Базиева Ирина
Конспект открытого итогового занятия «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия «Осень» (итоговое)
Коррекционно-образовательные цели:
закрепление представлений об осени и ее приметах; овощах и фруктах; зимующих и перелетных птицах;
уточнение, расширение и активизация словаря по теме;
Публикация «Конспект открытого итогового занятия „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
совершенствование грамматического строя речи (согласование притяжательных прилагательных с существительными, подбор глаголов, согласование числительных 2 и 5 с существительными, составление предложений и распространение их прилагательными);
развитие связной речи (составление предложений по картинкам, составление описательного рассказа по схеме).
Коррекционно— развивающие цели:
развитие мышления, артикуляторной и общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: сюжетные картинки, 2 фланелеграфа, осенние листочки (для игры «Чудо - дерево» картонные и кленовые для физминутки, три дерева, кусочки овощей и фруктов, картинки зимующих и перелетных птиц, конверты с разрезными картинками, оранжевая ткань для «полянки», магнитофон, осенняя музыка.
Ход занятия:
Дети с логопедом заходят в зал, оформленный по-осеннему.
I. Организационный момент.
Логопед – Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы будем путешествовать. А отгадать, куда мы с вами отправимся, поможет рассказ-загадка.
(Рассказ читается под осеннюю музыку)
«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под клёнами и берёзами, и там где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь не узнать родного леса, родной полянки. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к тёплым синим морям»
II. Введение в тему занятия.
Логопед - О каком времени года идёт речь? Как вы догадались?
Дети - Это осень. Когда приходит осень, листья желтеют и краснеют, цветы засыхают, трава желтеет, птицы улетают в теплые края …
Логопед - Верно, а какие ещё приметы осени вы знаете?
Дети - Солнце светит, но не греет как летом. Люди стали одеваться теплее. Деревья сбрасывают листву…
Логопед - Так куда же мы с вами отправимся?
Дети - В гости к осени.
Логопед – И так. Мы отправляемся. И вот задание, которое нам оставила осень.
III. Работа с сюжетными картинками.
Логопед выставляет сюжетные картинки по теме. (Дети садятся на стульчики)
Логопед - Я буду показывать картинки, а вы должны будете составить по ним предложения. Но в предложении обязательно должны звучать слова «осенняя, осеннее или осенний».
Дети – Дети гуляют по осеннему парку. Дети отдыхают в осеннем лесу. Пошел холодный осенний дождь. Семья собирает осенний урожай. Дети собирают в осеннем лесу грибы. В осенний день папа с детьми плыли по реке. Осенним утром дети пошли в школу. Девочка гуляет с собакой по осеннему лесу. Осенним днем птицы улетали на юг.
Логопед – Покажите и назовите, какая картинка соответствует началу, середине и концу осени. Почему?
IV. Д. И «Чудо-дерево».
Логопед обращает внимание детей на «Чудо-дерево», на котором висят листья с разных деревьев.
Логопед – Это следующее задание осени. Посмотрите, сколько листьев растет на этом дереве? Но какое-то оно странное. Я такого не видела. А вы, ребята? Возьмите по одному листику и скажите, с какого дерева этот лист и какого он цвета. И затем отнесите этот листик к «своему» дереву.
Дети – Это лист с клена. Кленовый желтый лист. Это лист с рябины. Красный рябиновый лист и т. д.
(Дети развешивают листья по нужным деревьям).
Логопед – И с этим заданием вы справились. Молодцы!
Логопед - Как называется явление природы, когда с деревьев падают листья?
Дети – Листопад.
Логопед – Ребята, посмотрите, какие красивые листья я собрала, идя в наш детский сад! Возьмите по 2 листика.
V. Координация речи с движением.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… Поднять руки вверх, покачаться.
Руки в стороны, покачать
Присесть на корточки, «пошелестеть» листьями
Понять руки вверх и отпустить листья
VI. Д. И «Подбери действие».
Логопед – Нужно отправляться дальше. Но перед нами мостик и чтобы его перейти, нужно ответить на вопросы, которые оставила нам Осень.
