МААМ-картинки

Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «Тайны тряпичных кукол»

Мыльникова Лилия
Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «Тайны тряпичных кукол»

Цель. Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через народные игрушки.

Программное содержание:

Познавательное развитие.

-Актуализировать знания детей об истории создания народной игрушки. Формировать понятие о народных куклах, их разновидностях и типах. Расширять представления детей о разнообразии материалов для изготовления народных кукол.

Речевое развитие.

- Обогащать словарный запас: лоскутная кукла, кукла – «Травница», кукла – «Колокольчик», кукла «Неразлучники».

Социально-коммуникативное развитие.

- Закреплять трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, завязывание.

Художественно – эстетическое развитие.

- Развивать и воспитывать интерес к народному творчеству.

Предшествующая работа: знакомство с дымковскими, абашевскими народными игрушками, изготовление лоскутных кукол «Закрутка», «Пеленашка», «Ангелочек», игры с матрёшками.

Материал: «Барышня с младенцем», «Индюк»- дымковские народные игрушки; «Собачка со щенком», «Козлик», «Сеятель», «Всадник на коне», «Олень», «Барашек», «Курочка», «Коровка» - абашевские народные игрушки; полхов-майданская матрёшка, «Медведи-кузнецы» - богородская игрушка забава; «Пеленашка», «Ангелочек», «Неразлучники», «Травница», «Колокольчик» - лоскутные куклы, корзина, сундучок с лоскутками, нитки, колокольчики, схемы изготовления куклы- «Колокольчик».

Ход:

Образовательная деятельность проводится в мини-музее «Русская изба». Воспитатель-хозяюшка в русском народном костюме открывает дверь в избу и встречает гостей.

-Здравствуйте, гости дорогие!

Рада я гостям, как добрым вестям

Честь и почтение – всем без исключения.

Здравствуйте,ребята,рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте – желаю вам здоровья!

В слове этом – мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Проходите, располагайтесь.

Дети с современными игрушками в руках вместе с воспитателем проходят в избу.

Хозяюшка:

-Диво- дивное! Что это за игрушки у вас в руках? А как появились они у вас?

(У меня Барби. Это моя любимая кукла.

Это Русалка. Она живёт в море.

А у меня Кен-друг Барби.

А это кукла Винкс. Я люблю смотреть мультфильмы про Винкс.).

Хозяюшка:

-Что могут делать современные игрушки?

(ходить, говорить, летать)

Хозяюшка:

-А вот в старину дети и мечтать не могли о таких чудесах. Давайте посадим ваших кукол вот на этот сундучок. (Дети сажают кукол.)

Хозяюшка:

- Посмотрите, и у меня есть игрушки. (Обращает внимание на выставку народных игрушек.)

- Отгадайте загадку об одной из них:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская – (Матрёшка)

Хозяюшка:

- Правильно. Это наша русская знаменитая матрёшка. Когда мастер сделал свою первую игрушку, он воскликнул: «Хороша Матрёна!». Так появилось название – матрёшка.

- Чем интересна эта игрушка?

(Матрёшка – русская деревянная кукла, внутри которой находятся такие же матрёшки, только меньшего размера. Состоят они из двух частей. Расписаны, могут быть разной росписью.) Если дети затрудняются с ответом, отвечает второй воспитатель.

Хозяюшка:

-А какие ещё игрушки вам знакомы?

(Дымковская игрушка.)

Хозяюшка:

-Почему игрушка могла получить такое название?

(Игрушку называют «дымковской» по месту её проживания – села Дымково. Её делают из глины и обжигают. В росписи используют круги, прямые и волнистые линии.)

Хозяюшка берёт абашевскую свистульку и свистит.

- Что это такое?

(Это свистулька –абашевская игрушка. Из села Абашево Пензенской области. Там делают игрушки в виде птиц, животных и людей. Покрывают масляными красками. Используют красный, зелёный и синие цвета.)

Второй педагог:

-Затем отдельные части – рога, уши, копыта, оборки, ожерелья «оживляются» серебряной или золотой краской. Для детей не было большей радости, чем посвистеть в расписную свистульку.

Хозяюшка раздаёт свистульки детям и предлагает посвистеть. Дети свистят и ставят игрушки на место.

Хозяюшка берёт в руки игрушку-забаву «Медведи- кузнецы», двигает планки в разные стороны и медведи начинают ударять поочерёдно по наковальне.

-Посмотрите, у этой игрушки есть привлекательная особенность, какая? (Фигурки двигаются)

- Да медведи заняты работой. Игрушка оживает от передвижения планочек в стороны. А что они делают? (Поочерёдно бьют по наковальне молоточками)

- Как бы вы назвали эту игрушку? (Кузнецы).

- Эта игрушка называется «Медведи-кузнецы» А где вы ещё слышали про профессию кузнеца?

(В нашем городе раньше тоже было много кузнецов, поэтому его назвали - Кузнецк)

Хозяюшка даёт детям поиграть игрушкой.

Хозяюшка:

-Это не простые игрушки, а игрушки – народные. Почему их так называют?

(Эти игрушки делают своими руками.)

-Да, их не покупали, а родители сами их мастерили в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям и продавали их на ярмарках.

Эти игрушки нынче в гости к нам пришли.

Чтоб поведать нам секреты дивной красоты.

Чтоб ввести нас в мир добра -

Чтоб сказать, что есть в России чудо мастера!

Все игрушки делались из разного материала.

Игра «Из чего сделана игрушка?»

- Матрёшка сделана из чего?

(Из дерева)

- Она какая?

(Деревянная)

-Если куклу делали из глины?

(Глиняная)

- Из соломы?

(Соломенная)

- Из бумаги?

(Бумажная)

-А если сделана из лоскутков, значит это какая кукла

(Лоскутная.)

- И у меня сохранились такие игрушки – лоскутные куколки. Эти куклы хранились в корзине или ларчиках и передавались из поколения в поколение. Проходите, пожалуйста за стол, я вам их покажу.

Дети садятся за стол.

Хозяюшка:

- Как много у меня разных куколок в корзинке. Посмотрите на эту.

Достаёт куклу Пеленашку.

(Нам эта кукла знакома. Её зовут Пеленашка. Она свёрнута в маленький кулёчек. Такой куколкой не играли, её клали в колыбельку детям, чтобы они крепко спали и не болели.)

Если дети затрудняются ответить, помогает второй педагог.

Хозяюшка показывает куклу Ангелочка

- А эту необычную куколку, знаете, как зовут?

(Это Ангелочек. Он воздушный, лёгкий. У него есть крылышки. Его дарят на именины.)

Хозяюшка достаёт кукол Неразлучников

- Посмотрите, какие необычные куколки. А чем они отличаются от других?

(Две куколки соединены одной рукой.)

- А как бы вы их назвали? (Ответы детей)

Второй педагог:

- Это Неразлучники. Их две и разделить их нельзя. Они были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Из какого материала они изготовлены? (Они сделаны из пряжи.)

Хозяюшка достаёт куклу Травницу.

- У меня есть ещё одна кукла - Травница. А как вы думаете, почему её так называют? (Ответы детей.)

Она наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить и по комнате разнесётся травяной дух. Травница следила за тем, чтобы болезни не проникали в дом.

Даёт детям потрогать куколку.

- А моя корзиночка пустая или нет? Здесь что-то ещё есть.

Хозяюшка звонит куклой колокольчиком, не показывая куколку.

- Что это такое?

(Колокольчик.)

- Да это моя любимая кукла. Кукла – колокольчик. Послушайте, как она звучит. Она сделана из лоскутков, значит она какая? (лоскутная)

- Обратите внимания, сколько лоскутов использовали для её изготовления?

(Один лоскут – кофта и три юбки)

Хозяюшка:

-У куклы три юбки, конечно для счастья!

Чтоб нас обходили любые напасти!

Кукла – колокольчик для добрых вестей!

Приносит в дом радость и море затей!

И правда, как услышишь звон колокольчика, и настроение поднимается, и поиграть хочется.

Звучит аудиозапись народной игры «У Маланьи у старушки» (музыка с текстом, дети сидят за столом и действуют по тексту, в конце слов показывают движения, как наматывать клубок ниток, вращения кистей рук)

(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)

У Маланьи у старушки

(Сложить руки углом, показать избушку.)

Жили в маленькой избушке

(Показать семь пальцев.)

Семь сыновей,

(Очертить брови пальцами.)

Все без бровей,

(Растопыренные ладони поднести к ушам.)

Вот с такими ушами,

(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)

Вот с такими носами

(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)

Вот с такими усами,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой головой,

(Показать руками большую окладистую бороду.)

Вот с такой бородой!

(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)

Они не пили, не ели,

(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)

На Маланью все глядели,

(Дети показывают загаданные действия: вяжут, мотают клубочек и т. д.)

И все делали вот так---

Хозяюшка:

- У вас прибавилось настроения (Да.)

- А не хотите, ли поделиться своим настроением с другими, сделать куколки-колокольчики?

Воспитатель:

- А вы нам поможете?

Хозяюшка:

- Коль хотите научиться эту куклу мастерить, вам придётся не лениться и старанье приложить. Хозяюшка берёт сундучок.

- Сундучок мой, сундучок!

Приоткрой нам свой бочок!

Кто запомнил заветные слова?

Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

Все вместе проговаривают заветные слова

Хозяюшка открывает сундучок

- Посмотрите, здесь всё есть для работы (показывает, дети называют)

(Ниточки, тесёмки, лоскутки)

- Какой формы лоскутки?

(Квадратные и круглые.)

- Что можно сказать о круглых лоскутках?

(Они разного цвета и размера.)

- Нам следует разложить круги по размеру. Кто подскажет, как это сделать?

(Сначала возьмём самый большой, затем, поменьше, ещё меньше, ещё меньше и самый маленький.)

Дети выкладывают сериационный ряд из тканевых кругов (5шт)

Хозяюшка:

- В моём сундучке ещё что-то есть. Достаёт схемы изготовления куклы - «Колокольчик».

- Карточки. Что они обозначают?

(Это карточки – подсказки).

- Правильно, они указывают с чего начать и как продолжить.

Рассматривают, обсуждают последовательность работы

Хозяюшка:

- Выбирайте лоскутки, ниточки и начнём с головы куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Возьмите самый большой круг, на него в середину положите круг поменьше, маленький круг кладём на середину второго круга. Теперь осторожно переворачиваем круги так, чтобы сверху оказался большой круг. Положите шарик на середину большого лоскутка. Набивку обтягиваем и туго перевязываем ниткой. У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берём белый лоскуток прямоугольной формы. В середину кладём то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем. Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой. На голову кукле повязываем платок. А теперь прицепляем колокольчик. Всё, кукла готова.

Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.

Хозяюшка:

- Куклы просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Какие разные получились куколки, нет ни одной одинаковой. Каждая по - своему хороша. Это потому, что каждый из вас делал её своими руками, и второй такой быть не может. Позвените своими куклами «Колокольчиками», как радостно и весело становится на душе.

Дети звенят своими куклами.

- А у меня есть ещё один колокольчик. Достает колокольчик побольше.

- Послушайте, как он весело и звонко звенит, и играть зовёт. А я знаю одну интересную народную игру «Бубенцы». Хотите со мной поиграть? (Да)

Трынцы - брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

- Давайте выйдем на улицу и поиграем.

Публикации по теме:

Календарь народных тряпичных куколКалендарь народных тряпичных кукол Календарь народных тряпичных кукол Подготовила и выполнила: воспитатель МКДОУ д/с №13 «Искорка» группы №11 «Светлячки» Володина Александра.

Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы» Задачи: Обучающие: Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол-мотанок. Формирование представлений у.

Конспект открытого итогового занятия «В школу по дороге знаний» с детьми подготовительной группыКонспект открытого итогового занятия «В школу по дороге знаний» с детьми подготовительной группы Конспект открытого итогового занятия "В школу по дороге знаний"с детьми подготовительной группы. Интеграция образовательных областей:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «Тайны тряпичных кукол»
Опубликовано: 2 сентября 2024 в 21:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «Тайны тряпичных кукол»» (включая файлы) размещена пользователем Мыльникова Лилия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 сентября. Праздник любимой игрушки. Передвижка «Почему не стоит покупать детям...

Отмечаем праздник любимой игрушки! Для гармоничного умственного и физического развития детям необходимы игрушки. Для ребенка они не просто забава, а неотъемлемая часть его жизни, поэтому игрушки требуют к...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом. Передвижка «Как говорить с...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом Наши дети видят новости о терактах, обсуждают это с ровесниками и задают вопросы взрослым. Как рассказать им о терроризме, как сделать это...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД