Светлана Лоренц
Проект «Три кита» в музыке — песня, танец, марш»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка
Детский сад № 12 «Теремок»
ПРОЕКТ
«ТРИ КИТА»
в музыке – песня, танец, марш[/b]
Составила: Музыкальный руководитель С. Р. Лоренц.
Тема проекта: «Три кита» в музыке – песня, танец, марш»
Цель проекта :
Создать условия для восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности.
Тип проекта
-По доминирующему методу – творческий;
Публикация «Проект „Три кита“ в музыке — песня, танец, марш“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Песни. Все материалы на тему песен
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
-По характеру содержания – ребенок и его культурные ценности;
-По характеру участия ребенка в проекте – дети участники и исполнитель;
-По количеству участников – групповой;
-По продолжительности – средней продолжительности.
Осуществление проекта: детский сад № 12 «Теремок»
Методы проекта: игровая ситуация; прослушивание музыкальных произведений классической музыки.
Участники проекта: Дети подготовительной группы.
Постановка проблемы
Многие дети с трудом запоминают новые музыкальные термины. Этот проект поможет детям легко запомнить основные музыкальные жанры: песня, танец, марш, а также их разновидности.
Актуальность проекта:
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной деятельности способствуют личностному развитию детей. Знания о жанрах музыки помогут детям не просто реализовать багаж знаний, но и открыть новые стороны данного вида искусства.
Содержание проекта:
1. Подготовительный этап: Прослушивание музыкальных пьес; Разучивание песен; «Придумай ритм для китов», «Подбери музыкальные инструменты к маршу»; 2. Основной этап: музыкально-дидактическая игра «На чём музыка держится, или Три Кита».
Задачи: Помочь ребятам ощутить разницу в характере музыки марша, танца и песни. В процессе знакомства с музыкальными жанрами подвести детей к самостоятельному выводу по определению жанров музыки.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разных жанров.
Образовательные:
-познакомить детей с портретами композиторов.
-побуждать детей двигаться в соответствии с характером музыки;
- формировать представление о жанре вокальной и инструментальной музыки;
Развивающие:
-продолжать развивать представление о первичных жанрах музыки и их видах;
-развивать психические процессы: память, воображение, мышление;
- развивать умение отгадывать загадки;
-развивать творческое воображение.
Игровое оборудование: Посылка, мягкие игрушки-киты, аудиодиск, микрофон, музыкальные шумовые и ударные инструменты, партитуры, придуманные детьми для игры на ударных инструментах, портреты композитора П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского, и других композиторов. Ленты зелёного и голубого цвета на палочках
3. Этап: Перспектива развития игры – лепбук с карточами изображающими различные виды песен, танцев и марша; придумывание и подбор загадок к карточкам игры.
4. Этап: Музыкальный досуг «Музыкальная викторина «Три Кита Музыки». Перенос полученных умений и навыков, игровых действий в свободную деятельность
5. Этап: Результат данной деятельности –музыкальный досуг «Музыкальный калейдоскоп «Жанры музыки»; пополнение развивающей среды в использовании игр лепбука музыкально-дидактической игрой «Три Кита музыки», способствующей музыкальному развитию детей.
Предполагаемые результаты :
Развитие музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками.
Дети научатся определять характерные черты жанров музыки; сравнивать музыкальные произведения различных жанров; ориентироваться в музыкальном творчестве.
План проектной деятельности.
Этапы проекта Задачи проекта Проектные мероприятия
Деятельность музыкального руководителя Деятельность детей
1. Целеполагание (выбор темы) Образовательные:
-знакомить детей с различными способами и источниками получения и распространения информации о жанрах музыки.
Развивающие:
-развивать интерес к основным музыкальным жанрам, развивать любознательность и интеллектуальную активность
Воспитательные:
-воспитывать у детей потребность познавать мир музыки, беседовать с детьми о музыке. 1. Музыкально – познавательное занятие № 1 «Три кита, три жанра в музыке».
2. Музыкальное занятие № 2. «Ребята, для вашей группы почтальон принес посылку. Давайте её откроем?»
Открывают посылку и читают послание, которое вложено туда вместе с игрушками-китами: «Ребята, это не простые игрушки. Это – Три Кита музыки. С ними вы можете совершить необычное путешествие в Море музыки. Ваш лучший друг Сочиняйкин.» М. р. спрашивает детей, знакомы им эти Киты или нет. Что можно сделать, чтобы узнать про них? (ответы: можно прочитать в книжке по музыке, найти в интернете вместе с родителями, придумать самим про них сказку, написать звуковое письмо Сочиняйкину и спросить у него). Какой способ вы хотите выбрать?»
Педагог готовит карточки-тесты для родителей, раздаёт их детям и просит выполнить задания. Дети исполняют музыкальное приветствие, слушают рассказ легенду про трёх китов.
Слушают жанры музыки. Знакомятся с песней «Три кита» О. Я Егорова.
Дети участвуют в придумывании заданий к играм «Подбери музыкальные инструменты к маршу»; играют в эти игры; разучивают танец «Буги-вуги»; разучивают песню «Золотая горка»; прослушивают пьесу П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», отвечают на вопросы музрука; выбирают способ получения информации о музыкальных жанрах.
2. Подготовка к проекту. Образовательные:
-познакомить детей с основными музыкальными жанрами: песня, танец, марш.
-совершенствовать исполнительские навыки детей в пении, движении и игре на музыкальных инструментах;
Развивающие:
-развивать творческие способности в музыкально-ритмических
импровизациях;
-развивать музыкальную память, внимание, воображение,
Воспитательные:
-воспитывать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность
Познавательные минутки-беседы «Знаешь ли ты?», помогающие заинтересовать ребёнка, зарождающие у детей состояние «хочу знать»;
-танцевально-пластические импровизации на тему морских обитателей («Море» Р. -Корсакова);
- Посылка от Сочиняйкина,
-показ презентации сказки с элементами развлечения «На чём держится музыка, или Три Кита». - Активное участие в беседах по теме : дети рассказывают, что им удалось узнать о Китах музыки
- -придумывание пластических импровизаций, изображающих морских жителей;
- активное участие в просмотре презентации игры «На чём держится музыка, или три Кита»: пение знакомой песни «Золотая горка», игра на музыкальных инструментах пьесы П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»;
-отгадывание загадки.
3. Реализация проекта Образовательные:
-предлагать вспоминать знакомые песни, танцы, марши, сравнивать их и выбирать песню, танец, марш для музыкально-дидактической игры «Три Кита»;
-побуждать детей изготавливать цветные карточки для муз. -дид. Игры;
Развивающие:
-развивать мыслительные способности и умение сравнивать знакомые муз. пьесы;
Воспитательные:
-воспитывать у детей любовь к музыкальным жанрам и желание исполнять их.
-Организует работу по изготовлению летбука, и карточек к проекту.
-Выполняет мультимедийный презентацию на компьютере;
-Составляет сценарий досуга для детей подготовительных групп «Музыкальная палитра»;
-Составляет мультимедийную игру-презентацию «Музыкальные загадки от Трёх Китов Музыки»
- рисование в группе рисунка с изображением различных видов песни, танца и марша.
1. Конспект музыкально – познавательного занятия
Три кита, три жанра в музыке».
Дети входят в зал под «Марш» С. Шварц. (По команде музыкального руководителя перестраиваются в 3 колонны, затем перестроение в одну колонну, проходят к стульям, садятся.)
Музыкальное приветствие
(Дети исполняют приветствие: «Добрый день, ребята!» - «Добрый день!»)
Музыкальная разминка (распевка)
-Сегодня, ребята, мы сделаем наше музыкальное приветствие
немного интереснее. Договоримся, что будем пропевать его несколько раз, и каждый раз по-новому. Вот, скажем, в первый раз на мое приветствие «Добрый день, ребята!» вы ответите вместе: «Добрый день!» Но тут мы не завершим наше приветствие, а продолжим его, потому что я спою продолжение: «Добрый день, девочки!» И мне должны будут ответить только девочки: «Добрый день!» И исполняемая моя фраза: «Добрый день, мальчики!» На нее должны будут отозваться уже мальчики: «Добрый день!
-Сегодня у нас, ребята, необычное занятие, потому что мы будем узнавать и говорить из чего состоит музыка: сочинение (композитор, исполнение (исполнитель, слушание (слушатель). Написанная, но неисполненная музыка еще не музыка. Написанная, исполненная, но никем не услышанная музыка тоже еще не вполне музыка. Настоящей музыкой (искусством как частью жизни) музыка становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Музыка существует для людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет.
(Слова «композитор», «исполнитель» и «слушатель» ребята называют вместе с музыкальным руководителем.)
-Неизвестно, станет ли кто-нибудь из вас композитором или исполнителем, но слушателями музыки будут обязательно все. Чтобы стать композитором, надо учиться; чтобы стать исполнителем, тоже надо учиться; чтобы стать хорошим, настоящим слушателем, тоже надо учиться, только, конечно, не так, как учатся будущие композиторы и исполнители.
-Ну а теперь мы перейдем к главной теме нашего занятия
Сегодня я расскажу Вам о древней легенде про трех китов, на которых будто бы Земля держится, и о смысле этого выражения сегодня («три кита» — три основы, затем о «трех китах» в музыке: не называя их, я играею на аккордеоне простейшие образцы марша, танца и песни. По первым тактам дети сразу же понимают, что звучит марш, и тут же произносят это слово. После марша — танец и, наконец, песня. Ребята сами называют всех «трех китов» и убеждаются, что давно и хорошо с ними знакомы.
Слушание музыки:
-А сейчас я предлагаю всем познакомиться с интересной песней о трех китах, одна из любимых песен.
Песня начинается с рассказа о чудесном острове музыки.
Во втором куплете дети с удовольствием угадывают имена китов, поэтому делаю небольшие паузы и замедления после слов:
"Первый кит танцует, значит это. " (даем детям возможность догадаться, но, скорее всего, первое имя кита муз. руководитель произносит сам)
"Второй марширует, это. " (вновь даем детям возможность догадаться)
"Ну, а третий помните звонко распевает, есть и имя у него. " (теперь уже многие проявят сообразительность).
Песенка «Три кита» О. Я. Егорова
На заре, в сентябре,
Или, может быть, в июле,
А скорее всего
Утром под грибным дождём
Три кита, три кита,
Три кита, кита, китули
Три кита, тра-та-та, -
Пели песенку втроём:
Припев:
- Ах, какая красота!
Три китули, три кита!
В синем море – океане
Дружба горяча!
Друг за друга мы стеной.
Знает это шар земной.
Три китули, три кита-
Три товарища!
Три кита, три кита
От трёх бабушек узнали,
Что на трёх, на китах
Наша держится земля.
Три кита, три кита
Очень звонко хохотали,
А потом, а потом
Спели, счастья не тая:
Припев:
- Ах, какая красота –
Три китули, три кита!
В синем море – океане
Дружба горяча!
Друг за друга мы стеной.
Знает это шар земной –
Три китули, три кита –
Три товарища!
Три кита, три кита –
Всех морей очарованье!
Полюбуйтесь на них,
Кто увидеть не успел.
Три кита, три кита
На уроке рисованья
Рисовал весь наш класс
И с учительницей пел:
Припев:
- Ах, какая красота –
Три китули, три кита!
В синем море – океане
Дружба горяча!
Друг за друга мы стеной.
Знает это шар земной –
Три китули, три кита –
Три товарища!
-Ребята, вам понравилась история о трёх китах? Мы сегодня еще к ним вернемся, а сейчас предлагаю отдохнуть.
Музыкальная физминутка:
Выходите скорее в центр зала, вставайте в круг, давайте отдохнем вместе с нашим крокодилом Ко-Ко (дети вместе со мной исполняют веселую, шуточную физминутку «Крокодил Ко-Ко»).