Листья осенью - падают, желтеют, шелестят, ….
Дождь осенью - льет, моросит, идет…
Урожай осенью – поспевает, собирают, …
Птицы осенью – улетают, собираются, …
Звери осенью – готовятся, заготавливают, засыпают…
VII. «Угадай на вкус и опиши».
(Дети садятся). На подносе лежат кусочки фруктов и овощей.
Логопед - А вот и задание-сюрприз. Я вам буду давать кусочки фруктов или овощей. Вы должны кусочек съесть и, не называя своего фрукта или овоща, составить описательный рассказ так, чтобы мы все догадались, что же вам досталось. В помощь я поставлю вам схему (Сладкий, круглый, сочный, мягкий, красный, овощ-помидор).
VIII. Пальчиковая гимнастика.
Логопед - И с этим заданием вы справились. Чтобы пройти дальше, нам необходимо решить задачку и поделить названия грибов на слоги.
В лес с ребятами пошла
И грибы сама нашла.
Две лисички, боровик,
Три опенка, моховик.
Подберезовик, масленок.
И еще один опенок.
Вы ответьте мне, друзья,
Сколько я грибов нашла? Средним и указательным пальцем правой руки «идут» по ладошке левой.
Поочередно загибают пальцы.
Пожимают плечами.
IX. Д. И. «Зимующие и перелетные птицы»
(согласование числительных с существительными)
Логопед – А вот еще конверт с загадкой. (На пенечке лежит конверт с загадкой и картинками птиц).
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится,
Догадались? Это (птица).
Логопед - Посмотрите, сколько здесь птиц! Нам нужно разобраться, какие птицы улетают, а какие остаются зимовать. Как называются эти птицы? И почему.
Дети – Перелетные, потому что они улетают в теплые края. Зимующие, потому что остаются с нами зимовать.
Логопед – Возьмите по одной картинке, назовите птицу и скажите, какая она.
Дети – Ласточка - перелетная птица, воробей - зимующая птица….
(Логопед ставит на фланелеграф цифры 2 и 5).
Логопед - Вы должны назвать эти цифры и свою картинку. Два грача. Пять грачей.
Логопед – А сейчас, расселите правильно птиц. Зимующих птиц поселите на розовой полянке (фланелеграфе, а перелетных - на зеленой.
(Дети выполняют задание, расставляют картинки на два флафнелеграфа, потом проверяется задание совместно с логопедом)
X. Релаксационная минутка.
Логопед: Посмотрите, какая красивая оранжевая полянка. Давайте немножко отдохнём. Ложитесь на осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь. Ой, вы слышите? Да это же журавли улетают в теплые края. Давайте послушаем. Как жалобно они поют. Ребята, вам стало грустно или весело от этих песен?
(Звучат голоса улетающих журавлей, а затем крики диких гусей).
XI. Д. И. «Собери картинку»
Логопед – Вот и последнее задание, которое подготовила нам Осень. Посмотрите, возле ваших стульчиков-пенечков лежат конверты. Там лежат разрезные картинки, их нужно собрать.
(Дети собирают картинки на пенечках).
Логопед - А теперь, найдите такую же целую картинку и покажите нашим гостям.
(Дети берут картинки (из задания III) с фланелеграфа).
XII. Итог занятия.
Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Мне понравилось, как вы сегодня отвечали. А что больше всего вам понравилось или запомнилось на нашем занятии?
Дети: Ответы детей.
(Звучит осеняя музыка и входит Осень).
Осень : Здравствуйте, ребята. Я за вами давно наблюдаю и мне очень понравилось, как вы выполнили все мои задания. И хочу вам сделать небольшой подарок. Вот здесь, в корзинке, находятся мои вкусные дары, которыми я и хотела бы вас угостить.
Логопед: Спасибо, дорогая осень. Мы очень рады, что ты пришла к нам. Только очень жаль, что уже скоро ты уйдешь от нас. Но мы будем ждать тебя на будущий год, правда, ребята? Давайте поблагодарим Осень и попрощаемся с ней.
Дети: Спасибо, Осень. До свидания.
(Дети прощаются и уходят.)