Лихачёва Татьяна
Конспект открытого музыкального занятия-путешествия «Три кита в музыке. Марш, танец, песня»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности с детьми 5-6 лет
Занятие – путешествие «Три кита в музыке. Марш, танец, песня»
Образовательная область «Музыка»
1. Доминирующая образовательная область
Музыкально - образовательная
2. Вид деятельности детей
]- Слушание – Восприятие
- Исполнительство
Публикация «Конспект открытого музыкального занятия-путешествия „Три кита в музыке, Марш, танец, песня“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Танец. Конспекты занятий на тему танца
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности
Три кита в музыке. Марш, танец, песня.
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
Методы, направленные на развитие умения слушать музыку.
Размышление о музыке;
Сопереживание;
Сравнение;
Музыкальное обобщение;
Уподобление;
Игровые методы и приёмы;
Методы организации вокальной работы.
Распевание;
Показ песни;
Сочетание пения с игрой на ДМИ.
Методы стимулирования музыкальной деятельности.
Метод эмоционального воздействия;
Метод создания эффекта удивления;
Метод создания ситуации успеха;
Словесные методы;
Наглядно-слуховые методы.
3. Интеграция образовательных областей
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Социально-коммуникативное развитие»
4. Возрастная группа 5-6 лет
5. Цель:
Обобщить и привести в систему знания детей о трёх основных жанрах музыки.
6. Задачи:
6.1 Образовательные:
- Обеспечить закрепление знаний детей о трёх основных жанрах музыки;
- Обогатить кругозор детей в области музыкального искусства;
- Содействовать формированию словарного запаса детей;
- Продолжить формирование умения детей высказываться о музыке.
6.2 Развивающие:
- Создавать условия для развития ассоциативного мышления, музыкальной памяти, слухового и творческого воображения, внимания, певческого и речевого дыхания, чувства метроритмической пульсации, ладового чувства, звуковысотного и интонационного слуха;
-Способствовать развитию музыкально-исполнительской деятельности дошкольников;
-Содействовать развитию творческих способностей во всех видах музыкальной деятельности;
- Развивать эмоции дошкольников, создавая ситуации удивления, радости, занимательность;
- Вызывать отзывчивость на музыку различного характера;
- Использовать яркие примеры иллюстрации;
- Развивать у детей познавательный интерес и прививать любовь к музыке.
6.3Воспитательные:
- Воспитывать слушательскую культуру дошкольников;
-Содействовать формированию субъективно-ценностного отношения к искусству;
-Содействовать воспитанию средствами музыки нравственно-эстетических чувств дошкольников.
7. Планируемые результаты:
- Дети владеют понятиями «Три кита в музыке», «Жанр», «Марш», «Танец», «Песня»;
-Освоены навыки понимания и осознания интеллектуальных задач;
- Владеют значительным словарным запасом, совершенствуют лексико-грамматический строй речи;
- Принимают активное участие в познавательном процессе.
8. Организация среды для проведения образовательной деятельности -Ноутбук, CD диски, музыкальный центр;
-Портрет композитора Г. В. Свиридова;
-Ленты, шарфики;
-ДМИ: Барабаны, металлофон, колокольчики, маракасы;
-Зонт с изображением нот, басового и скрипичного ключей;
-«Волшебная палочка»;
-Декорации в виде замков («Царство Марша», «Царство Вальса», «Царство Песни»).
-Картинки с изображением марширующих солдат, танцующих детей, поющих детей.
-Музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит?»
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты. Самостоятельная музыкальная деятельность детей в групповых музыкальных уголках.
- Игра на ДМИ;
-Знакомство с музыкально-дидактическими играми, иллюстрациями;
-Проведение в группе и на прогулке музыкальных игр, разученных на музыкальных занятиях;
-Наполнение режимных моментов звучанием известных детям классических произведений музыки.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1 Введение в тему
Звучит «Аллегретто» Ш. Гуно.
В муз. зал входят дети старшей группы. Их встречает муз руководитель, одетый в костюм Феи Музыки. В зале декорации различных Царств:Марша,Вальса, Песни.
Муз. руководитель:
Заходите, ребята, в моё волшебное музыкальное царство.
Рассаживайтесь поудобнее.
1.2Мотивация деятельности детей
Я Феей Музыки зовусь, друзья,
И к вам сейчас явилась я!
Взгляните вы на мой наряд –
На платье – целый звукоряд,
И есть значки различные,
И даже ключ скрипичный!
