Получи документы

Конспект открытого занятия «Ой, вы гости-господа!» (1 фото)

Ирина Шляпкина
Конспект открытого занятия «Ой, вы гости-господа!»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Медвежонок» МО «Барышский район» Ульяновской области

Познавательное занятие

в подготовительной группе

«Ой, вы гости-господа

Воспитатель Шляпкина Ирина Анатольевна

2014 год

Программное содержание:

1. развивать нравственно-духовные ценности у ребенка.

2. формировать интерес детей к укладу жизни русского народа: культурные традиции приема и угощения гостей, оформление внутреннего убранства русской избы, народный обрядовый фольклор.

Публикация «Конспект открытого занятия „Ой, вы гости-господа!“» размещена в разделах

3. развивать у детей интерес и любовь к фольклору, желание использовать его в своей речи. Упражнять детей в ведении диалога: учить поддерживать беседу, задавать вопросы и правильно (по форме и содержанию) отвечать на них

4. воспитывать радушие, гостеприимство; упражнять в культуре поведения в гостях и за столом.

5. активизировать словарь: изба, красный угол, порог.

Материал и оборудование: оформление комнаты в стиле русской избы, народные костюмы, стол с угощениями.

Литературный ряд: потешки, поговорки, русская народная сказка «Каша из топора»

Музыкальный ряд: танец с платками, народные песни в исполнении Н. Кадышевой

Ход занятия:

Воспитатель (В.) : Здравствуйте, ребята! Скажите, вы любите ходить в гости? Часто ли вас приглашают? Сладко ли угощают? А как вести себя надо в гостях, вы знаете? Сегодня мы с вами отправимся в гости к Дусе. У неё дома всё устроено так, как было во времена ваших прапрадедушек и прапрабабушек, и мы узнаем, как жили тогда люди, как они встречали гостей.

Воспитатель: мы с вами подошли к воротам дома Дуси, но хозяйка ещё не знает, что мы пришли. Что же нам делать?

Дети (Д.) : Постучаться! Позвать её!

В. : А как же мы её позовем?

Д. : Дома ли хозяйка? (стучать в «ворота»)

В. : А вдруг она к нам не выйдет, ведь мы гости незваные, а «незваный гость хуже татарина», говорят.

Д. : Конечно, она к нам выйдет, ведь когда гости приходят, становиться весело, радостно.

В. : И действительно, в давние времена любой человек мог, придя в деревню, гостить в ней три дня. Гости всегда были рады. Как встречали гостей?

Д. : Говорили: «Пошли Бог гостей и хозяин будет сытей», «Гость в дом, Бог в дом». Верили, что вместе с гостями в дом приходит счастливая доля.

В. : А вот сама хозяюшка выходит к нам, кланяется.

Дуся: «Нежданный гость у нас лучше жданных двух!» Здравствуйте, гости добрые!

В. : Дети, Дуся с нами поздоровалась. Чего она нам пожелал?

Д. : Здоровья!

В. : Здоровье- самое дорогое, что есть у человека, вот почему это наиболее частое приветствие. И мы с вами, чтобы показать, что хотим принести в дом Дусе счастливую долю, должны пожелать хозяйке здоровья, счастья, богатства.

Д. : Здоровенько ли живете, все ли можете с. Хозяюшка помогай вам Бог.

В. : Хлеб да соль.

Дуся: А откуда вы сами то будете, гости дорогие?

Д. : Дети мы пришли из детского сада.

Дети представляются Дусе по имени и отчеству.

Дуся приветствуя каждого, кланяется прижимая правую руку к сердцу и сопровождая поклон традиционными словами: «Права рука, лево сердце». Затем всех приглашает войти в дом «Милости просим, гостите-жалуйте». Дети проходят через «ворота, останавливается у порога дома.

В. : Вот ещё одна преграда на нашем пути. Что это такое: «Маленький мальчик всем под ноги смотрит?»

Д. : Порог.

В. : Раньше через порог не здоровались. А коль засидится добрый молодец на пороге в шутку говорили: «Не сиди, Вань, - от тебя все невесты убегут!»

В. : Перешагнем порог – в доме окажемся. Раньше входя в дом, кланялись три раза. Первый раз - иконам, которые освящают дом, второй раз – хозяину, что сидит за столом, третий раз- хозяйке, что хлопочет у печи. Хозяйка проводив гостя в дом, считается его посадить на лучшее место, угостить повкуснее хоть и говорят: «Не дорога гостьба, дорога дружба». Вот и Дуся приглашает нас сесть.

Дуся: «Садитесь, садитесь. За постой деньги платят, а посиделки даром. В ногах правды нет.»

В. : Раньше говорили: «Каков гость, таково ему и угощение.» А про какое угощение говорится в загадке: «Черна мала крошка. Соберут немножко, в воде поварят. Ребята съедят?»

Д. : Каша.

В. : А какую кашу вы больше всего любите?

Д. : овсяную, гречневую, пшенную и т. д.

В. : Раньше каша была одним из основных кушаний на крестьянском столе: «Щи да каша-пища наша», «Всякая каша за себя постоять может», т. е. каждая по своему хороша. Раньше каши готовили и когда гостей встречали и на праздники, на свадьбу, крестины, Рождество. Но Дуся хочет вас рассказать сегодня о необычайной каше – каше из топора.

«Танец с платками»

В. : Пришел солдат в село на квартиру

Солдат: Дома ли хозяюшка? Здоровенько живете! Хлеб да соль вам! Пустите меня день дневать, да ночь ночевать.

В. : Услыхала это хозяйка, заохала: не пустить- в деревне дурна я слава пойдет, пустить -жалко угостить. Была она жадная до своего добра. Попрятала всё, что в доме было съестного, а сама решила глухой притворится и дверь отварила.

Солдат входит в избу :Дай-ка мне, хозяюшка чего-нибудь поесть.

Хозяйка: Вон там родимый, на гвоздике повесь

Солдат: Аль что голоден гость не чуешь?

Хозяйка: Где хочешь там и заночуешь.

Солдат: Коль нечего на стол поставить так может топор съесть? Давай топор, я из топора сварю кашу.

В. : Что за диво! – думает старуха- «Дай-ка посмотрю, как он кашу из топора варит.» Принесла топор. Солдат положил топор в горшок, налил туда воды, поставил в печь и давай варить.

В. : Варил, варил, попробовал.

Солдат: всем бы кашица взяла, только бы крупы подсыпать.

В. : Баба принесла крупы.

Далее точно так же проигрывается действие с молоком, маслом. Когда каша «сварена» горшок достают из печи ухватом и ставят на стол.

Солдат: Ну, старуха, давай теперь хлеба и соли, берись за ложку: станем кашицу есть.

В. : Похлебали вдвоем кашицу. Хозяйке всё любопытно - когда топор есть будем.

Солдат: (ткнув ложкой в топор) ещё не доварился, сама завтра довари.

В. : Вот так солдат и сам наелся и хозяйку накормил, гостей принимать научил. В деревне говорили : «Что в печи- всё на стол мечи,»- для гостей ничего не жалели. Вот и Дуся вас за стол приглашает.

Дуся: пойдемте хлеба-соли покушать, лебедя порушить, пирогов отведать. Гостюшки-голубушки! Покидайте-ка лавочки, умывайте-ка рученьки, не всякого по имени, а всякому челом бью, хлебом да солью, да третьей любовью.

В. : Дети, расскажите, о традиционных правилах поведения за столом.

Д. : Раньше стол называли «Божья ладонь» (подает нам дар) или «Сердце матери» (заботится обо всех, старается напоить и накормить)

В. : но если стол как сердце матери, можно ли его обижать? А что надо делать, чтобы его не обижать?

Д. : за столом сидеть спокойно, не шуметь, не собираться. Нельзя стучать по столу ложкой или рукой, класть локти на стол, болтать ногами, ругать еду, которую подает хозяйка на стол. Даже невкусное блюдо, если его похвалить станет от этого вкуснее. В старину если роняли кусочек хлеба, то просили у него прощения и целовали. Нельзя было разбрасывать недоеденные куски - они будут сохнуть и «сушить» (забирать силу у того, кто хлеб не доел). Потому говорили, что «человек с последним куском оставил свою силу». Ели раньше из общей миски. Каждый брал угощение в свой черед, по старшинству- верили, что это приведет к миру и согласию в доме.

В. : а какое угощение у Дуси на столе?

Д. : ЧАЙ, ПРЯНИКИ, СУШКИ.

Чаепитие.

В. : раньше у русских людей была своя «чайная церемония». Застав хозяев за чаем, гость обязательно говорил : «Чай, да сахар вам!» Чтобы чай и сахар всегда были в доме, ведь раньше они стоили дорого. Хозяева за столом считали своим долгом, угощая гостя уговорить его отведать каждого блюда. Они так часто говорили: «ну пробуйте, не откажите в милости!», что такое угощение называли «понукой».

вы будете пить чай, а мы с Дусей будем вас «понукать»

В. : Погостили мы с вами у Дуси, но как говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!» пора нам в обратный путь, а хозяюшке желаем быть счастливой. «Благодарствуем тебе на хлебе, на соли. Дай тебе Дусенька, с нашей руки, да куль муки»

Дуся: «Конного гостя провожают до коня, а пешего гостя провожают до ворот»

В:. Раньше прощание было долгим: хозяева благодарили гостей, что они их повеселили, навестили, не забыли, а гости благодарили хозяев за угощение, желали им и впредь жить счастливо.

Конспект открытого занятия «Ой, вы гости-господа!»

Дуся: На свиданье прощаемся. Хлеб да соль вам. В долгий век и добрый час. Путь вам чистый.

Дети: Счастливо, Дусенька, оставайся!

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по РЭМП во 2 младшей группе (для детей с ЗПР, ЗРР; с подробным анализом занятия).Конспект открытого занятия по РЭМП во 2 младшей группе (для детей с ЗПР, ЗРР; с подробным анализом занятия). Конспект занятия с подробным анализом по развитию элементарных математических представлений во 2 младшей группе (для детей с ЗПР, ЗРР)Данное.

Конспект занятия открытого занятия в старшей группе «Свистелочка и Шипелочка в гостях у ребят» ТЕМА: «Свистелочка» и «Шипелочка» в гостях у ребят. ЦЕЛЬ: Дефференциация звуков (С-Ш) в связной речи. ЗАДАЧИ: Образовательные: -Учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Ой, вы гости-господа!»
Опубликовано: 8 мая 2015 в 22:52
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия «Ой, вы гости-господа!»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шляпкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД