Елена Пузикова
Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Путешествие в прошлое»
Образовательная область : «Познание»
Публикация «Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные :
1Познакомить дошкольников с историей быта крестьян: с жилищем,с родом занятий, с инструментами. ;
2. Закрепить навык звукового, слогового анализа слов.
3. Закрепить знания о домашних и об овощах;
4. Закрепить умение отгадывать загадки, угадывать слова по первому слогу;
5. Закрепить навык счета в обратном порядке;
6. продолжать развивать поэтический слух детей;
7. Воспитывать интерес к прошлому русского народа.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать тонкие движения пальцев рук и координацию движений.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление и творческое воображение.
3. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового.
4. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.
5. Развивать умение строить высказывания типа рассуждений.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Оборудование:.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Предварительная работа:
1. знакомство с предметами русского быта;;
2. Знакомство с людьми разных национальностей,
3. Изучение русского костюма;
4. Работа с игрой «Танграмм»
Форма проведения НОД: групповая.
Общая продолжительность образовательной деятельности : 30 минут
Ход непосредственно образовательной деятельности
Основная часть:
Воспитатель: Ребята. Я сам предлагаю отправиться в прошлое. Как вы думаете, что может перенести нас в другое время?
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться на специальной машине, которую мы с вами построим из различных геометрических фигур.
ЗАДАНИЕ 1
Посмотрите на образец «машины времени». Из каких геометрических фигур она состоит? (квадрат, треугольник, прямоугольник).
Воспитатель: Итак, мы выяснили, какой строительный материал необходим для создания «машины времени», теперь попробуйте ее построить. Возьмите конверты с геометрическими фигурами, которые лежат у вас на столе. (Дошкольники строят, самостоятельно используя набор геометрических фигур).
Задание выполнено, и машина готова доставить нас в прошлое.
Воспитатель: Давайте закроем глаза и вместе сосчитаем от 10 до 1. (Дети считают)
Воспитатель: И вот мы с вами в старинной горнице. А кто знает. Что такое горница? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте рассмотри, что стояло в старинной крестьянской избе. (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать загадки про эти предметы?
Что в избе за коровьи рога? (Ухват)
Черный конь прыгает в огонь? (Кочерга)
Стоит кошка - четыре ножки? (Скамейка)
Всех кормлю с охотой, а сама безротая? (Ложка)
Воспитатель: Молодцы, хорошо умеете отгадывать загадки. Давайте еще раз вспомним, как назывались дома горожан? (Избы).
А как и чем строили? (топорами, пилами, молотками, при помощи гвоздей)
Из чего их строили? (из бревен)
Воспитатель: Правильно, ведь раньше не было современных материалов, которые используются в наше время: кирпичи, блоки, цемент, пластик.
ЗАДАНИЕ 2.
Воспитатель: А теперь, ребята, подойдите к своим столам. На первой странице вы видите предмет изображенный пунктиром, соедините точки в определенном порядке. (дети работают самостоятельно).
Воспитатель: Какие предметы у вас получились? (ответы детей)
Воспитатель: Теперь мы видим с помощью, каких инструментов строились раньше дома. Но кроме изб, во дворах горожан находились и другие постройки, кто знает какие? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Амбар, хлев, курятник, баня. А чем огорожены были постройки? (Плетнем)
Воспитатель: Что такое плетень, и из чего он был сделан? (это загорождение сделанное из прутьев).
ЗАДАНИЕ 3
Воспитатель: Рассмотрите плетень и определите, что лишнее (Ответы детей)
Воспитатель: Во дворе у хорошего хозяина было много домашних животных. Отгадав загадки, вы узнаете, какие именно.
Эта, прыгая по кручам,
Блеет голосом скрипучим.
Хоть она и молодая,
А уже совсем седая.
Не напиться ей воды.
Не смочивши бороды. (Коза).
Эти всюду ходят вместе,
Вместе дремлют на насесте,
Вместе раньше всех встают,
Очень долго воду пьют;
После каждого глотка,
Долго смотрят в облака. (Куры).
А от этой небо скрыто,
Все глядит она в корыто,
Или хвост, задрав крючком,
Роет землю пятачком. (Свинья).
Этот прячется на крыше,
Я зову, а он не слышит,
Сам за птицами следит.
Выйдет мама из сеней,
Он скорей бежит за ней. (Кот).
Этот черный и лохматый,
Сторож он у нас, ребята.
Только днем он спит в сарае,
Ночью ходит во дворе
Я всегда его кормлю,
Сам – в обед и в ужин.
Больше всех его люблю,
Мы с ним очень дружим. (Пес).
Воспитатель: Правильно, ребята, вы отгадали все загадки. Все эти животные и раньше и сейчас живут рядом с человеком. А за крестьянской избой располагались огороды. Давайте выясним, что тогда выращивали.
ЗАДАНИЕ 4
Нужно угадать слово по первому слогу. Воспитатель показывает первый слог, а дети продолжают строчку.
КА-пуста, КА-ртофель, О-гурец, ЧЕС-нок. РЕ-дька, Ре-дис, ТЫ-ква.
Воспитатель: Вы назвали овощи, которые, выращивали раньше на огородах. Их и сейчас выращивают, но к ним добавились и другие культуры: томат, баклажан, картофель.
Воспитатель: А некоторые жители, в прошлом, занимались ремеслом: портные шили одежду, гончары лепили из глины посуду.
Однажды случилась такая история. Гончар приготовил с вечера посуду для продажи на ярмарке, поставил ее на полку, а полка возьми да и обвались под такой тяжестью! Утром приходит, а часть кувшинов разбились. Да самых лучших, самых красивых! Пригорюнился он, пора на ярмарку ехать, совсем нет времени, чтобы посуду починить. Давайте поможем ему это сделать.
Дети подбирают нужные фрагменты к кувшинам.
ЗАДАНИЕ 5
Воспитатель: Наши предки носили одежду по своей национальности.
А какие национальности знаете вы? (Ответы детей).
Воспитатель: И у каждой национальности есть свой национальный костюм. Посмотрите на кукол в национальных костюмах и найдите среди них кукол в русских костюмах.
Дети подбирают нужные фрагменты к народному костюму.
Воспитатель: Как вам удалось собрать правильно костюм? ( ответ ребенка: на Руси раньше носили длинные сарафаны, кокошники, сапоги, расшитые рубашки, шаровары, лапти).
Раздается стук в дверь, входит хозяйка избы.
Хозяйка: Здравствуйте, ребята, сегодня вы у меня в гостях. А гостей принято на Руси угощать, встречать хлебом да солью. И я вам сегодня приготовила угощения – русские пряники.
Воспитатель: Вот и подошло наше «Путешествие в прошлое» к концу. Пришло время возвращаться обратно. Садимся в нашу «Машину времени», закрываем глаза, считаем от одного до десяти. (Звучит музыка).
Воспитатель: Вот мы и дома. Вам понравилось путешествия? (ответы детей).
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с историей быта крестьян: с их жилищем, с родом занятий, с инструментами, которыми работали раньше. Закрепили знания о домашних животных и об овощах. Это у нас с вами не последнее занятие, мы будем с вами еще узнавать много нового и интересного о прошлом нашего народа.