Наталья Молоткова
Конспект открытого занятия по музыке «Как у наших у ворот» для детей от 5 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
С ТЕМОЙ:
ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
(МОДУЛЬ МУЗЫКА)»
НА ТЕМУ: «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»
В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ № 5 «РАДУГА»
МДОУ – ДС № 9 «ТОПОЛЁК» ОТДЕЛЕНИЕ № 2
ПОДГОТОВИЛИ И ПРОВЕЛИ:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
МОЛОТКОВА Н. В. ,
ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ № 5 «РАДУГА»
Публикация «Конспект открытого занятия по музыке „Как у наших у ворот“ для детей от 5 до 6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
БЕЛОВА М. Н.
21.02.2018 г.
Цель:
Воспитание духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста путём приобщения к истокам народной культуры, развитие
музыкальных и творческих способностей в условиях специально организованной деятельности и предметно – развивающей среды.
Задачи:
Обучающие:
Приобщать детей к истокам и культуре страны средствами детского игрового фольклора.
Развивающие:
Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества, умение подыгрывать себе на музыкальных инструментах.
Воспитательные:
Воспитывать у дошкольников духовно – нравственные качества,
воспитывать интерес к устному народному творчеству,
желание участвовать в хороводах, играх.
Планируемые результаты: Проявление интереса к устному народному творчеству, эмоционального отклика на юмор в русских народных потешках, прибаутках, дразнилках.
Закрепление желания и умения петь русские народные песни, заклички, потешки, прибаутки, играть в русские народные игры.
Совершенствование и вовлечение каждого ребенка в творческую деятельность.
Предварительная работа:
1. Беседа о традициях русского народа, просмотр иллюстраций.
2. Знакомство с малыми формами фольклора : потешки, прибаутки, заклички, считалки, чистоговорки. Заучивание наизусть некоторых из них.
3. Разучивание русской народной песни «Ах, ты, зимушка – зима»
Оборудование:
• Сундучок - сюрприз: петушок-игрушка.
• Музыкальное оформление : аудиозапись русской народной песни «Как у наших у ворот», аудиозапись русской народной песни «Ах, ты, зимушка – зима» в оркестровой обработке.
• Музыкальные инструменты : ложки, бубны, погремушки.
• Атрибуты для музыкально - подвижной игры «Плетень».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход мероприятия
Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот»
Дети заходят в зал.
Воспитатель: День добрый, детушки-касатушки!
Проходите. Не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь.
Посмотрите, ребята, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Музыкальное приветствие.
Воспитатель: Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко,
Припасли мы забавушек на всякий вкус!
Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!
А посмотрите, ребятушки, какой у меня древний ларец, а в нём красавец-певец. (Достаёт из ларчика петушка)
Загадывает загадку:
Ходит по двору
Сам со шпорами,
Хвост с узорами,
На весь двор кричит
Ку – ка – ре – ку. (Петушок)
А как русский народ петушка называет, ласково величает? (Петушок, золотой гребешок) Как у наших у ворот водят дети хоровод,
Вставай, ребятня, в хоровод. Покажите - ка, как петушок важно ходит, как гордо головку держит.
Звучит аудиозапись русской народной песни «Петушок, петушок»
Под музыку дети изображают походку петушка
Музыкальный руководитель : А теперь давайте споём эту песенку. Слова в этой песне добрые и ласковые, а значит мы, как будем петь её? (Тихо, ласково, нежно, негромко)
Дети поют русскую народную прибаутку «Петушок, петушок» под аккомпанемент металлофона.
«Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Громко песни поёшь,
Громко песни поёшь,
Детям спать не даёшь?»
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята, настоящий русский народный хор у нас получился!
Музыкальный руководитель : А теперь давайте вспомним ещё одну прибаутку «Бай – качи, качи».
Дети чётко и выразительно вместе с музыкальным руководителем проговаривают текст.
«Бай - качи, качи, качи!
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи.
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи -
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися бараночки!»
Перед пением музыкальный руководитель предлагает выполнить подготовительное упражнение на дыхание – подуть на свою ладошку медленно выдыхая на два такта песенки. (Пока я играю, вы дуйте на ладошку. Как только я перестану играть, набирайте воздух в лёгкие).
Музыкальный руководитель медленно играет по два такта мелодии, делая паузы для того, чтобы дети успели сделать вдох. Воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми.
После выполнения упражнения детям предлагается пропеть прибаутку под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Сяду с вами рядышком,
С вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей - погляжу!
Загадка:
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка (Мороз)
Воспитатель: Ай да молодцы, ох и смекалисты. А как вы догадались? (Щиплет за нос, морозные узоры рисует).
А давайте вспомним, как нужно произносить закличку про мороз. (Громко, дружно).
Дети хором:
Ты Морозушка-мороз,
Не тяни меня за нос!
Не студи, не балуй,
В доме окна разрисуй!
Воспитатель: А ещё я знаю, что вы хорошо умеете сочинять чистоговорки.
Сейчас проверим.