Хочу отправить вас я в царства необычные,
Где короли и королевы симпатичные.
Они умеют петь, маршировать,
И в лёгком вальсе все, как бабочки, порхать
Не удивляйтесь. Такие царства есть, и существуют они только в мире музыки. Вы хотели бы побывать там?
Дети: Да!
1.3 Целеполагание
Фея Музыки:
Тогда готовьтесь, вы, друзья.
Сейчас я палочкой взмахну
И зонтик свой раскрою,
Вас всех под зонтик соберу,
И в царство Марша перенесу.
II.
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Звучит музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» - «Вальс Цветов».
Дети встают под зонтик, и кружатся под музыку вместе с Феей.
На окончание музыки они подходят к Царству Марша.
Ворота открываются, и внутри дети видят картинку с изображением марширующих солдат.
Фея Музыки:
Вот и перенеслись мы с вами в «Царство Марша», а кто живёт в нём, я вам сейчас расскажу. Садитесь на полянку.?
(Дети присаживаются на палас.)
В этом Царстве – государстве живёт особенный Король.
Зовут его МАРШ.
Он очень удивительный король: величественный, торжественный и энергичный.
(Показывает картинку с изображением короля Марша)
Он очень любит порядок и организованность, поэтому от своих придворных он требует такого же порядка.
Король очень любит маршировать и устраивать различные парады, вот и сейчас у него во дворце тоже парад.
Прислушайтесь, что же там происходит?
Звучит «Марш Радецкого полка» Й. Штрауса
Фея Музыки. Ответьте, какая это была музыка?
Дети. Праздничная, бодрая, весёлая, торжественная.
Фея Музыки. Правильно. Музыка праздничная, победная, бодрая, торжественная, иногда ликующая.
Фея Музыки. Скажите мне, ребята, а может быть, вы что-то представили, слушая эту музыку?
Ответы детей.
Фея Музыки. Прозвучал «Марш Радецкого полка» австрийского композитора Йогана Штрауса. Под этот марш армия Короля Марша демонстрировала свою мощь и силу.
- А как вы думаете, можно ли рассказать о характере музыки с помощью движений?
Дети. Да, конечно можно.
Фея Музыки. Так давайте же попробуем сейчас это сделать. Выберем барабанщиков и пройдём торжественным Маршем по королевству.
Но я выбрала для вас другую музыку.
Это военный праздничный марш русского композитора Георгия Свиридова.
Дети маршируют по залу под фонограмму «Военного марша» Г. Свиридова и игру на барабанах и останавливаются.
Фея Музыки. Ну что же, я думаю, что Королю Маршу понравилась ваша маршировка.
- Здесь было здорово, друзья,
Но нам пора прощаться.
В другое царство ждёт нас путь,
Нам надо отправляться.
Фея Музыки.
И вновь я зонтик раскрываю,
И под него вас приглашаю.
Дети встают под зонт, и вновь звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик». На фоне музыки Фея говорит:
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожно, осторожно –
Не спугнуть бы нам его.
По окончании музыки дети и Фея подходят к другому королевству. Открываются двери – там картинка с изображением танцующей пары. На фоне музыки Л. Бетховена «Лунная соната» Фея читает:
В этом царстве всё кружится.
Таинственные мелодии.
Какие созвучья, какие краски-
Совсем небывалые, вроде бы.
Травой они шуршат под ногою,
Звездой в озёрах качаются –
То вдруг обернутся Бабой-Ягою,
А то вдруг – Спящей красавицей.
Послушайте, дети, представьте на миг,
Средь бора высокого дом там стоит.
В том доме царевна давно очень спит
К ней нету пути, так народ говорит.
Дети слушают музыку.
Звучит «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского.
Фея Музыки. Ребята, а вы догадались, в чьё царство мы попали?
Дети. В «Царство Вальса»
Фея Музыки. А почему вы так решили?
Дети. – Потому, что музыка лёгкая.
Под неё можно кружиться плавно и спокойно.
Фея Музыки. Что ещё бы вы могли рассказать об этой музыке, какая она?
Дети. Музыка нежная, спокойная, ласковая, лёгкая и т. д.
Фея Музыки. Правильно. Эта музыка нежная, плавная, ласковая, спокойная.
Это музыка вальса. Он лёгкий, воздушный, ветерку послушный. И одежды Королевы Вальса тоже просты и легки, чтобы ничего не мешало ей кружиться. (Показывает картинку Королевы Вальса).
