Мыльникова Лилия
Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «Тайны тряпичных кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через народные игрушки.
Программное содержание:
Познавательное развитие.
-Актуализировать знания детей об истории создания народной игрушки. Формировать понятие о народных куклах, их разновидностях и типах. Расширять представления детей о разнообразии материалов для изготовления народных кукол.
Речевое развитие.
- Обогащать словарный запас: лоскутная кукла, кукла – «Травница», кукла – «Колокольчик», кукла «Неразлучники».
Социально-коммуникативное развитие.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Закреплять трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, завязывание.
Художественно – эстетическое развитие.
- Развивать и воспитывать интерес к народному творчеству.
Предшествующая работа: знакомство с дымковскими, абашевскими народными игрушками, изготовление лоскутных кукол «Закрутка», «Пеленашка», «Ангелочек», игры с матрёшками.
Материал: «Барышня с младенцем», «Индюк»- дымковские народные игрушки; «Собачка со щенком», «Козлик», «Сеятель», «Всадник на коне», «Олень», «Барашек», «Курочка», «Коровка» - абашевские народные игрушки; полхов-майданская матрёшка, «Медведи-кузнецы» - богородская игрушка забава; «Пеленашка», «Ангелочек», «Неразлучники», «Травница», «Колокольчик» - лоскутные куклы, корзина, сундучок с лоскутками, нитки, колокольчики, схемы изготовления куклы- «Колокольчик».
Ход:
Образовательная деятельность проводится в мини-музее «Русская изба». Воспитатель-хозяюшка в русском народном костюме открывает дверь в избу и встречает гостей.
-Здравствуйте, гости дорогие!
Рада я гостям, как добрым вестям
Честь и почтение – всем без исключения.
Здравствуйте,ребята,рада всех вас сегодня видеть.
Здравствуйте – желаю вам здоровья!
В слове этом – мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души народной красота!
Проходите, располагайтесь.
Дети с современными игрушками в руках вместе с воспитателем проходят в избу.
Хозяюшка:
-Диво- дивное! Что это за игрушки у вас в руках? А как появились они у вас?
(У меня Барби. Это моя любимая кукла.
Это Русалка. Она живёт в море.
А у меня Кен-друг Барби.
А это кукла Винкс. Я люблю смотреть мультфильмы про Винкс.).
Хозяюшка:
-Что могут делать современные игрушки?
(ходить, говорить, летать)
Хозяюшка:
-А вот в старину дети и мечтать не могли о таких чудесах. Давайте посадим ваших кукол вот на этот сундучок. (Дети сажают кукол.)
Хозяюшка:
- Посмотрите, и у меня есть игрушки. (Обращает внимание на выставку народных игрушек.)
- Отгадайте загадку об одной из них:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская – (Матрёшка)
Хозяюшка:
- Правильно. Это наша русская знаменитая матрёшка. Когда мастер сделал свою первую игрушку, он воскликнул: «Хороша Матрёна!». Так появилось название – матрёшка.
- Чем интересна эта игрушка?
(Матрёшка – русская деревянная кукла, внутри которой находятся такие же матрёшки, только меньшего размера. Состоят они из двух частей. Расписаны, могут быть разной росписью.) Если дети затрудняются с ответом, отвечает второй воспитатель.
Хозяюшка:
-А какие ещё игрушки вам знакомы?
(Дымковская игрушка.)
Хозяюшка:
-Почему игрушка могла получить такое название?
(Игрушку называют «дымковской» по месту её проживания – села Дымково. Её делают из глины и обжигают. В росписи используют круги, прямые и волнистые линии.)
Хозяюшка берёт абашевскую свистульку и свистит.
- Что это такое?
(Это свистулька –абашевская игрушка. Из села Абашево Пензенской области. Там делают игрушки в виде птиц, животных и людей. Покрывают масляными красками. Используют красный, зелёный и синие цвета.)
Второй педагог:
-Затем отдельные части – рога, уши, копыта, оборки, ожерелья «оживляются» серебряной или золотой краской. Для детей не было большей радости, чем посвистеть в расписную свистульку.
Хозяюшка раздаёт свистульки детям и предлагает посвистеть. Дети свистят и ставят игрушки на место.
Хозяюшка берёт в руки игрушку-забаву «Медведи- кузнецы», двигает планки в разные стороны и медведи начинают ударять поочерёдно по наковальне.
-Посмотрите, у этой игрушки есть привлекательная особенность, какая? (Фигурки двигаются)
- Да медведи заняты работой. Игрушка оживает от передвижения планочек в стороны. А что они делают? (Поочерёдно бьют по наковальне молоточками)
- Как бы вы назвали эту игрушку? (Кузнецы).
- Эта игрушка называется «Медведи-кузнецы» А где вы ещё слышали про профессию кузнеца?
(В нашем городе раньше тоже было много кузнецов, поэтому его назвали - Кузнецк)
Хозяюшка даёт детям поиграть игрушкой.
Хозяюшка:
-Это не простые игрушки, а игрушки – народные. Почему их так называют?
(Эти игрушки делают своими руками.)
-Да, их не покупали, а родители сами их мастерили в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям и продавали их на ярмарках.
Эти игрушки нынче в гости к нам пришли.
Чтоб поведать нам секреты дивной красоты.
Чтоб ввести нас в мир добра -
Чтоб сказать, что есть в России чудо мастера!
Все игрушки делались из разного материала.
Игра «Из чего сделана игрушка?»
- Матрёшка сделана из чего?
(Из дерева)
- Она какая?
(Деревянная)
-Если куклу делали из глины?
(Глиняная)
- Из соломы?
(Соломенная)
- Из бумаги?
(Бумажная)
-А если сделана из лоскутков, значит это какая кукла
(Лоскутная.)
