Приложение МААМ

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе

Котельникова Е В
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Предмет: Литературное чтение

Дата проведения урока: 15.11.24

Класс: 4-А

Тема урока: Резервный урок. Подготовка выставки книг Л. Толстого. Подготовка сообщения о книгах Л. Толстого (сказки, рассказы, были, басни)

Цели: Общеобразовательная: формировать интерес к чтению рассказов Л. Н. Толстого и умение самостоятельно читать. Развивающая: развивать речь, внимание, воображение, обогащать словарный запас и читательский опыт учащихся. Отрабатывать навык выразительности. Воспитательная: воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом; способствовать развитию доброго отношения к людям; воспитывать чувство дружбы, сопереживания.

Планируемые результаты:

Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л. Н. Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

 Личностные: понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, высказывать своё отношение к изучаемому материалу, формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие)

Метапредметные:   формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. (Регулятивные УУД).

Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределении ие обязанностей, составление плана совместных действии, умение договариваться о совместных действиях)  (Коммуникативные УУД).

Понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, тексте.  (Познавательные УУД).

Эпиграф на доске: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» Л. Н. Толстой.  

Выставка книг писателя.

Оборудование: ноутбук, телевизор, магнитная доска, выставка книг для детского чтения Л. Н. Толстого, карточки с вопросами, картинки по сказкам и рассказам.

I. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня у нас на уроке гости, поприветствуйте их, пожалуйста.

Итак, начинаем наш урок.

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого писателя, о котором мы сегодня поговорим.

«Чтоб поверить в добро, надо начать делать его». (слайд 2)

- О каком писателе идет речь, ребята, вы поймете прослушав стихотворение

Человек души большой

Лев Николаевич Толстой. (говорят дети)

Известный писатель талантлив от Бога.

Мудрый учитель с душой педагога.

Был генератором смелых идей.

Школу открыл для крестьянских детей.

Лев Николаевич – великий мыслитель.

Родоначальник, благотворитель.

Знатного рода, графских кровей.

Думал о бедах простых он людей.

После себя оставил наследие

Знания стали энциклопедией.

Труды его и опыт бесценный капитал.

Для многих поколений, фундаментом он стал.

Писатель знаменитый, и в 21 веке

Мы с гордостью расскажем об этом человеке! (слайд 3)

-Правильно, Л. Н. Толстой. Сегодня наш урок посвящен этому великому писателю  и удивительному человеку. С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям.

А теперь определим цель урока:(говорят дети)

- Узнать подробнее о жизни и творчестве писателя Л. Н. Толстого. Разобраться какие литературные жанры использовал писатель в своем творчестве.

Л. Н. Толстой -великий писатель, которого помнит и любит не одно поколение людей не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Книги Льва Николаевича Толстого читали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, эти книги читаете сейчас и вы, потом их читать будут ваши дети и внуки и учиться добру, любви, справедливости, уважению к взрослым.

Л. Н. Толстой прожил 82 года. Он умел разговаривать с детьми, знал много сказок. Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети. Полное собрание сочинений писателя составляет 90 томов. Его книги переведены на разные языки. Более 100лет читают их люди во всем мире.

Сегодня мы обобщим наши знания о его жизни и творчестве, вспомним произведения, которые читали, а также рассмотрим жанры, в которых работал писатель.

- Ребята, на уроках окружающего мира мы с вами составляли семейные древа, где вы представляли всех членов своей семьи. Такое же дерево есть и у литературы. Его корни уходят туда, где зарождались жанры литературы. Давайте с вами вспомним какие жанры литературы вам известны

(на доске открываю жанры)

(показываю дерево на доске)

Вот и творчество Л. Н. Толстого – можно сравнить с огромным деревом, где ветви дерева- это жанры, в которых он работал и создавал произведения и для детей и для взрослых. И сегодня нам с вами предстоит «собрать» дерево творчества Л. Н. Толстого. (мы будем вспоминать произведения, с которыми мы знакомились на уроках, или вы читали их сами)

Слайд 4 (показываю)

И этим деревом будет дуб, такой же как в Дуб в усадьбе «Ясная Поляна» Льва Толстого, который  растёт в мемориальном лесу Чепыж  примерно в 200 метрах от дома писателя. Дереву более 300 лет, оно посажено в то время, когда на свет появился Лев Толстой.  Высота дуба — 35 метров. В тени этого дуба отдыхал и сам писатель. Именно здесь пролегал один из любимых маршрутов прогулок Толстого. Дуб- любимое дерево Толстого.

В старших классах вы познакомитесь с романом «Война и мир», где Л. Н. Толстой именно этому дереву уделяет большое внимание.

слайд 5 – А теперь небольшая информация для вас

II. Работа по теме урока.

А сейчас мне бы хотелось проверить, как вы подготовилиси домашнее задание.

(Вы должны были повторить Биографию и произведения Л. Н. Толстого, с которыми мы познакомились с вами ранее)

Да, давайте, ребята, мы с вами вспомним некоторые моменты биографии Л. Н. Толстого.

1. Беседа по биографии писателя.

1)Родился Толстой в деревне Ясная Поляна под городом Тулой 9 сентября 1828 года в большой знатной дворянской семье. У него было три брата и сестра. (Рябухин Д.)

2)Детство будущего писателя прошло в Ясной Поляне. Он рано потерял родителей. Мама Лёвушки умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевшие дети переехали жить к тёте в Казань, где Лев Толстой прожил шесть лет. (Степаненко С.)

3)В 16 лет он поступил в Казанский университет, но через 3 года оставил учёбу. Молодому человеку хотелось испытать себя, проверить свою силу, храбрость. Он поступил на военную службу в армию, был участником обороны города Севастополя. За храбрость награжден орденом и медалями. (Синдеева А.)

4)Вернувшись обратно в Ясную Поляну писатель занялся устройством школ для крестьянских детей. Он открыл школу не только в Ясной Поляне, но и в соседних деревнях. (Диерова М.)

5)Лев Николаевич сам написал учебник, Азбуку, и сам учил ребят читать, писать, считать, рисовать. На переменах и после уроков учитель рассказывал ребятам что-нибудь интересное, играл с ними. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами. (Селиванов А.)

5)В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич сам начал писать рассказы и сказки, басни, были, пословицы и поговорки для детей. (Сулаймонова М.)

…Прошло уже более ста лет, но и сегодня взрослые и дети читают книги, написанные Толстым. Ребята, а вам нравятся произведения Льва Николаевича?

2.

Литературная викторина «Назови произведение»

-  Сейчас я проведу викторину по произведениям писателя. Ваша задача назвать произведение, отрывки из которых вы сейчас услышите и прикрепить листочек на ту ветку, к жанру которого относится данное произведение. Каждый ответ – это лист на наше дерево.

1) «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.» (рассказ Акула) (слайд 6)

2) «Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех» (рассказ Прыжок) (слайд 7)

3) «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: Сломайте! (Басня «Отец и сыновья») (слайд 8)

4) «Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение». (рассказ Лев и собачка.) (слайд 9)

5) «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла.» (Сказка. Три медведя.) (слайд 10)

6)  «Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс котёнка и уж больше не брал его с собой в поле». (быль Котёнок.) (слайд 11)

7) «Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила». (басня Муравей и голубка.) (слайд 12)

8.)Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла в зубах, то все расхохотались, она несла большую куклу» (рассказ «Пожарные собаки») (слайд 13)

9. «Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал. Маша втащила его в избу и они оба спрятались под лавку». (рассказ «Пожар»)

10.«Был Серёжа именинник и много ему разных подарков подарили: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтоб птиц ловить» (рассказ «Птичка») (слайд 14)

-Молодцы! Я вижу, что вы все знаете произведения Льва Толстого»

-Герои рассказов, которых мы с вами сей час вспомнили простые люди, крестьяне. Лев Николаевич всегда был дружен с крестьянами, любил крестьянский труд, помогал им заботиться об их детях. Писатель открыл для крестьянских детей школу, написал учебники и сам учил ребят.

-Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.

А теперь, давайте немного отдохнем.

III. Физкультминутка.

Физминутка

- Представим себя на палубе корабля во время качки (руки на поясе,

раскачиваться из стороны в сторону, движения выполняются под речёвку):

«Стало палубу качать, ноги к палубе прижать,

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем!» (К какому произведению подошла бы эта физминутка)

-Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Его произведения учат любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.

3. Игра «Загадки»

- Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них.  Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки. (прикрепляем на ветви).

Будете работать в парах (перед началом работы вспомним главные правила работы в парах)

1 группа

По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)

На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)

Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)

Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)

Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)

2 группа

У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)

Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)

Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)

Всякому мальчику по чуланчику. (Перчатка)

-И с эти заданием вы справились! Молодцы!»

4. Бюро находок

-На моем столе находятся предметы, которые принадлежали героям произведений Л. Н. Толстого. Назовите эти произведения.

- узелок (рассказ «Липунюшка») ;

- кувшин и камни (басня «Галка и кувшин») ;

- слива (рассказ «Косточка») ;

- грибы (быль «Девочка и грибы») ;

- кукла (рассказ «Пожарные собаки») ;

- шапка (быль «Филиппок») .

- Чему учат нас произведения Л. Н. Толстого? ( быть добрыми, отзывчивыми, дружными, преданными, честными, воспитанными, учат бережному отношению к природе, животным, избавится от лени и лжи)

-Все произведения поучительны, они воспитывают нравственные качества как в детях, так и во взрослых.

5. -А сейчас мы все вместе повторим наказы, которые Лев Толстой даёт нам, читателям в своих произведениях. Я вам буду говорить начало строки, а вы заканчивайте:

Лев Николаевич

Толстой

Любил детей он всей

душой

Учил он старших

уважать

Друзей своих

не предавать

А малышей

не обижать

Птиц и животных

защищать

Учил живое все

любить

Природу-матушку

хранить

И непременно добрым

быть

Чтобы желание

трудиться

Не позволяло нам

лениться

Не нужно жадным

быть

И всегда правду

говорить

 - «Ребята, вот мы с вами придумали стихотворение с наказами Л. Н. Толстого. Вам нравится?»

- «Толстой очень любил детей и переживал за них. Он хотел, чтобы они были образованными, воспитанными, хотел пробудить в них желание читать книги, потому что …»

Книга учит понимать,

Никогда не унывать.

Книга учит веселиться,

Книга учит не лениться,

Книга учит песни петь,

Весело на жизнь смотреть.

Книга учит дружно жить,

Учит Родину любить!

Книга учит нас уму

Книга учит нас добру!

-Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначение человека на земле. Зачем он живет? Какой след должен оставить после себя?

У вас на столе лежат листочки, на них записаны уроки жизни, которые составил Л. Н. Толстой для своего внука Сережи.

Прочитайте их, ребята!

Уроки жизни Льва Толстого (слайд 15)

1. Делай всё по возможности сам, не будь «барином».

2. Не будь назойлив.

3. Будь внимательным.

4. Не надо жадничать.

5. Не нервничай, держи себя в руках.

6. Будь твёрд и стоек.

7. В игре, в спорте, в труде – будь разумен.

8. Будь организованным.

9. Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.

10. Имей собственное мнение.

- Какие напутствия вы взяли бы и для себя. Подчеркните их.

 На самоподготовке приклейте эту карточку к себе в рабочую тетрадь.

- Запомните ЭТИ напутствия, старайтесь им следовать!

IV. Подведение итогов урока. Проверка знаний.

- Вот и подходит к концу наш урок, который посвящался Л. Н. Толстому и его творчеству. С этим замечательным человеком мы встречаемся в раннем детстве, а постигаем и заново открываем его для себя всю последующую жизнь.

У вас на партах лежат карточки, которые мы с вами вместе заполним

-Давайте вспомним

-Кто такой Л. Н. Толстой?

-Что он писал?

-О чем он писал?

-Чему учат его произведения?

- Составление кластера (слайд 16)

Составление кластера

Давайте посмотрим какое дерево творчества Л. Толстого мы с вами собрали?

-  Понравился вам урок?  Надеюсь, на сегодняшнем уроке, творчество Толстого еще больше вас заинтересовало, а доброта и мудрость самого писателя подтолкнет вас на хорошие поступки.

V. Рефлексия.

Ребята, вам предлагается небольшая анкета, где вы выскажите свои впечатления об уроке.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

 VI. Подведение итогов.

Выставление оценок. (Оцените себя. Как вы сегодня работали на уроке)

Ребята, больше читайте и помните, что день, прожитый без книги, - потерянный день!

- Что нового интересного для себя о жизни творчестве Л. Н. Толстого вы узнали на уроке.

- На доске слова НАШ УРОК и имена прилагательные: полезный, скучный, поучительный, познавательный, плохой, бесполезный, грустный, человечный.

- Найдите нашему уроку нужные слова.

Выставление оценок. (Оцените себя. Как вы сегодня работали на уроке)

VIII. Домашнее задание по выбору:

1. Найти в библиотеке или интерне произведения Толстого и прочитать. Составить отзыв по одному произведению.

2. Разгадать кроссворд.

-Удачи Вам! Спасибо за работу! (слайд 17)

Публикации по теме:

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «А. П. Гайдар «Совесть»Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «А. П. Гайдар «Совесть» ТЕМА: А. П. Гайдар «Совесть» ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с рассказом А. П. Гайдара «Совесть» и биографией автора; формировать умение давать.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года Тема. Л. А. Кассиль.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе
Опубликовано: 27 декабря 2024 в 07:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе» (включая файлы) размещена пользователем Котельникова Е В (УИ 2238951) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД