Юлия Федулова
Конспект открытого занятия «Детские домашние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
(разработано педагогом дополнительного образования Федуловой Ю. В)
Цель: Познакомить воспитанников с домашними занятиями детей и на Руси.
Задачи:
- продолжать знакомить с русским кружевом – народным промыслом;
- закреплять знания о вологодском кружеве;
- знакомить с историей и традициями русского народа;
- учить понимать обряды и обычаи;
- воспитывать интерес к русским народным играм;
-воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями;
- способствовать развитию воображения, творческих способностей детей;
- приобщать детей к театральной культуре;
Публикация «Конспект открытого занятия „Детские домашние забавы“» размещена в разделах
- учить детей понимать чувства и настроение героев разыгрываемой сказки;
- осваивать способы их внешнего выражения.
Интегрируемые образовательные обрасти:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Театрализация», «Чтение художественной литературы». «Труд».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально- художественная, чтение.
Предварительная работа: работа педагога с детьми по изучению детского народного календаря; рассматривание иллюстраций и картин, рассказывающих о том, как жили наши предки; проведение занятий по теме «Кружево- народный промысел»,с просмотром видео материала о кружевоплетении, эпизодов из мультфильмов о кружевницах, чтение «Кружевных сказок» Е. Триновой ; создание выставки детских работ по теме.
Материал и оборудование:
- занятие проходит в мини-музее –«русская изба»: русская печь, скамейки;
- выставка кружевных изделий;
- картинки для работы по теме «Кружево»;
- наглядный дидактический материал- лоскутное панно «Круглый год» с набором карточек;
- ширма и фигурки для теневого театра;
- лоскутные хотьковские мячики по числу детей;
- магнитофон;
- солома или палочки, нитки.
Ход занятия:
Под русскую народную музыку в «избу» входят дети, их встречает Хозяйка.
1 .Рассказ педагога.
Ребята, март- первый весенний месяц в народной традиции связан с ожиданием весны, с её призывом. И как только наступал март- 1-го числа, была традиция мастерить куклу- «Мартиничку», которую носили как украшение до конца марта, а потом вешали на веточки кустов и деревьев. (мы с вами её делали в прошлом году). Одна куколка белая- это зима, вторая красная- весна, они связаны одной веревочкой, т. к. в марте зима и весна всё время «борются» друг с другом. Кому из них дальше властвовать. Давайте прикрепим следующую картинку к нашему календарю (картинка с изображением «Мартиничек») и позовем солнышко- игра «Солнышко».
2. Русская народная игра «Солнышко».
Солнышко, солнышко, Дети поднимают руки вверх, выполняя движение фонарики»
Выгляни в окошечко. Прикладывают ладони ко лбу.
Где твои детки? Вытягивают руки вперёд.
Сидят на скамейке, Складываются руки «полочкой» .
Камешки катают, Делают скользящие движения ладонями друг о друга.
За окно бросают. Имитируют бросок рукой.
3. Продолжение рассказа педагога
Март, хоть и первый весенний месяц, погода бывает самая непредсказуемая, поэтому частенько дети сидели по теплым избам и развлекали себя как могли. Они не скучали. Решили рассматривать морозные узоры на окне, ведь они никогда не повторяются.
Вопрос к детям: А, вы -ребята, какие узоры видите на морозном стекле?
(дети рассматривают узоры на картинках и говорят, кто что увидел)
Молодцы, очень интересные варианты.
Насмотрелись ребята морозных узоров, полюбовались, да и говорят : «Как же это узоры похожи на те, что матушка, да старшая сестрица на коклюшках плести умеют.» И станут дети рассматривать мамино рукоделие. И сколько же узоров может придумать мастерица или увидеть где-то.
Давайте вспомним, где же могла кружевница увидеть рисунки для своих работ.
Я буду читать стихотворение, а вы смотрите на картинки, как- будто это художница –кружевница их рассматривает.
