Папки-передвижки

Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «Тайны тряпичных кукол»

Мыльникова Лилия
Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «Тайны тряпичных кукол»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через народные игрушки.

Программное содержание:

Познавательное развитие.

-Актуализировать знания детей об истории создания народной игрушки. Формировать понятие о народных куклах, их разновидностях и типах. Расширять представления детей о разнообразии материалов для изготовления народных кукол.

Речевое развитие.

- Обогащать словарный запас: лоскутная кукла, кукла – «Травница», кукла – «Колокольчик», кукла «Неразлучники».

Социально-коммуникативное развитие.

Темочки:

- Закреплять трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, завязывание.

Художественно – эстетическое развитие.

- Развивать и воспитывать интерес к народному творчеству.

Предшествующая работа: знакомство с дымковскими, абашевскими народными игрушками, изготовление лоскутных кукол «Закрутка», «Пеленашка», «Ангелочек», игры с матрёшками.

Материал: «Барышня с младенцем», «Индюк»- дымковские народные игрушки; «Собачка со щенком», «Козлик», «Сеятель», «Всадник на коне», «Олень», «Барашек», «Курочка», «Коровка» - абашевские народные игрушки; полхов-майданская матрёшка, «Медведи-кузнецы» - богородская игрушка забава; «Пеленашка», «Ангелочек», «Неразлучники», «Травница», «Колокольчик» - лоскутные куклы, корзина, сундучок с лоскутками, нитки, колокольчики, схемы изготовления куклы- «Колокольчик».

Ход:

Образовательная деятельность проводится в мини-музее «Русская изба». Воспитатель-хозяюшка в русском народном костюме открывает дверь в избу и встречает гостей.

-Здравствуйте, гости дорогие!

Рада я гостям, как добрым вестям

Честь и почтение – всем без исключения.

Здравствуйте,ребята,рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте – желаю вам здоровья!

В слове этом – мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Проходите, располагайтесь.

Дети с современными игрушками в руках вместе с воспитателем проходят в избу.

Хозяюшка:

-Диво- дивное! Что это за игрушки у вас в руках? А как появились они у вас?

(У меня Барби. Это моя любимая кукла.

Это Русалка. Она живёт в море.

А у меня Кен-друг Барби.

А это кукла Винкс. Я люблю смотреть мультфильмы про Винкс.).

Хозяюшка:

-Что могут делать современные игрушки?

(ходить, говорить, летать)

Хозяюшка:

-А вот в старину дети и мечтать не могли о таких чудесах. Давайте посадим ваших кукол вот на этот сундучок. (Дети сажают кукол.)

Хозяюшка:

- Посмотрите, и у меня есть игрушки. (Обращает внимание на выставку народных игрушек.)

- Отгадайте загадку об одной из них:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская – (Матрёшка)

Хозяюшка:

- Правильно. Это наша русская знаменитая матрёшка. Когда мастер сделал свою первую игрушку, он воскликнул: «Хороша Матрёна!». Так появилось название – матрёшка.

- Чем интересна эта игрушка?

(Матрёшка – русская деревянная кукла, внутри которой находятся такие же матрёшки, только меньшего размера. Состоят они из двух частей. Расписаны, могут быть разной росписью.) Если дети затрудняются с ответом, отвечает второй воспитатель.

Хозяюшка:

-А какие ещё игрушки вам знакомы?

(Дымковская игрушка.)

Хозяюшка:

-Почему игрушка могла получить такое название?

(Игрушку называют «дымковской» по месту её проживания – села Дымково. Её делают из глины и обжигают. В росписи используют круги, прямые и волнистые линии.)

Хозяюшка берёт абашевскую свистульку и свистит.

- Что это такое?

(Это свистулька –абашевская игрушка. Из села Абашево Пензенской области. Там делают игрушки в виде птиц, животных и людей. Покрывают масляными красками. Используют красный, зелёный и синие цвета.)

Второй педагог:

-Затем отдельные части – рога, уши, копыта, оборки, ожерелья «оживляются» серебряной или золотой краской. Для детей не было большей радости, чем посвистеть в расписную свистульку.

Хозяюшка раздаёт свистульки детям и предлагает посвистеть. Дети свистят и ставят игрушки на место.

Хозяюшка берёт в руки игрушку-забаву «Медведи- кузнецы», двигает планки в разные стороны и медведи начинают ударять поочерёдно по наковальне.

