МААМ-картинки

Конспект открытого занятия на тему «Народные промыслы России»

Вероника Александровна Кирюхина
Конспект открытого занятия на тему «Народные промыслы России»

Тема: «Народные промыслы России. «В мире народных промыслов»

Возраст: 5-6 лет

Направление образования и развития (образовательная область) : художественно – эстетическое и познавательное развитие.

Цель: Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о народных промыслах России (Дымковская роспись, Хохломская роспись, Гжель) познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности при изучении темы «В мире народных промыслов»

Публикация «Конспект открытого занятия на тему „Народные промыслы России“» размещена в разделах

Задачи:

• углублять знания детей о росписи Гжель, познакомить с процессом создания…;

• расширять и обогащать знания детей о народных промыслах России;

• развивать интерес к декоративно – прикладному искусству, интерес к творческой деятельности; обогащать словарь определё нными терминами : «кобальт», «ярмарка»;

• развивать эстетические чувства;

• развивать речь;

• воспитывать любовь к прекрасному, декоративно - прикладному искусству, уважение к труду мастеров, интерес к народной игрушке.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Формы реализации детских видов деятельности: народная игра, презентация «Народные промыслы России», решение проблемной ситуации, практическая часть.

Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная деятельность детей. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка совместно с родителями творческих работ.

Содержание непрерывной образовательной деятельности

Основные этапы Действия, деятельность педагога и детей

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Создание благоприятного психологического климата (без девочек) Музыка. Создание положительного эмоционального настроя

«Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Доброе утро всем нам,

Добрым хорошим друзьям!»

Давайте возьмемся за руки.

Улыбнемся друг другу.

Чтобы создать хорошее настроение!

Приветствие.

Дети садятся.

Слова Аделины. (обратить внимание на выставку творческих работ)

Постановка проблемы – «Познаём красоту души!».

Богатство, красота души не измеряется ….

Ребята, как думаете, что значит «Без настоящего нет будущего!»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель…Давным давно жили были там смелые и умелые, весёлые и красивые там мастера…

1. Выход Алёны– представительница промысла Гжель (по очереди) 5 чел.

2. Дымково - Лиза

3. Хохлома - Ксения

4. Дымково - Злата

5. Гжель - Настя

Выход В. А. (проблема)

В. А. Игра «Золотые ворота»

В. А. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок.

Давайте их вспомним.

(нужно потрудиться, чтобы волшебство произошло)

Д/и «Закончи пословицу».

«Терпение и труд…» (всё перетрут);

«Землю красит солнце…» (а человека труд);

«Без труда не вытащишь и.» (рыбку из пруда);

«Труд человека кормит, а лень.» (портит).

В. А. Просмотр презентации «Народные промыслы России»

Ребята, хотите узнать ещё немного об этой удивительной росписи «Гжель»?

Ответ детей

Древние мастера изготавливали свои изделия из белой глины. Они наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза, поэтому узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность.

Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни.

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Поэтому стать мастером по росписи изделий было не просто.

Весь процесс изготовления мастера делили на пять этапов. К ним относятся:

• Создание заготовки

• Подготовка к росписи и первый обжиг

• Контроль и отбраковка изделий

• Роспись

• Второй обжиг

Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет.

Его наносят специальными беличьими кисточками.

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.

Мир гжели представлен такими предметами, как:

Чайные пары, Сервизы, Вазы для цветов, Заварочные чайники, Сахарницы, Самовары.

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д.

В. А. Гимнастика для глаз с предметом ориентиром (Ключ от сундука)

Воспитатель показывает предмет группе детей, перемещая его медленно. При этом взгляд детей следует за ним.

После выполнения упражнения рекомендуется потянуться, зевнуть и часто поморгать.

В. А. Сундук

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Пальчиковая гимнастика

«Посмотри –ка две руки и правая и левая (вытягиваем руки вперёд) .Они в ладоши могут бить и правая и левая (хлопаем в ладоши). Они мне могут нос зажать и правая и левая …Ладошкой могут рот прикрыть и правая и левая … Дорогу могут показать и правая и левая …С руками я всегда дружу и с правою и с левою (дружеское рукопожатие). И могут ласковыми быть и правая и левая …Обнимут вас к себе прижмут и правая и левая …

Дети рисуют по образцу с В. А.

Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся?

За что Гжель нравится всем? Чем она отличается?

Ответы детей: красотой, узор выполнен краской одного цвета - голубого.

Правильно голубым цветом. Всего одна краска, а какая нарядная роспись. Давайте мы с вами еще раз вспомним элементы гжельской росписи, а после почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и распишем тарелочку в стиле «Гжель»

Элементы росписи бывают разными, но сегодня мы будем использовать растительный элемент – гжельскую розу, которая называется «Агашка». Её можно нарисовать с помощью мазков, но обратите внимание – в центре бутона – сеточка. А наверху элемент «точка».

Ребята, хочу напомнить вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.

Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.

Самостоятельная деятельность детей (роспись)

Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. Ребята какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера!

Итоги работы: выставка работ. ?

Сюрпризный момент с сундуком - угощение детей

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Воспитатель: Какой росписью мы расписывали с вами тарелочки?

Воспитатель: Какие элементы росписи мы использовали в своей работе?

Дети: мазки, точки, сеточку.

Воспитатель: Понравилось ли вам занятие?

Что вызвало затруднения?

«Синее чудо Гжели»

В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой. Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам. Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

«Нежно-голубое чудо»

Авторская сказка М. Бобровой.

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки, и колокольчики!»

Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звё здочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить. Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись.

И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Легенды-сказки

«Откуда в Гжели синий цвет».

Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её : «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой

Настя

Здравствуйте уважаемые гости!

Я расскажу вам историю… В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была дочь. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу доченька дала ему розу и попросила беречь её : «Она никогда не завянет, потому что я буду ждать тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, то захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил доченьке красивую расписную посуду с синей розой

Злата:

В одной деревне Дымково жила была одна семья и была у них доченька красавица – Настенька, она помогала по дому. Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье. Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. Стал спрашивать, что случилось с ней. Рассказала Настенька о своей мечте – чтобы у неё были игрушки Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. Взял батюшка кусочек глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Отбелил её в молоке, и расписал яркими узорами: кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями. Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку-сестрёнку обрадовалась. А он налепил барышень для всех её подружек, а для мальчиков - лошадок, уточек, индюшат и козлят. А игрушки с тех пор стали называть Дымковские.

Лиза

Далеко - далеко, за лесами, за полями, на берегу голубой речки стояло село Дымково.

Каждое утро вставали люди, затапливали печи, из трубы вился голубой дымок, вот и прозвали село Дымково.

Жили в том селе весёлые и добрые люди. Любили они лепить весёлые, яркие и красочные игрушки, свистульки. Лепили они из глины: людей, зверюшек разных, птичек и зверей. Лепили они барышень в красивых и праздничных нарядах и различных животных: лошадок, свинушек с поросятками. Сначала игрушки из глины лепили, потом в большой печи – сушили, потом красили. синяя волнистая полоса - это вода, круг со звездочкой внутри - это небо и звёзды. Игрушки стали называть - дымковскими.

Посмотрите на меня – на мой наряд, вот какая дымковсая роспись!

Публикации по теме:

Конспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группыКонспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группы Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства. Задачи:.

Краткосрочный групповой проект в старшей группе «Народные промыслы России»Краткосрочный групповой проект в старшей группе «Народные промыслы России» .

Проект «Народные промыслы России» для дошкольниковПроект «Народные промыслы России» для дошкольников Проект «Народные промыслы России» Актуальность проекта: Необходимость познакомить детей дошкольного возраста с русскими народными игрушками.

Конспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 летКонспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 лет Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов. Задачи: Закрепить знания детей о русском народном.

Фотоотчёт о тематической неделе для дошкольников «Народные промыслы России»Фотоотчёт о тематической неделе для дошкольников «Народные промыслы России» Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много.

Ярмарка «Народные промыслы России» (Фотоотчет)Ярмарка «Народные промыслы России» (Фотоотчет) В нашем детском саду появилась новая традиция! В марте мы проводим «Ярмарку», где представлены народные промыслы России. В прошлом году.

Лэпбук «Народные промыслы России»Лэпбук «Народные промыслы России» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образования, не позволяют стоять нам на месте, заставляют нас двигаться вперед,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия на тему «Народные промыслы России»
Опубликовано: 5 июня 2024 в 20:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия на тему «Народные промыслы России»» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Александровна Кирюхина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД