Марианна Широкова
Конспект открытого занятия объединения «Лейся песня» по теме «Работа над певческим дыханием»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия объединения
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Конспект открытого занятия объединения «Лейся песня»
Тема: «Работа над певческим дыханием»
Педагог Широкова Марианна Николаевна
Касимов 2023
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
Технологическая карта открытого занятия объединения «Лейся песня»
ТЕМА: Работа над певческим дыханием.
Цель: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей, активизация интереса к пению, формирование навыка певческого дыхания.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепление навыков формирования певческого звука;
- работа над правильным певческим дыханием, манерой произношения;
- работа над выразительностью исполнения произведения.
Развивающие задачи:
- развитие художественно – эстетического вкуса;
- развитие правильных певческих навыков на основе специальных упражнений на дыхание, опору звука;
-развитие музыкального восприятия на основе прослушивания музыкального произведения;
Воспитательные задачи:
-воспитание интереса к вокальной, певческой деятельности,
-создать положительный эмоциональный настрой при исполнении песни;
-вовлечь детей в совместную деятельность с педагогом;
-воспитывать интерес и любовь к искусству вокального пения;
Тип занятия : комбинированное.
Форма занятия : практическое занятие
Методы: словесно-индуктивный (беседа, наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск, наглядно-слуховой,
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом педагога и воспроизведение услышанного детьми).
Используемые технологии: игровые, здоровье сберегающие.
Оборудование: фортепиано, магнитофон, ноутбук.
План занятия.
I.Организационный момент.
- музыкальное приветствие;
- проверка готовности учащихся;
II. Основная часть.
- ознакомление присутствующих с темой и задачами занятия;
- упражнения на дыхание, улучшающие деятельность мозга, легких, кровообращение;
- совершенствование вокальных навыков, распевки;
- объяснение нового материала;
- работа над произведением «Мы запели песенку».
III. Подведение итогов занятия.
- рефлексия.
План-конспект открытого занятия объединения «Лейся песня»
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Педагог. Здравствуйте, ребята! Рада видеть Вас! (Музыкальное приветствие по гамме вверх- вниз)
Дети. Здравствуйте! (Музыкальное приветствие по гамме вверх. По Т35- вниз.)
Проверка готовности учащихся.
Педагог. Все разместились удобно по своим местам?
Дети. Да!
Педагог. Как вы заметили, к нам пришли гости и занятие у нас будет необычное. Давайте покажем, как мы умеем все дружно работать!
II. Основная часть.
Ознакомление присутствующих с темой и задачами занятия.
Педагог. Ребята! Отгадайте загадки
Позабудь ты про компьютер.
Беги на улицу гулять.
Для детей полезно очень
Свежим воздухом…
Ответ: Дышать
---
Что невозможно удержать и десяти секунд,
Хотя оно легче перышка?
Ответ: Дыхание
Сегодня мы с вами продолжим работу над певческим дыханием. Вспомним, как правильно брать дыхание, как его распределять на всю музыкальную фразу.
Ребята, человек может прожить неделю без воды, месяц без еды, несколько дней без сна, но через две-три минуты его жизнь оборвётся, если он не будет дышать. Как невозможно жить без дыхания, так и невозможно без дыхания петь!
Дыхание - это основа пения. Без дыхания вы не сможете спеть ни одной ноты. главная наша задача - научиться «правильно» дышать. (Слайд)
Воздух попадает во время вдоха через нос, или рот. Дальше он проходит через гортань, где находятся связки, трахею и попадают в лёгкие, которые состоят из бронхов. Лёгкие опираются на нижние рёбра. Давайте проведем линию от одного ребра до другого. Нащупайте нижние рёбра и проведите прямую линию, эта линия называется диафрагма – это опора певческого дыхания. Когда делаем вдох - нижние рёбра расширяются. Получается, что воздуха при таком дыхании поступает больше, чем при поверхностном вдохе верхушкой лёгкого.
Диафрагмальное дыхание – это основа певческого дыхания. Его называют ещё «брюшным», то есть живот как бы надувается и спускается.
Упражнения на дыхание, улучшающие деятельность мозга, легких, кровообращение.
Итак, начнем с упражнений. Встаньте со своих мест.
Первое упражнение называется «Объятия». Обнимем себя и делаем вдох, исходное положение - выдох. (Педагог демонстриует данное упражнение, дети повторяют его по 3 раза вместе с педагогом)
-. Следующее упражнение называется «Насос» : выполняется наклон вниз с позицией рук, которые будто-бы качают насос и делается вдох, выпрямляемся- выдох. (Педагог демонстриует данное упражнение, дети повторяют его по 4 раза вместе с педагогом).
Третье упражнение называется «мяч». В данном упражнении соединяются два предыдущих. (Педагог демонстриует данное упражнение, дети повторяют его по 4 раза вместе с педагогом).
Для чего нужны дыхательные упражнения?
Дети. Чтобы подготовить свой голосовой аппарат к пению.
Педагог. Продолжим разминку: (выполняются упражнения)
1. «-О-А-О» - по 3 раза с открытым ртом;
2. «О-А-О» -по 3 раза с закрытым ртом в позиции «зевка»;
3. Произносим согласные: Г-К ;
4. Упражнение «рычание» на согласной «Р»;
5. Произносим:. Упражнение «вертолет» - с вибрацией губ (вверх, затем вниз). Задержка дыхания – на выдохе считать от 1 до 10 (выдох равными порциями);
А сейчас, мы с вами разделимся на 2 группы. И попробуем исполнить знакомую всем нам песню» Во поле берёза стояла». Одна группа будет петь и делать дыхание на каждый слог, а другая группа будет петь слитно (легато.). Попробуем.
Скажите, ребята 1 группы, вам было удобно исполнять?
А вам, ребятам второй группы? (А давайте теперь наоборот)
Педагог. Мы должны рассчитыват своё дыхаание на всю фразу. незаметно при исполнении произведения научиться правильно дышать.
Объяснение нового материала.
Педагог. Но помимо штрихов пения (дыхательных упражнений и распевок) вы должны знать, что момент звукообразования после взятия дыхания называется а т а к о й. Вы слышали неоднократно такое выражение, как атака звука. Различают два вида атаки: твердую, мягкую.
1) Твердая атака -Твердая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страсти, испуга и страдание.
2) Мягкая атака - Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной выразительности. (т. е. пение belcanto- итал.)
Таким образом, эти виды «атак звука» необходимы, чтобы передать характер произведения.
Работа над произведением «Солнышко лучистое».
Послушаеемзапись вокального произведения». (Обучающиеся слушают.)
Педагог. О чем это произведение?
Дети. Д. О весне, маме
Педагог. Какой характер у этого произведения?
Дети. Д. Светлый, солнечный, несущий радость.
Педагог. Что можете ещё сказать о произведении?
Давайте выучим первый куплет. (сидя) Затем предлагаю спеть стоя.
Педагог: Как вы думаете, во время исполнения песни, как мы должны стоять?
Дети: ровно.
Педагог: Стоит Баба Яга – очень страшная она,
Быть такими не хотим, очень ровно мы стоим!
Не забудьте о певческом дыхании. Надо добиваться округлого звучания на опоре, дыхание по фразам, исполнять на легато. (Работа над песней).
Аналогичная работа со 2-м : пение по группам, по одному.
(В процессе работы над произведением педагог с детьми анализирует исполнение, исправляются ошибки (если они были).Педагог контролирует правильность взятия певческого дыхания детьми, проводит работу над выразительностью исполнения произведения, над звуком.)
III. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Педагог. Молодцы, ребята! Давайте подведем итоги.
Над чем мы сегодня работали?
Дети. Над певческим дыханием.
Педагог. Зачем певцу владеть этим навыком?
Дети. Чтобы петь чисто, правильно и выразительно.
Педагог. Над какой песней мы с вами работали?
Дети. Над песней «Мы запели песенку».
Педагог. Что отрабатывалось в песне?
Дети. Дикция, артикуляция, атака звука.
Педагог. С какими видами атак вы познакомились?
Дети. С мягкой, твердой атаками.
Педагог: как вы сегодня оцениваете свою работу?
Если отлично- похлопайте и потопайте. Если что-то не поняли сделайте грустные лица. спасибо
Педагог. Дома перед зеркалом потренируйтесь, поработайте над своим певческим вдохом, как мы этому обучались на занятии, а также над текстом произведения. Наше занятие закончено. Спасибо всем за проведённую работу. Желаю каждому из вас унести с собой лучик солнца и хорошего настроения! До свидания!