Лариса Кох
Знакомство детей с классической музыкой. Конспект музыкального занятия «По тропинке к музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
По тропинке к музыке
Задачи:
Продолжать знакомить детей с классической музыкой.
Развивать умение различать разнохарактерные произведения П. И. Чайковского по характеру их звучания.
Будить воображение детей, заданное изобразительным искусством и художественным словом.
Способствовать формированию навыка выразительной передачи танцевально-игровых образов, добиваться плавности при выполнении танцевальных движений. Развивать чувство ритма, мелкую моторику детей.
Приучать петь выразительно, согласованно, естественным голосом, используя мимику; чисто интонировать мелодию.
Темочки:
Продолжать знакомить с музыкальной грамотой, понятиями скрипичный ключ, нотный стан, ноты.
В музыкально-дидактической игре : закрепить знания детей о музыкальных жанрах; развивать тембровый слух, узнавая и называя музыкальный инструмент; узнавать на портретах знакомых композиторов.
Формировать доброе отношение друг к другу.
Воспитывать нормы культуры поведения.
Ход занятия.
Под музыку «Белая дорожка» дети, держась «цепочкой», заходят в зал, выстраиваются звеньями, выполняют упражнения.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята, я рада, что белая, снежная дорожка привела вас ко мне в музыкальный зал. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! С ними обязательно надо поздороваться. Но, т. к. мы с вами находимся в музыкальном зале, значит, здороваться мы будем песней.
Песня – приветствие:
Дети: Гости, гости, мы вас ждем!
Гости: Намочило нас дождем.
Дети: Ожидали мы гостей.
Гости: Мы промокли до костей.
Дети: Где ваш зонтик?
Гости: Потеряли!
Дети: Где калоши?
Гости: Кот унес!
Дети: Где перчатки?
Гости: Скушал пес!
Дети: Это, гости, не беда! Проходите в ворота, поднимайтесь на порог к нам на яблочный пирог!
(Звучит тревожная музыка)
Воспитатель: Слышите, звучит тревожная музыка, что-то случилось. Колдунья заколдовала домик, в котором живут нотки. Надо открыть его ключом. У меня 3 ключа, надо выбрать тот ключ, который открывает домик для нот. Какой ключ может открыть домик?
Дети: Черный.
Муз. рук. : А почему?
Дети: Потому что это скрипичный ключ.
Муз. рук. : Молодцы, ребята, вы помогли нотам и открыли их дом, иначе мы никогда не смогли бы слушать музыку, а за это они дарят вам чудесное музыкальное произведение. Давайте мы развернемся к экрану, присядем на коврик и полюбуемся красивыми зимними пейзажами и послушаем музыку.
(Просмотр презентации «Декабрь», муз. П. И. Чайковского)
Муз. рук. : Ребята, сейчас мы прослушали произведение П. И. Чайковского «Декабрь». Декабрь – первый зимний месяц. Какая зима видится вам при звуках этой музыки?
Ответы детей. (Красивая, сверкают снежинки)
Муз. рук. : А какая музыка по характеру?
Дети: Нежная, светлая.
Муз. рук. : Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые, белые, снежные одежды.
Закружила вальсом вьюга,
Все дорожки замела.
С белоснежным снегом-другом
Хороводы завела.
И деревья тихо шепчут
В мгле ночной: «Зима, зима»,
Словно все околдовала
На три месяца она.
Муз. рук. : Посмотрите, а у нас тоже есть снежинки, давайте с ними потанцуем, чтобы у нас тоже получился настоящий снегопад.
(Танец со снежинками)
Муз. рук. : Чудесный снегопад получился. А сейчас давайте пройдем на стульчики.
(Дети под музыку проходят на стулья)
Муз. рук. : Ребята, скажите, как называется человек, который сочиняет музыку?
Дети: Композитор.
Муз. рук. : Портрет какого композитора вы сейчас видите?
Да, это портрет П. И. Чайковского. Мы с вами уже знакомы с этим композитором, и сегодня выслушали его произведение. Вы знаете, когда композитор сочиняет музыку, он вкладывает в неё частичку себя, поэтому каждое произведение неповторимо, у каждого произведения свой характер, свое настроение и вот сегодня я хочу вас познакомить еще с одним произведением П. И. Чайковского, которое совсем не похоже на «Декабрь».
Но для начала я вам открою секрет. Вы знаете, что поздно вечером, когда вы ложитесь спать и засыпаете, ваши игрушки оживают: куклы собираются на бал и устраивают красивые танцы, плюшевые мишки и зайцы им тихонечко подпевают, а игрушечные солдатики слушают приказ своего командира. Вот сейчас мы послушаем музыку, а вы тихонечко посидите и подумайте, о каких игрушках хочет нам рассказать эта музыка.
(Слушание «Марш деревянных солдатиков»)
Муз. рук. : Как вы думаете, о каких игрушках рассказывает музыка?
Дети:
Муз. рук. : А почему вы так думаете, как вы догадались?
Дети:
Муз. рук. : А настоящие солдаты могли бы маршировать под такую музыку?
Дети:
Муз. рук. : А я вам докажу, что совсем неудобно настоящим солдатам маршировать под эту музыку. А знаете, почему? Потому что эта музыка звучит легко-легко, очень отрывисто. Разве настоящие солдаты могли бы маршировать под такую музыку? Мне кажется, им было бы совсем неудобно. Поэтому это муз. произведение называется «Марш деревянных солдатиков». Маленькие, но храбрые солдатики дружно шагают под дробь игрушечного барабана. Вы услышите сейчас еще раз, что как будто бы они к нам приближаются, а потом тихонько удаляются. Я хочу, чтобы вы превратились в солдатиков. Поднимитесь, пожалуйста, около своих стульев. Сейчас мы попробуем помаршировать под эту музыку и я посмотрю, удобно вам будет под нее шагать или нет, но не забывайте, что ножки у солдатиков маленькие и они легкие, поэтому маршировать надо легко. Теперь шагают пальчики по ладошке.
Муз. рук. : Скажите, как вам было удобно маршировать – пальчиками или ногами?
Дети:
Муз. рук. : Я тоже думаю, пальчиками. Потому что они такие же маленькие, как солдатики, а ваши ножки побольше, чем у деревянных солдатиков. Ну и как вы теперь думаете, настоящие солдаты смогут шагать под эту музыку?
Дети:
Муз. рук. : Скажите, а какой музыкальный инструмент исполнял этот марш?
Дети:
Муз. рук. : А у меня есть для вас сюрприз.
(Просмотр видео «Марш деревянных солдатиков» (мультфильм)
Муз. рук. : Скажите, а сейчас тоже фортепиано исполняло «Марш деревянных солдатиков»?
Дети:
Муз. рук. : Подумайте хорошо. А если много инструментов звучит, как это называется?
Дети: Оркестр.
Муз. рук. : Правильно, оркестр. А ответьте мне, пожалуйста, еще на один вопрос. Вот сочинил композитор музыку, что он должен сделать, чтобы музыканты знали, как ее надо исполнять.
Дети: Записать.
Муз. рук. : Да, он должен ее записать. А как называются знаки, которыми записывается музыка?
Дети: Ноты.
Муз. рук. : Правильно, музыка записывается нотами. Мы с вами сегодня уже говорили, что ноты живут в своем домике. Посмотрите, какой красивый дом (Слайд1). Но у этого дома есть название. Как называется домик для нот? (Слайд 2)
Дети: Нотный стан.
Муз. рук. : А сколько там этажей?
Ребенок: 5 линеек в нотной строчке
Мы назвали НОТНЫЙ СТАН,
И на нем все ноты-точки разместились по местам.
Муз. рук. : Действительно, 5 этажей, 5 линеек в нотном стане и все ноты-точки размещаются по местам. А скажите мне, сколько всего нот?
Дети: 7
Муз. рук. : Правильно,7, а вы знаете все их имена?
Дети: Да.
Муз. рук. : А вот, чтобы вспомнить их, мы споем песенку про ноты, но вы должны вспомнить, как мы сидим, когда поем.
Дети: Если хочешь сидя петь,
Не сутулься, как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри сильней.
(Песенка о нотах)
Муз. рук. : (Слайд 3) Посмотрите, ноты в своем домике располагаются не просто так, они выбрали там себе удобное место. Посмотрите, некоторые ноты сидят на линейках, а некоторые в окошечко глядят, между линейками.
(Слайд 4) Ноты До, Ми, Соль, Си – на линеечках сидят
(Слайд 5) Ноты Ре, Фа, Ля – в окошечко глядят.
Какие нотки сидят на линеечках?
А в окошечко глядят?
Да, не просто так нотки располагаются на своих местах, никогда не ссорятся, а точно знают, где они живут.
Из нот сочиняют очень много музыки, которую можно слушать, под которую можно танцевать и под которую можно петь. А вы знаете, что совсем недавно началась зима. Так давайте встретим ее веселой песней.
Песня «Зимушка хрустальная».
Муз. рук. : А сейчас я хочу с вами поиграть и узнать, что вы знаете о музыке и какими внимательными вы сегодня были. Подойдите, пожалуйста, поближе к экрану.
(Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка»)
Муз. рук. : Молодцы, вы справились со всеми моими заданиями. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Но прощаться мы будем песней.
(Дети встают на места)
Дети: Гости, мы вам были рады,
Но прощаться нам пора.
До свиданья, до свиданья,
Уезжаем со двора!
Под музыку «Белая дорожка» дети «цепочкой» выходят из зала.