Татьяна Яхункина
Конспект открытого занятия «Чудо-нос» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Родничок»
Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: «Чудо-нос»
(подготовительная к школе группа)
учитель-логопед: Яхункина Т. В.
Цель: Знакомство со строением и функциями органов дыхания человека.
Задачи:
Познакомить с ролью воздуха.
Публикация «Конспект открытого занятия „Чудо-нос“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Учить находить отличия физиологического и речевого дыхания.
Учить различать запахи, узнавать знакомые, наслаждаться ароматом. Совершенствовать навыки построения сложного предложения.
Развивать речевую активность, диалогическую речь.
Уточнять и расширять словарный запас детей.
Развивать речевое дыхание.
Воспитывать самоконтроль за речью, умение работать в коллективе.
Формировать познавательный интерес
Материалы и оборудование: Ноутбук, экран, проектор, видеоматериал по теме «Органы дыхания», целлофановые пакеты, комочки бумаги, предметы для различения запаха, сундучок с носами разной формы.
Предварительная работа: разгадывание загадок, дидактическая игра «Чей нос», беседа о значении дыхания для речи.
Словарная работа: комплимент, ротовое дыхание, носовое дыхание, виртуальное путешествие.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1.1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и скажем комплимент (Дети, поворачиваясь друг другу, здороваются и говорят приятные слова, а теперь поздороваемся с нашими гостями и тоже скажем им комплимент.
1.2. Заинтересовывающий момент.
Логопед: Дети, скажите, а что такое загадка?
Дети: Краткое описание предмета, которое нужно отгадать.
Логопед: Вы любите их разгадывать?
Вот и сегодня наше занятие я хочу начать с загадки, а вы попробуйте её отгадать:
Вот гора, а у горы —
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
Ответы детей.
У меня и подсказка есть. (В сундучке лежат разные носы). Сейчас узнаем, правильно мы отгадали загадку или нет. (Открываю сундучок).
Дети. Нос.
Логопед: Правильно, это нос.
II. Основная часть.
2.1. Введение в тему.
Логопед: А давайте-ка мы сейчас с вами превратимся в крошечных человечков и отправимся в виртуальное путешествие по нашим органам дыхания вместе с Адибу и его друзьями, героями очень интересного и познавательного мультфильма. Готовы? Тогда вперед! (на экране появляется видео из мультфильма).
2.2. Знакомство с носовой полостью и ее значением.
Логопед: Ребята, куда мы с вами попали?
Дети: В нос.
Логопед: А вы знаете, что многие считают, что нос – это просто украшение на лице. Вы тоже так думаете? Для чего нам нужен нос?
Дети: Для того, чтобы дышать.
Логопед: Правильно, для дыхания.
Ребята, обратите внимание на экран (появляются птицы и животные с разными носами). Давайте подумаем и скажем, у птиц (журавля и аиста) нос – это что?
Дети: Длинный клюв. (фото № 1)
Логопед: У слона? (гибкий хобот) - (фото № 2);
у свиньи? - круглый пятачок (фото № 3);
И хотя носы у всех разные, но на самом деле – даже самый маленький нос – очень важная часть тела. Носом мы дышим.
Ну что, продолжим путешествие?
Далее на экране появляется изображение строения носа. (Видео №2)
Итак, нос человека имеет два отверстия, которые называются – ноздри, а вот эти извилины – носовые ходы. Знаете, для чего они нужны? Они, как печка, проходя через них, воздух согревается. В носу есть волоски. Они задерживают пыль и микробы, чтобы они не попали в легкие. А еще в носу есть слизь. К ней пыль и микробы приклеиваются и погибают. А что же мы вдыхаем нашим носом?
Дети. Мы вдыхаем воздух.
2.3. Свойства дыхания.
Давайте спокойно подышим через нос: вдох – выдох, вдох – выдох.
Такое дыхание называется физиологическое (естественное, мы спокойно дышим носом. Так мы дышим во время прогулки, во время сна, когда смотрим телевизор, когда молчим.
А кроме носа, чем ещё мы можем дышать?
Дети: Ртом.
Логопед: Правильно, еще мы можем делать вдох ртом. А что еще мы делаем ртом? (Произносим звуки, разговариваем). Так вот во время разговора у нас другое дыхание – речевое. Все слова человек произносит на выдохе, для этого необходим быстрый расслабленный вдох ртом и плавный выдох, чтобы речь была понятной для других людей.
Ребята, а как вы думаете, больше воздуха мы вдыхаем ртом или носом?
Сейчас я вам предлагаю провести небольшой эксперимент: (на столе ёмкость с подкрашенной водой, кружка и бутылка) отверстие кружки – это рот, а отверстие бутылки – это нос. По команде раз-два-три, набираем одним погружением воду в предложенные емкости.
Вывод детей: Вдох через рот более полный, объемный и быстрый, чем через нос.
Логопед: А теперь положите себе руку себе на грудь и подышите. Чувствуете, как рука поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Вдыхаем мы хороший воздух (кислород, а выдыхаем – плохой (углекислый газ).
Продолжаем путешествие с Адибу и его командой (смотрим видео о попадании воздуха в легкие).
Так мы с вами дышим всю жизнь. Воздух нам нужен для жизни.
А хотите узнать, много ли воздуха в наших легких? (Логопед раздает пакеты.) Давайте представим, что пакетик – это наши легкие, и посмотрим, как они работают – делаем вдох носом, а выдох ртом в пакет. Наш нос, как насос, он сначала собирает воздух в легкие, а потом выдувает. Итак, вдохнули носом, ртом выдохнули в пакет – зажимаем пакет руками, и смотрим, сколько воздуха в пакете у каждого из нас? (Вот сколько.) Попробуйте закрыть нос и рот и не дышать? Что вы почувствовали? (Это трудно и невозможно.)
Вызвать ребенка и попросить задержать дыхание, а остальные дети считают, насколько долго задержал ребенок дыхание.
Вывод: не сможет человек прожить без дыхания.
Логопед: Мы сейчас с вами узнаем, у кого из нас самые сильные легкие? (раздать детям листы бумаги, дети делают из нее комочки.)
Положите комочки бумаги себе на ладошки. Давайте подуем на них и посмотрим, чей комочек улетит дальше. Вот какие у нас сильные легкие! Молодцы!
Давайте с вами подумаем, какой воздух нужен человеку: чистый, свежий, как на улице, или такой, как в помещении? Если в помещении находится много людей долгое время, то скапливается плохой воздух – углекислый газ и людям становится трудно дышать. Как мы тогда говорим? (Стало душно.) А что нужно сделать, чтобы воздух в помещении снова стал свежим? (Нужно проветрить, открыть окно.) А каким воздухом приятнее дышать? (Свежим.) Вы совершенно правы, ребята. Для жизни человеку нужен чистый, свежий воздух, в нем приятней находиться, - спать, играть, им легче и приятнее дышать.
Логопед: Знаете, ребята, что вместе с воздухом мы можем вдохнуть микробы. Что же тогда с нами может произойти? (Мы можем заболеть.)
НОСИК ПЛАЧЕТ.
Носик плачет – простудился,
Я его не доглядел:
Если носик раскраснелся –
Значит, носик заболел.
Сам лечить его не стану.
Попрошу об этом маму.
Носик капельки попьёт –
Насморк быстренько пройдёт;
А пока дружочек –
Получи платочек!
А чтобы этого не произошло, мы должны дышать носом, особенно на улице. Как вы думаете, почему? (Потому что нос задерживает микробы, не пускает их в организм и согревает воздух.) Скажите, а мы с вами можем помочь носу? (можем.) А как? (Можно сделать массаж.) Давайте сделаем массаж носа (точечный массаж.) Если мы будем делать его постоянно, то не будем болеть. Но кроме этого, нужно закалять свой организм.
2.4. Скажите, пожалуйста, а для чего еще, кроме дыхания нужен нос?
Дети: Нюхать, различать запахи.
В носу есть нервные окончания, которые нам в этом помогают. Есть запахи, которые нам нравятся, и есть, те, которые не нравятся. (Дети называют.)
Сейчас мы поиграем в игру «Узнай по запаху».
Игра «Узнай по запаху».
На столе апельсин, чеснок, яблоко, укроп, ваниль. Дети с завязанными глазами угадывают, что перед ними.
3. Подведение итога.
Наше путешествие заканчивается, пришла пора возвращаться в детский сад.
(Видео из мультфильма Адибу – возвращение на Землю)
Логопед: Ребята, напомните мне, где мы были? Давайте вдохнем воздух. Куда он попал? (В нос.) Куда он опустился? (В горло.) А потом? (В легкие.)
Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чем запомнилось наше занятие?
Дети отвечают, составляя полные предложения.
А на память о нашем путешествии Адибу передал вам сюрприз.
(В сундучке вместо носов лежат мыльные пузыри)