- И у меня сохранились такие игрушки – лоскутные куколки. Эти куклы хранились в корзине или ларчиках и передавались из поколения в поколение. Проходите, пожалуйста за стол, я вам их покажу.
Дети садятся за стол.
Хозяюшка:
- Как много у меня разных куколок в корзинке. Посмотрите на эту.
Достаёт куклу Пеленашку.
(Нам эта кукла знакома. Её зовут Пеленашка. Она свёрнута в маленький кулёчек. Такой куколкой не играли, её клали в колыбельку детям, чтобы они крепко спали и не болели.)
Если дети затрудняются ответить, помогает второй педагог.
Хозяюшка показывает куклу Ангелочка
- А эту необычную куколку, знаете, как зовут?
(Это Ангелочек. Он воздушный, лёгкий. У него есть крылышки. Его дарят на именины.)
Хозяюшка достаёт кукол Неразлучников
- Посмотрите, какие необычные куколки. А чем они отличаются от других?
(Две куколки соединены одной рукой.)
- А как бы вы их назвали? (Ответы детей)
Второй педагог:
- Это Неразлучники. Их две и разделить их нельзя. Они были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Из какого материала они изготовлены? (Они сделаны из пряжи.)
Хозяюшка достаёт куклу Травницу.
- У меня есть ещё одна кукла - Травница. А как вы думаете, почему её так называют? (Ответы детей.)
Она наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить и по комнате разнесётся травяной дух. Травница следила за тем, чтобы болезни не проникали в дом.
Даёт детям потрогать куколку.
- А моя корзиночка пустая или нет? Здесь что-то ещё есть.
Хозяюшка звонит куклой колокольчиком, не показывая куколку.
- Что это такое?
(Колокольчик.)
- Да это моя любимая кукла. Кукла – колокольчик. Послушайте, как она звучит. Она сделана из лоскутков, значит она какая? (лоскутная)
- Обратите внимания, сколько лоскутов использовали для её изготовления?
(Один лоскут – кофта и три юбки)
Хозяюшка:
-У куклы три юбки, конечно для счастья!
Чтоб нас обходили любые напасти!
Кукла – колокольчик для добрых вестей!
Приносит в дом радость и море затей!
И правда, как услышишь звон колокольчика, и настроение поднимается, и поиграть хочется.
Звучит аудиозапись народной игры «У Маланьи у старушки» (музыка с текстом, дети сидят за столом и действуют по тексту, в конце слов показывают движения, как наматывать клубок ниток, вращения кистей рук)
(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
У Маланьи у старушки
(Сложить руки углом, показать избушку.)
Жили в маленькой избушке
(Показать семь пальцев.)
Семь сыновей,
(Очертить брови пальцами.)
Все без бровей,
(Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими ушами,
(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)
Вот с такими носами
(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)
Вот с такими усами,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой головой,
(Показать руками большую окладистую бороду.)
Вот с такой бородой!
(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
Они не пили, не ели,
(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
На Маланью все глядели,
( Дети показывают загаданные действия: вяжут, мотают клубочек и т. д.)
И все делали вот так---
Хозяюшка:
- У вас прибавилось настроения (Да.)
- А не хотите, ли поделиться своим настроением с другими, сделать куколки-колокольчики?
Воспитатель:
- А вы нам поможете?
Хозяюшка:
- Коль хотите научиться эту куклу мастерить, вам придётся не лениться и старанье приложить. Хозяюшка берёт сундучок.
- Сундучок мой, сундучок!
Приоткрой нам свой бочок!
Кто запомнил заветные слова?
Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.
Все вместе проговаривают заветные слова
Хозяюшка открывает сундучок
- Посмотрите, здесь всё есть для работы (показывает, дети называют)
(Ниточки, тесёмки, лоскутки)
- Какой формы лоскутки?
(Квадратные и круглые.)
- Что можно сказать о круглых лоскутках?
(Они разного цвета и размера.)
- Нам следует разложить круги по размеру. Кто подскажет, как это сделать?
(Сначала возьмём самый большой, затем, поменьше, ещё меньше, ещё меньше и самый маленький.)
Дети выкладывают сериационный ряд из тканевых кругов (5шт)
Хозяюшка:
- В моём сундучке ещё что-то есть. Достаёт схемы изготовления куклы - «Колокольчик».
- Карточки. Что они обозначают?
(Это карточки – подсказки).
- Правильно, они указывают с чего начать и как продолжить.
Рассматривают, обсуждают последовательность работы
Хозяюшка:
- Выбирайте лоскутки, ниточки и начнём с головы куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Возьмите самый большой круг, на него в середину положите круг поменьше, маленький круг кладём на середину второго круга. Теперь осторожно переворачиваем круги так, чтобы сверху оказался большой круг. Положите шарик на середину большого лоскутка. Набивку обтягиваем и туго перевязываем ниткой. У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берём белый лоскуток прямоугольной формы. В середину кладём то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем. Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой. На голову кукле повязываем платок. А теперь прицепляем колокольчик. Всё, кукла готова.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.
Хозяюшка:
- Куклы просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Какие разные получились куколки, нет ни одной одинаковой. Каждая по - своему хороша. Это потому, что каждый из вас делал её своими руками, и второй такой быть не может. Позвените своими куклами «Колокольчиками», как радостно и весело становится на душе.
Дети звенят своими куклами.
- А у меня есть ещё один колокольчик. Достает колокольчик побольше.
- Послушайте, как он весело и звонко звенит, и играть зовёт. А я знаю одну интересную народную игру «Бубенцы». Хотите со мной поиграть? (Да)
Трынцы - брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
- Давайте выйдем на улицу и поиграем.