Ирина Викторовна Валл
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе «Склонение имён прилагательных женского рода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Склонение имён прилагательных женского рода»
Задачи урока
•формировать навык грамотного письма безударных падежных окончаний прилагательных женского рода;
•продолжить закрепление навыка грамотного письма ранее изученных орфограмм;
•формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
•совершенствовать умения писать безударные окончания имён прилагательных женского рода интересная летняя (экскурсия);
•развивать устную и письменную речь учащихся;
•воспитывать чувство патриотизма и любви к своему городу.
Публикация «Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе „Склонение имён прилагательных женского рода“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основные понятия: Склонение имён прилагательных женского рода; безударные окончания имён прилагательных женского рода
Современные образовательные технологии.
Методы и приёмы. Здоровьесберегающая технология
Электронный образовательный ресурс
Технология сотрудничества
Технология уровневой дифференциации обучения
Игровые технологии
Интерактивный метод обучения; словесные, наглядные методы.
Приё мы: беседа, тексты, работа с интерактивной доской, физминутка.
Организация пространства Работа групповая, индивидуальная
Ресурсы Интерактивная доска, компьютер.
Презентация к уроку «г. Отрадный».
Видео «Экскурсия по городу Отрадному».
Карточка для работы индивидуально.
Заранее готовится сценка из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Этапы урока Формируемые
УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
1. Орг. момент Регулятивные:
формирование способности к организации своей деятельности Руки на месте,
Ноги на месте,
Локти украли,
Спина прямая. Настраивается на активную работу на уроке.
2. Орфографическая минутка Словарная работа. Работа
по рядам. Регулятивные:
формирование способности к организации своей деятельности
У существительных подчас,
Не жизнь, а просто скука
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее будет жить:
Вот громкий стук,
Вот синий шар
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная речь.
- Ребята как называются слова, которые могут развеселить им. существительные?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
- По каким грамматическим признакам видна эта связь?
- Если окончание у имени прилагательного безударное, то как его можно проверить?
- Докажите это на примерах.
На доске: В. черн. зв. зда, грус. ная к. ртина, м. рск. г. ла. ь, зимн. ска. ка.
- Что объединяет все словосочетания?
Слушают стихотворение и называют: «Имена прилагательные»
Аргументировано отвечают на вопросы, используя имеющиеся знания.
Выполняют задание комментировано.
Отвечают: Все они ж. р.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы.
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. - Какой части речи посвящена тема сегодняшнего урока? (имя прилагательное)
- Тема сегодняшнего урока : «Склонение имён прилагательных женского рода».
- А с какой целью мы будем склонять прилагательные женского рода? Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
III. Поиск решения. Открытие нового знания (Приложение 1)
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы,
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Вводная беседа перед просмотром видео.
Ребята как называется город, в котором мы живём?
За окном зима, трескучие морозы. А я вас приглашаю на летнюю экскурсию по нашему городу.
Интересно вам посмотреть на наш город с высоты птичьего полёта? Внимательно слушают учителя, смотрят видео о городе Отрадный
IV. Первичное применение знаний. Склонение словосочетания «интересная летняя экскурсия».
Работа на интерактивной доске.
Составление схемы-опоры
Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска; моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: планирование своих действий. Словосочетание интересная лет-няя экскурсия. Понаблюдаем за окончаниями прилагательных при склонении словосочетания.
На доске:
И. п. какая? интересн. летн. экскурсия
Р. п. какой? интересн. летн. экскурсии
Д. п. какой? интересн. летн. экскурсии
В. п. какую? интересн. летн. экскурсию
Т. п. какой? интересн. летн. экскурсией
П. п. о какой? интересн. летн. экскурсии
Прилагательные каких падежей отвечают на один и тот же вопрос? Какие они имеют окончания?
На доске (составление опоры) :
И. п. какая? -ая, -яя.
В. п. какую? -ую, -юю.
Р. п.
Д. п. какой? -ой, -ей.
Т. п.
П. п. Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.
Составляют схему-опору правильного написания окончаний прилагательных.
V. Физкультминутка Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья Владеют разными видами движения.
Выполняют движения пластично и выразительно.
VI. Закрепление навыка правильного написания прилагательных (Приложение 2) Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, вы-движение гипотез и обоснование; создание алгоритма деятельности.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Назовите места, которые вы виде-ли во время экскурсии?
Назовите, что вы видите на фотографиях презентации.
Доска – слайды площади, улицы, аллеи, библиотеки:
Площ. ь ул. ца а. ея б. бл. тека
Подберите к существительным, подходящие по смыслу прилага-тельные. Под существительными появляются имена прилагательные с мягкой и твё рдой основой:
городск.. летн.. липов.. школьн. .
главн.. красив.. тенист..
Запишем словосочетания с этими именами прилагательными в тех падежах, которые указаны на дос-ке. У прилагательных выделяем окончания. Можно использовать предлоги.
Д. п. В. п. Т. п. П. п.
А теперь составьте предложение с любым из этих словосочетаний о нашем городе (устно). Запишем самые удачные 2 – 3 предложения. Высказывания обучающихся.
Дети называют прилагательные
Записывают словосочетания с прилагательными, указанными на доске, выделяют окончания.
Составляют в устной форме предложения. Записывают 2 – 3 предложения.
VII. Поход в библиотеку.
Работа с карточкой (Приложение 3)
Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска; моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: планирование своих действий. А ребята нашей школы писали сочинение к юбилею города и да-же издали книгу «Мои школьные ступеньки».
Они есть в библиотеке. Их можно взять и прочитать. Давайте и мы заглянем в библиотеку и полистаем страницы старинных книг. Вот, например, «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Герои этой комедии, пришли к нам сегодня на урок. (Заходят в класс Учитель Правдин и Митрофанушка)
Учитель: Грамматика, что ж в ней вы знаете?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.
Учитель: Дверь, например, какое имя: существительна или прилагательна?
Митрофан: Дверь? Котора дверь?
Учитель: Котора дверь? Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Учитель: Почему ж?
Митрофан: Потому что она прило-жена к своему месту. Вот у чулана места неделя дверь стоит, ещё не навешана: так та покамест сущест-вительна.
Учитель: Да. В грамматике он силён!
- Ребята, согласны ли вы с Митро-фанушкой?
- Какая часть речи дверь? Почему?
Учитель: Да ваши ребята хорошо знают грамматику. Я думаю, они смогут выполнить вот это задание (Отдаёт мне конверт с заданием)
– Ребята, вы получаете задание. Его нужно выполнить.
Карточка.
Задание: Вставить попущенные орфограммы. Определить падеж у имён прилагательных ж. р.
Помимо большой Ро…ии у каждо-го из нас есть своя мал… родина – то место, где родился и вырос человек. Для меня такое место – Отрадный симпатичный г. р. док, который окружает ж. вописн. пр. рода. У каждого жителя есть д. р. гое сер. цу м. стечко – заг. р. д-ный сквер, з. лён… ул. ца, тих… дворик. Для меня – это моя светл… школа.
Предложения в задании взяты из школьного сочинения Ибрянкина Ярослава, ученика школы № 10. Внимательно смотрят сценку, не отвлекаясь на посторонние предметы.
Дети грамматически верно строят предложения при ответе на вопросы.
Правильно вставляют пропущенные орфограммы.
Верно определяют падеж у имён прилагательных ж. р.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Регулятивные:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание. Давайте посмотрим, кто был самым внимательным на уроке.
С какой частью речи связано имя прилагательное?
Как проверить безударные падежные окончания имён прилагательных женского рода? Расскажите по опоре.
Ребята, вам понравился урок?
Мне тоже очень понравилось с вами работать. Идя на урок, я очень волновалась, но ваши уверенные ответы помогли мне с этим волнением справиться. Большое вам спасибо. Урок окончен. Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.