Говорина Ирина
«Деление слов на слоги». Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия НОД по обучению грамоте в старшей группе
«Деление слов на слоги»
Цель: дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения различать слово и слог;
- формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове.
Развивающие:
- продолжать развивать у детей умение выполнять умственные действия;
- развивать познавательный интерес и речь детей;
- создать условия для развития сообразительности, слухового внимания.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать умение слушать, работать слажено и активно;
- продолжать формировать доброжелательное отношение к сверстникам.
Ход НОД
Воспитатель:
1. Чистоговорки:
Са- са-са – в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Светланы колесо.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Усь-усь-усь– на лугу пасётся гусь.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.
Дети четко повторяют.
- Ребята, какой звук повторялся чаще всего в чистоговорках?
- А теперь я буду называть слова с этим звуком «с». Ваша задача определить его место в слове: вначале, посередине или в конце слова.
Слон, миска, лиса, автобус, салют, голос.
Дети отвечают.
Воспитатель:
- Послушайте мой рассказ:
2. «Когда я была маленькая, мы с мамой и папой катались в лесу на лыжах. И однажды в лесу я увидела лису. Я стала звать родителей: «Ма-ма! Па-па!». Они услышали меня, подъехали ко мне, но успели увидеть только хвост лисы».
Воспитатель:
Вопросы к детям:
- Как я звала своих родителей? (Называла ли я сразу целое слово или произносила его по частям)
- Да, когда я звала родителей, я произносила их по частям. Послушайте еще раз: Ма-ма! Па-па!
- А почему я звала их именно так? (Ответ: так лучше слышно).
Вывод: все слова можно разделить на части, например: ма-ма, па-па, ру-ка, ут-ка, зи-ма, со-ба-ка, кош-ка.
И когда мы произносим слово по частям – это значит, что мы делим его на слоги.
- Слова можно поделить на слоги таким же образом, как мы делим на части пиццу или шоколадку. И слог – это вот такой кусочек, из этих отдельных кусочков складываются целые слова. И в каждом слоге имеется ровно один гласный звук и один или несколько согласных. И именно количество гласных звуков определяет, сколько слогов в слове.
- Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог.
- Давайте вместе (Ли-са)
- Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
- Как называют детёнышей лисы? (лисята). Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та). Сколько слогов? Какой первый, второй, трнетий?
Воспитатель:
3. Сейчас я хочу рассказать вам приемы, которые используются при делении слов на слоги:
1) хлопки в ладоши;
2) шаги;
3) наблюдение за тем, сколько раз открывается рот;
4) с помощью руки, подставленной к подбородку.
Воспитатель показывает все приемы. Пробует с детьми.
Физкультминутка
Воспитатель:
4. Игра «Слово-слог»:
Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог - хлопайте, а если слово – поднимите обе руки вверх.
Ма, зима, си, сила, мыши, ши, зи, корзина, да, вода, игра, ра.
Молодцы, все справились!
Воспитатель:
5. Игровое упражнение «Сколько частей (слогов) в слове?» (на закрепление навыка деления слов на части):
Ребята, лиса пошла с лисятами в магазин «Игрушки».
Смотрите внимательно: в магазине можно купить игрушки только с 2мя слогами (3,1). Давайте поможем лисичке.
Воспитатель:
- Чему мы учились сегодня на занятии? (Делить слова на слоги, различать слова и слоги).
- Делить слова на слоги вам было трудно? Вам понравилось?
- Какие приемы деления слов на слоги вы запомнили? Какой прием вам больше всего понравился?
(ответы детей).