-Молодцы, повеселились, отдохнули, успокаиваемся и садимся на свои места
Итог занятия:
-Что же такое «три кита» в музыке?
-Сумеете ли вы узнать и различить их?
Я проигрываю фрагменты трех жанров, дети узнают их.
-Молодцы, ребята, вы были очень внимательны, поэтому с легкостью узнали каждого кита. С каждым из них мы будем очень часто встречаться на наших музыкальных занятиях. И в заключении мы с вами вместе исполним «Песенку о трёх китах». Прошу мне помочь. Когда я буду петь про танец, вы будете выполнять движения руками (немного подтанцовывать); если я буду петь про марш, вы будете маршировать; а когда я пропою фразу про песню, следующую (повторение) вы подпоете вместе со мной. (исполняют «Песенку о трех китах».)
-Наше занятие заканчивается, все были активными, внимательными и дружными! Молодцы! До свиданья! До новых встреч!
Репертуар к занятию:
1.«Марш» С. Шварц
2.«Марш» П. И. Чайковский
3.«Вальс» Ф. Шопен
4.«Улыбка» В. Шаинский
5.«Песенка о трёх китах» О. Я. Егорова – аудио песенка.
6. Аудио физминутка «Крокодил»
7. Цветные слайды к занятию.
8. Летбук для детей подготовительной группы «Три кита»
№ 2. Конспект занятия музыкально - игрового занятия
«Наша музыка живёт на Трёх Китах»
Игровое оборудование: Посылка, мягкие игрушки-киты, аудио-диск, микрофон, музыкальные шумовые и ударные инструменты, партитуры, придуманные детьми для игры на ударных инструментах, портрет композитора Д. Б. Кабалевского, мыльные пузыри, ленты зелёного и голубого цвета на палочках
Ход занятия:
«Ребята, для нашей группы почтальон принес посылку, нужно ее забрать. Дети вместе с воспитателем открывают посылку и читают послание, которое вложено туда вместе с игрушками-китами «Вас ждут музыкальные киты»: «Это – Три Кита музыки. С ними вы можете совершить необычное путешествие в Мир музыки. Ваш лучший друг Сочиняйкин» Дети идут на музыкальное занятие, где их встречает музыкальный руководитель.
Ход занятия
Дети садятся полукругом перед экраном. Начинается просмотр сказки о Трёх Китах. Дети выполняют первое задание игры: Мы с вами «превратимся» в подводных жителей. Используя зелёные и голубые ленты, мыльные пузыри (воспитатель) – изображают картину подводного царства.
Продолжают просмотр сказки, сидя на стульчиках. «Жили-были в море Музыки три кита. Одного кита звали – «Танец», другого кита звали – «Песня», третьего кита звали «Марш». Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в Море Музыки главный?» «Послушайте, друзья, - говорит кит по имени Танец, - я из вас самый старший, со мной человеку всегда весело, ни один праздник без меня не обходится».
Дети слышат и узнают музыку знакомого танца. Музыкальный руководитель предлагает потанцевать вместе с Китом танец «Буги-вуги».
Дети танцуют современный массовый танец «Буги-вуги».
После танца дети продолжают просмотр сказки. «Тут Кит по имени Песня ему возражает: «Нет, я тебя старше и для человека нужнее. С песней человек никогда не расстаётся, даже маленький ребёнок очень любит петь. Песня помогает трудиться, отдыхать и веселиться».
Музыкальный руководитель предлагает спеть песню «Золотая горка» вместе с Китом Песня.
Дети поют знакомую песню «Золотая горка» (Д. Тухманов, Ю. Энтин.
Продолжают просмотр сказки. «Кит по имени Марш тоже в спор вступает: «Со мной человек тоже всю жизнь не расстаётся – я с ним на параде шагаю, в бой веду, спортсменам дух поднимаю, и на музыкальное занятие детей сопровождаю. Я в море Музыки главный!»
Музыкальный руководитель предлагает детям взять музыкальные инструменты и вместе с китом Марш сыграть «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. Дети берут партитуры для своего музыкального инструмента и рассаживаются в оркестре по подгруппам, каждый со своим инструментом.
Дети исполняют пьесу «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.
Продолжается сказка. «Спорили они, спорили, и решили позвать Человека, чтобы он решил их спор. Послушайте, ребята, про кого эта загадка? «Кто пишет музыку для нас, мелодии играет, стихи он с музыкой подружит, кто песни сочиняет?»
Дети отгадывают загадку.
«Смотрят, в море Музыки купается композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Помоги нам, композитор, решить, кто в море Музыке главнее? Долго думал композитор, а потом сказал вот что: «Песня, танец и Марш – одинаково важны, потому что музыка на этих «Трёх Китах» держится».
«И правда, ребята, ни одно наше музыкальное занятие не проходит без песни, танца и марша. Давайте споём для китов из сказки свою любимую песню».
Дети исполняют любую песню, которая им нравится.
В заключении музыкальный руководитель хвалит детей.
Картотека загадок
о видах музыкальных жанров: песня, танец, марш
1. Загадки от Кита Танец.
1)Лишь музыка начнёт играть, не могу я устоять.
На щеках моих румянец, когда я исполняю … (Танец)
2) Друг друга за руки возьмём и по кругу мы пойдём,
Песню дружно запоём, что же с вами заведём? (Хоровод)
3) Мы по льду с тобой скользим, на коньках танцевать хотим.
На конкурс я с тобой пойду, конкурс называется…. (Танцы на льду)
4) Мы султанчики возьмём, аэробику начнём,
Танец наш такой активный, называетс (Спортивный)
5). Ярко зал засверкал! Здесь у нас сегодня бал!
Мальчик девочку на танец приглашает,
На балу какой же танец начинают? (Бальный)
2. Загадки от Кита Песня.
1) Я - ваша подруга, я - ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится!
Со мною, друзья, всегда интересно!
Узнали, кто я? Я детская…. (Песня)
2) Перед хором я сто, все молчат, а я пою!
Кто же я? Что за артист? Ну, конечно же….(Солист).
3) Вместе петь, ребята, нужно, складно, слаженно и дружно!
Песней полон коридор, так старается наш… (Хор)
4)Эту песню нам пела мама, когда колыбель качала.
Что за песня? (Колыбельная)
5) Спектакль этот необычный, здесь все поют всегда отлично!
А когда поют всегда, называют…. (Опера)
3. Загадки от Кита Марш.
1)Мы на праздник идём, как нарядно кругом!
Музыкант играет наш праздничный, весёлый…. (Марш)
2) Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. Что это за марш? (Военный марш)
3) Любим спортом заниматься! Как шагает детвора!
Ножки ловко поднимаем и считаем –раз! два!
Громко музыкант играет наш и звучит… (Спортивный марш)
Литература.
1. Э. П. Костина. Программа Камертон. Азбука музыкального образования детей дошкольного возраста. НГЦ, 2001.
2. О. П. Радынова. Парциальная программа музыкального развития детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры». Тема «Песня. Танец. Марш». ООО «ТЦ Сфера», 2014.
3.- А. И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет. «Музыкальная палитра» С-П. 2012.
4. Н. В. Дубровская. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. ООО «Издательство «Детство - пресс», 2013.
Музыкально – дидактическая игра «Три кита»
Цель: развивать у детей представление о жанрах музыкальных произведений.
Возраст: 6 – 7 лет.
Оборудование: Картинки с изображением поющих, танцующих и шагающих детей.
Музыкальный репертуар: по усмотрению музыкального руководителя.
Ход игры: Музыкальный руководитель предлагает детям прослушать отрывок музыкального произведения. Дети выбирают карточку которая соответствует жанру
Этого музыкального произведения и показывают её музыкальному руководителю.
Приложение: фотографии занятий с детьми
Лепбук Три Кита"