили
Встали все - кого будили!
В. А как вы думаете Где мы можем увидеть большие колокола?
Д. ответы
В. Ребенок читает стихотворение.
Этот дом – не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это православный храм!
Большие колокола служили при храмах. А потому звались «божьим гласом». Колокола помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при входах в церковь, в звонницах, или вблизи храма в особом здании для них, называемом колокольня.
-Теперь обратите внимание, что колокольня намного выше, чем сама церковь. Как вы думаете, почему? (Чтобы звон колоколов был далеко слышен). Воспитатель: «В древние времена на Руси не было ни радио, ни телевидения. Но случались разные беды, несчастья - приближались враги или возникал пожар, нужно было срочно созвать народ использовали колокольный звон!
Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники. Самый большой колокол носит название «Царь-колокол».
Отлили его наши русский мастера Иван Моторин и его сын Михаил.
Слайд «Царь-колокол».
Он весит 200 тонн и высота его 6 метров. Царь-колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от этого он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Пробыв в земле 103 года, его подняли и поставили на пьедестал. Стоит Царь-колокол сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.
Физминутка. Игра на колокольчиках.
- Ребята, колокола – это музыкальные инструменты. А к какой группе они относятся? (к ударным). Язык колокола ударяет по стенкам и получается звук. Как вы думаете, почему этот металлический стержень называется язык? А от чего зависит звучание колокола?
Каждый колокол также как и человек имеет свой голос, а колокольчик? Возьмите колокольчик за ушко и позвоните, так чтобы язычок ударялся о тело колокольчика.
Воспитатель дает каждому ребенку колокольчик, предлагает послушать, как они звучать по одному
-Как называется такой звон (перезвон).
-Теперь позвоните все вместе, что у нас теперь получилось? (трезвон).
Звони, звонарь!
Ещё ударь!
Пусть туча удивляется,
Как без грозы и без дождя
Гром звонкий получается?
Работа за столами.
Колокольных звонов очень много, а какие знаете вы (Набат, красный, благовест) .
-Символом тревоги считается - набат.
Прослушайте его.
-Радостные события - звучит красный звон.
Предлагаю прослушать.
-Православные праздники - звучит благовест.
Включается аудиозапись.
Из каких частей состоит колокол? (За «уши» колокол подвешивают на перекладину, есть «язык», «плечи», «тулово», верхний и нижний «пояс».)
Слайд схема строения Колокола с Частями.
Рефлексия.
- Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких. – Какой цветок похож на церковный колокол?
– Какую музыку можно услышать утром, вечером и в праздники? (Пение колоколов)
– Из чего человек сделал поющий колокол?
– В каком доме он разместил церковный колокол? Чем этот дом отличается от обычного дома?
– Как называют «благую весть», «добрую весть» языком колокольного звона?
– Как называется человек, умело звонящий в колокол?
-Колоколам и колокольным звонам многие известные поэты сочиняли стихи.
– Каким звоном колокольчик передавал радостное настроение, праздник? Я вижу, что у вас хорошее настроение. Возьмите колокольчики и сейчас мы с вами передадим свое настроение колокольной песенкой всем присутствующим.
Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики вместе с добрыми пожеланиями - нашим гостям. (Дети дарят сувениры гостям) .
- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т. е. звон который рассказывает о доброй вести.