Сначала воспитатель проговаривает чистоговорку, а второй раз дети хором повторяют.
Чистоговорки:
1. Ма-ма-ма
В гости к нам пришла (зима)
(второй раз хором)
2. Эй-эй-эй-эй
Всех нас солнышко (согрей)
(второй раз хором)
3. Оз-оз-оз-оз
И не страшен нам (мороз)
(второй раз хором)
Воспитатель: А когда бывает мороз?
Дети: Зимой.
Музыкальный руководитель : А мы знаем песню про зиму. Это русская народная песня «Ах ты, зимушка – зима»
В ней такие слова:
Ах, ты, зимушка-зима,
Зима снежная была.
Ай, ли, ай люли,
Зима снежная была.
Музыкальный руководитель предлагает детям прослушать в записи фрагмент народной песни «Ах, ты, зимушка-зима…» в исполнении оркестра народных инструментов.
Музыкальный руководитель : Ребята, вы сейчас прослушали знакомую вам песню. Чем она отличается она от той, которую мы разучивали?
Дети: Сейчас звучала одна музыка, её исполнял оркестр. А мы её пели.
Музыкальный руководитель : Правильно. Сегодня вы прослушали песню в инструментальном исполнении, а на предыдущем занятии мы её пели со словами. Инструментальное исполнение – это когда мелодию играют несколько инструментов, а вокальное – когда мелодия исполняется голосом. Скажите, почему песня «Ах, ты, зимушка-зима…» называется народной?
Дети: Эту песню написал народ.
Музыкальный руководитель : Когда у песни не установлен автор, но ее все любят и поют, считается, что ее сочинил народ.
Музыкальный руководитель : На предыдущем занятии мы говорили, что песня «Ах, ты, зимушка-зима…» исполняется в хороводе.
Какие движения хочется выполнять под эту песню?
Дети: Плавные, неторопливые, мягкие.
Музыкальный руководитель : Давайте с вами образуем круг и исполним песню с движениями.
Русская народная песня «Ах, ты, зимушка – зима»
1. Ах, ты, зимушка-зима,
Зима снежная была.
Ай, ли, ай люли,
Зима снежная была.
2. Зима снежная была,
Все дорожки замела.
Ай, ли, ай люли,
Все дорожки замела.
3. Все дорожки, все пути,
Не проехать, не пройти.
Ай, ли, ай люли,
Не проехать, не пройти.
4. Ах, ты, зимушка-зима,
Зима снежная была.
Ай, ли, ай люли,
Зима снежная была.
На первые две строчки песни «Ах, ты, зимушка-зима…» дети идут по кругу по часовой стрелке. На повторение мелодии кружатся. Во время исполнения второго куплета топающим шагом направляются в центр и из центра круга. На третий куплет широко разводят руки в стороны и выполняют «пружинку». На повторение первого куплета дети вновь идут по кругу, на этот раз уже против часовой стрелки.
Музыкальный руководитель : А теперь, детвора, поиграть пришла пора.
Музыкальный руководитель : Я предлагаю вам инсценировать русскую народную прибаутку «Ворон» и подыграть себе на музыкальных инструментах.
Детям раздаются народные инструменты (ложки, бубны, погремушки)
При помощи считалочки выбирается дирижер.
Считалочка:
Я куплю себе дуду.
Я на улицу пойду.
Громче дудочка, дуди!
Мы играем – ты води!
Под его управлением звучит прибаутка «Ворон». При повторном исполнении дети меняются между собой музыкальными инструментами.
Русская народная прибаутка «Ворон»
«Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе - дубок,
А на дубе - воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная!»
Воспитатель: А кто хочет рассказать нам свои любимые потешки, считалки, заклички?
(Дети рассказывают заученные ранее произведения)
1. Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди.
2. Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому,
Он головушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает,
Все колечушки – то бряк, бряк, бряк!
Золотые они - звяк, звяк, звяк
3. Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
4. Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся
5. Заяц Егорка
Свалился в озерко
Бегите под горку!
Спасайте Егорку
6. Мы купили кошке
К празднику сапожки,
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать
7. Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить.
8. Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл,
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
Музыкальный руководитель : А теперь я предлагаю вам инсценировать потешку «Плетень»
Инсценировка русской народной потешки «Плетень»
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень,
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялась лиса:
-Всему лесу я краса!
Похвалялся зайка:
-Поди догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
-У нас шубки хороши.
Похвалялся медведь:
-Могу песни я петь!
Похвалялася коза:
- Всем вам выколю глаза!
Воспитатель: А я для вас тоже придумала чистоговорку:
Цы- цы-цы –цы
Вы сегодня молодцы.
Цы-цы-цы-цы
Получайте леденцы.
Вы молодцы! Песенку петушку пели ласково и нежно, а заклички читали громко и чётко, загадки отгадали и чистоговорки сочинили, песни пели, хоровод водили, в игры играли.
Наша встреча окончена. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Музыкальное прощание.
Звучит русская народная мелодия. Дети выходят из зала.