-Посмотрите, у этой игрушки есть привлекательная особенность, какая? (Фигурки двигаются)

- Да медведи заняты работой. Игрушка оживает от передвижения планочек в стороны. А что они делают? (Поочерёдно бьют по наковальне молоточками)

- Как бы вы назвали эту игрушку? (Кузнецы).

- Эта игрушка называется «Медведи-кузнецы» А где вы ещё слышали про профессию кузнеца?

(В нашем городе раньше тоже было много кузнецов, поэтому его назвали - Кузнецк)

Хозяюшка даёт детям поиграть игрушкой.

Хозяюшка:

-Это не простые игрушки, а игрушки – народные. Почему их так называют?

(Эти игрушки делают своими руками.)

-Да, их не покупали, а родители сами их мастерили в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям и продавали их на ярмарках.

Эти игрушки нынче в гости к нам пришли.

Чтоб поведать нам секреты дивной красоты.

Чтоб ввести нас в мир добра -

Чтоб сказать, что есть в России чудо мастера!

Все игрушки делались из разного материала.

Игра «Из чего сделана игрушка?»

- Матрёшка сделана из чего?

(Из дерева)

- Она какая?

(Деревянная)

-Если куклу делали из глины?

(Глиняная)

- Из соломы?

(Соломенная)

- Из бумаги?

(Бумажная)

-А если сделана из лоскутков, значит это какая кукла

(Лоскутная.)

- И у меня сохранились такие игрушки – лоскутные куколки. Эти куклы хранились в корзине или ларчиках и передавались из поколения в поколение. Проходите, пожалуйста за стол, я вам их покажу.

Дети садятся за стол.

Хозяюшка:

- Как много у меня разных куколок в корзинке. Посмотрите на эту.

Достаёт куклу Пеленашку.

(Нам эта кукла знакома. Её зовут Пеленашка. Она свёрнута в маленький кулёчек. Такой куколкой не играли, её клали в колыбельку детям, чтобы они крепко спали и не болели.)

Если дети затрудняются ответить, помогает второй педагог.

Хозяюшка показывает куклу Ангелочка

- А эту необычную куколку, знаете, как зовут?

(Это Ангелочек. Он воздушный, лёгкий. У него есть крылышки. Его дарят на именины.)

Хозяюшка достаёт кукол Неразлучников

- Посмотрите, какие необычные куколки. А чем они отличаются от других?

(Две куколки соединены одной рукой.)

- А как бы вы их назвали? (Ответы детей)

Второй педагог:

- Это Неразлучники. Их две и разделить их нельзя. Они были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Из какого материала они изготовлены? (Они сделаны из пряжи.)

Хозяюшка достаёт куклу Травницу.

- У меня есть ещё одна кукла - Травница. А как вы думаете, почему её так называют? (Ответы детей.)

Она наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить и по комнате разнесётся травяной дух. Травница следила за тем, чтобы болезни не проникали в дом.

Даёт детям потрогать куколку.

- А моя корзиночка пустая или нет? Здесь что-то ещё есть.

Хозяюшка звонит куклой колокольчиком, не показывая куколку.

- Что это такое?

(Колокольчик.)

- Да это моя любимая кукла. Кукла – колокольчик. Послушайте, как она звучит. Она сделана из лоскутков, значит она какая? (лоскутная)

- Обратите внимания, сколько лоскутов использовали для её изготовления?

(Один лоскут – кофта и три юбки)

Хозяюшка:

-У куклы три юбки, конечно для счастья!

Чтоб нас обходили любые напасти!

Кукла – колокольчик для добрых вестей!

Приносит в дом радость и море затей!

И правда, как услышишь звон колокольчика, и настроение поднимается, и поиграть хочется.

Звучит аудиозапись народной игры «У Маланьи у старушки» (музыка с текстом, дети сидят за столом и действуют по тексту, в конце слов показывают движения, как наматывать клубок ниток, вращения кистей рук)

(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)

У Маланьи у старушки

(Сложить руки углом, показать избушку.)

Жили в маленькой избушке

(Показать семь пальцев.)

Семь сыновей,

(Очертить брови пальцами.)

Все без бровей,

(Растопыренные ладони поднести к ушам.)

Вот с такими ушами,

(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)

Вот с такими носами

(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)

Вот с такими усами,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой головой,

(Показать руками большую окладистую бороду.)