(перед детьми на доске прикрепляются картинки с изображением одуванчика, волны, паутинки и т. д.)
Окружают меня кружева-
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне,
И узор на морозном окне.
Кружева - в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевная трава-
Кружева, кружева, кружева….
4. Дидактическая игра «Найди похожее».
Ребята! Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены кружевные изделия и постараемся увидеть в их узорах, те природные кружева, о которых я прочитала,и поместим их рядом друг с другом.
(Дети получают по одной картинке с изображением кружевного изделия). Они рассматривают картинки и по - одному подходят, и прикрепляют к доске, напротив картинки с природным узором (паутинкой, листком, морозным узором и т. д., которая им показалась более подходящей, более похожей).
Молодцы ребята, хорошо справились.
А когда устанут дети узоры рассматривать. Так игру затеют, да ещё со скороговорками, да и смотрят кто самый ловкий.
Давайте и мы поиграем.
5. Игры с лоскутными мячиками.
(дети берут из корзинки по одному мячику)
«Ловись рыбка» со скороговоркой.
Нил поймал линей. Дети проговаривают эту строчку стоя
с мячиками в руках.
Один мал, другой длинней. Дети подбрасывают мячи вверх. Первый
раз не высоко. Второй раз бросают
выше.
«Хватки».
Поднять руки с мячом повыше головы, выпустить и поймать на лету.
«Встреча»
Дети разбиваются по парам и становятся друг напротив друга на расстоянии 2-х метров.
По сигналу все одновременно прокатывают друг другу мячи, так, чтобы они встретились. Детям, чьи мячи встретились, ведущий дает фишку. Выигрывает пара, у которой больше всех фишек.
«Присядки»
Дети делятся на две группы и становятся в две колонны друг за другом. В каждой команде выбирается водящий, который будет бросать мяч всем игрокам команды, он становится перед всеми лицо к ним и по сигналу бросает мяч первому игроку. Тот ловит мяч и бросает обратно водящему, а сам после броска приседает. Так же делают все игроки. Когда присядет последний, водящий поднимает руку вверх. Выигрывает команда, которая закончит первой.
6. Теневой театр.
Молодцы, ребята, все оказались ловкими. Теперь можно и передохнуть, да сказку послушать и посмотреть. Только как же смотреть, если телевизора нет (Ведь в ту пору еще их не изобрели). И это не беда – можно натянуть ткань, поставить за неё свечу, вот тебе и экран и фигурки ходят по нему необычные, теневые. Ну, чем не театр.
А пока актеры готовятся, вы ребята отгадайте название сказки, которую мы сейчас увидим:
С пылу с жару из печи,
Ни минуты не молчит –
По тропинке катится
Подвигами хвалится.
(Колобок)
Разыгрывание сказки. Поклон. Аплодисменты.
7. Плетение салфетки с пением.
Хорошо в избе в непогожий день и играть, и сказки смотреть. А ещё можно и рукоделием заняться. Возьмут ребятишки свои работы, да ещё песню запоют, как матушка.
И мы, ребята, сейчас свои работы возьмём и дальше плести будем, да и песню для настроения споем.
(Детям раздаются работы- «Весеннее солнышко»).Ребята продолжают оплетать нитками «солнышко» дальше, напевая песню «Во кузнице». На магнитофоне фоном звучит эта песня в исполнении)
8. Итог.
Ребята, вам понравилось сегодня в нашей «избе»?
(ответы детей)
Как вы поняли, что дети делали дома в непогожие дни?
(ответы детей)
Как называются круглые палочки, к которым привязываются нити, для плетения кружева?
(ответы детей)
Как называют такой театр, сказку в котором мы сейчас смотрели?
(ответы детей)
Молодцы! Вы были сегодня внимательны, аккуратны, хорошо работали, замечательно играли и очень меня порадовали.
И мне хочется порадовать вас так же, как раньше радовали детей родители, угостить вас сахарным петушком на палочке.
(Дети получают корзиночку с петушками, с которыми возвращаются в группу).