Посмотрите, в этом королевстве живёт маленькая куколка, и зовут её Анастасия. Какая она красивая, какое у неё пышное платье, я думаю, что она очень любит танцевать. А вот я хочу спеть песенку для неё. (Вок. импровизация).
А кто ещё хочет спеть куколке свою песенку?
(Дети поют свои импров. мелодии)
Фея Музыки. Давайте ещё раз вспомним, что же можно делать под музыку вальса?
Дети. Танцевать в парах и легко кружиться.
Фея Музыки. Правильно. Танцевать, кружиться, а чтобы вальс был красивым, движения его должны быть мягкими, плавными, кружения неторопливыми.
Ребята, я слышу, что что-то происходит в «Королевстве Вальса».
-Долго девушка спала,
И проснулась вдруг она.
Во дворце весёлый бал
Вновь к себе гостей позвал.
-Девочки, давайте мы тоже потанцуем на этом весёлом празднике!
(Девочки выполняют музыкально-ритмическую импровизацию с лентами и шарфиками.)
Танец Вальс «Анастасия»
По окончанию музыки дети останавливаются.
Фея Музыки. Как весело нам было здесь
Кружиться в звуках вальса,
Но время быстро истекло
И нам пора прощаться.
Фея Музыки. И снова палочку возьму,
Взмахну своей рукой,
И в царство следующее вас
Отправлю за собой.
Фея раскрывает зонт, дети вместе с ней кружатся под музыку.
Звучит музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» - «Вальс цветов»
По окончанию музыки подходят к воротам. Ворота открываются и там дети видят картинку, изображающую поющих детей.
Фея Музыки. Вот мы и добрались с вами до «Царства Песни». Но Королева этого царства очень капризная дама. У неё непредсказуемый
характер: то она весёлая и озорная, то она торжественная и величавая, а то грустная и печальная.
Вот и сейчас я слышу, что что-то случилось. Давайте попробуем разобраться в этом вместе.
Дети садятся на стульчики и слушают первый куплет песни.
Звучит песня «Чебурашка», сл. А. Тимофеевского, муз. В. Шаинского.
Фея Музыки. Песня тихая слышна, что передаёт она?
Дети. Мы услышали песню, музыка которой грустная, печальная, протяжная, плакучая.
Фея Музыки. Да, ребята, это грустит Чебурашка, потому-то у него не было друзей и даже имени.
Звучит «Баба Яга» А. Лядова
Входит Королева Песня:
- Что это у вас здесь? Опять грустные песни?
Приказываю! С сегодняшнего дня прекратить все грустные песни, так как от них у меня ещё больше разболелась голова, и мне очень плохо и грустно.
Фея Музыки. Ребята, что же делать? Ведь нельзя допустить, чтобы Королева Песня всегда болела и грустила.
Дети. Высказывают свои предложения.
Фея Музыки. Правильно вы сказали, надо её развеселить. Берите свои музыкальные инструменты и мы споём для неё шуточную песню.
Звучит песня в исполнении детей с игрой на ДМИ.
«Чудак- судак» муз. В. Кондратенко.
Фея Музыки. Молодцы! Вы так хорошо играли и пели, что я думаю, у нашей Королевы Песни опять появилось хорошее настроение, и она выздоровела. Слышите, она вновь зазвучала весело.
Звучит ф-ма «Песенка-чудесенка».
Королева Песня приглашает детей на музыкальную игру «Ищи».
Звучит вступление к танцу «Капитошка», дети встают в рассыпную.
Танец»Капитошка».
ПОДАРОК ОТ КОРОЛЕВЫ ПЕСН
И!Фея Музыки. Посмотрите, ребята, за то, что вы развеселили Королеву Песню она дарит вам подарок. Посмотрим какой?
Да ведь это музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит?».
Возьмите её с собой в группу и поиграете все вместе.
III.
3.1 Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний
Фея Музыки.
Но вот угасло волшебство,
И музыка вдруг смолкла,
Но каждый день с волненьем будем ждать.
Когда мы вместе дверь в страну мелодий,
Ключом скрипичным отомкнём опять.
А сейчас я прощаюсь с вами.
До свидания. До новых встреч.
Выход из зала Ф-ма «Менуэт» Л. Боккерини.
IV. Определение перспективы дальнейшей деятельности
4.1