Вот с такой бородой!

(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)

Они не пили, не ели,

(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)

На Маланью все глядели,

( Дети показывают загаданные действия: вяжут, мотают клубочек и т. д.)

И все делали вот так---

Хозяюшка:

- У вас прибавилось настроения (Да.)

- А не хотите, ли поделиться своим настроением с другими, сделать куколки-колокольчики?

Воспитатель:

- А вы нам поможете?

Хозяюшка:

- Коль хотите научиться эту куклу мастерить, вам придётся не лениться и старанье приложить. Хозяюшка берёт сундучок.

- Сундучок мой, сундучок!

Приоткрой нам свой бочок!

Кто запомнил заветные слова?

Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

Все вместе проговаривают заветные слова

Хозяюшка открывает сундучок

- Посмотрите, здесь всё есть для работы (показывает, дети называют)

(Ниточки, тесёмки, лоскутки)

- Какой формы лоскутки?

(Квадратные и круглые.)

- Что можно сказать о круглых лоскутках?

(Они разного цвета и размера.)

- Нам следует разложить круги по размеру. Кто подскажет, как это сделать?

(Сначала возьмём самый большой, затем, поменьше, ещё меньше, ещё меньше и самый маленький.)

Дети выкладывают сериационный ряд из тканевых кругов (5шт)

Хозяюшка:

- В моём сундучке ещё что-то есть. Достаёт схемы изготовления куклы - «Колокольчик».

- Карточки. Что они обозначают?

(Это карточки – подсказки).

- Правильно, они указывают с чего начать и как продолжить.

Рассматривают, обсуждают последовательность работы

Хозяюшка:

- Выбирайте лоскутки, ниточки и начнём с головы куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Возьмите самый большой круг, на него в середину положите круг поменьше, маленький круг кладём на середину второго круга. Теперь осторожно переворачиваем круги так, чтобы сверху оказался большой круг. Положите шарик на середину большого лоскутка. Набивку обтягиваем и туго перевязываем ниткой. У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берём белый лоскуток прямоугольной формы. В середину кладём то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем. Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой. На голову кукле повязываем платок. А теперь прицепляем колокольчик. Всё, кукла готова.

Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.

Хозяюшка:

- Куклы просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Какие разные получились куколки, нет ни одной одинаковой. Каждая по - своему хороша. Это потому, что каждый из вас делал её своими руками, и второй такой быть не может. Позвените своими куклами «Колокольчиками», как радостно и весело становится на душе.

Дети звенят своими куклами.

- А у меня есть ещё один колокольчик. Достает колокольчик побольше.

- Послушайте, как он весело и звонко звенит, и играть зовёт. А я знаю одну интересную народную игру «Бубенцы». Хотите со мной поиграть? (Да)

Трынцы - брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

- Давайте выйдем на улицу и поиграем.

Публикации по теме:

Календарь народных тряпичных куколКалендарь народных тряпичных кукол Календарь народных тряпичных кукол Подготовила и выполнила: воспитатель МКДОУ д/с №13 «Искорка» группы №11 «Светлячки» Володина Александра.

Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы» Задачи: Обучающие: Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол-мотанок. Формирование представлений у.

Конспект открытого итогового занятия «В школу по дороге знаний» с детьми подготовительной группыКонспект открытого итогового занятия «В школу по дороге знаний» с детьми подготовительной группы Конспект открытого итогового занятия "В школу по дороге знаний"с детьми подготовительной группы. Интеграция образовательных областей:.

Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в мир сказок К. И. Чуковского» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок К. И. Чуковского». Учитель.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы «Россия — Родина моя»Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы «Россия — Родина моя» Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы Тема: Россия - Родина моя Задачи: -закрепить знания детей о России,.

Конспект открытого занятия по москвоведению для детей подготовительной группы «Путешествие по городу»Конспект открытого занятия по москвоведению для детей подготовительной группы «Путешествие по городу» Ход занятия. Здравствуйте, ребята, здравствуйте дорогие наши гости. Сегодня мы с вами посетим самые красивые места нашего города, может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «Тайны тряпичных кукол»
Опубликовано: 2 сентября 2024 в 21:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «Тайны тряпичных кукол»» (включая файлы) размещена пользователем Мыльникова Лилия (УИ 3454645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД