Долгова Ирина Алексеевна
Конспект открытого мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности «Такие разные камни»
▼ Скачать
Цель: формирование у дошкольников представлений о разнообразии мира камней, об их свойствах и особенностях.
Образовательные задачи:
1. Дать элементарные представления о живой и неживой природе.
2. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, температура, плавучесть).
3. Учить задавать вопросы, грамматически правильно строить ответы, следить за логикой своего высказывания.
4. Учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.
5. Дать представление об области использования камней.
Публикация «Конспект открытого мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности „Такие разные камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.
2. Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы.
Воспитательные задачи:
1. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
2. Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.
3. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Оборудование: набор карточек, шапка магистра, набор камней, отличающихся друг от друга по материалу, цвету, форме, величине, кусочки пластилина, письмо, пластмассовые коробочки с камешками, пластмассовый прозрачный контейнер с водой, салфетки, тематическая мультимедийная презентация, подносы, мягкие разные по размеру и форме модули – «камешки», флэшка, столы для опытов, конфеты, похожие на камешки.
Предварительная работа: беседа с детьми о горах, о морях, где тоже есть камни, сбор коллекции камней, проведение элементарных опытов с природным материалом, в частности, с камнями в рамках музея «По лесам, по морям», чтение сказок П. П. Бажова «Каменный цветок», «Серебряное копытце», Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами», Л. Н. Толстого «Умная галка», рассматривание детской энциклопедии «Хочу все знать».
Ход занятия:
Организационный момент
(сюрпризный момент «Письмо»)
Основная часть.
Дети, сегодня я шла в детский сад, и мне почтальон передал конверт, а в нем - письмо. Обратите внимание, кто прислал нам его (показывает детям обратный адрес с изображением гномов). Достает письмо и читает:
«Здравствуйте, дорогие дети! За глубокими морями, за темными лесами стоит высокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живем мы, гномы. День и ночь стучат наши молоточки. Догадайтесь, что мы добываем:
Его в горах полным-полно.
Он часто падает на дно ущелья со скалы крутой.
Он твердый, маленький, большой.
По форме разным он бывает. Его с дороги убирают (камень).
Да, день и ночь мы добываем разные камни. У каждого из них есть своя особенность- тайна. Помогите нам ее разгадать, а заодно и узнать, в чем польза камней. Гномы».
Ну что ж, надо гномам помочь, а для этого я приглашаю вас в научную лабораторию, где мы проведем опыты с камнями и составим ответное письмо, но не простое бумажное, а электронное. Посмотрите, дорожка в лабораторию напоминает камешки. Присядем на них и вспомним правила поведения в лаборатории.
Вспомнили правила! Проходите в лабораторию.
У нас в группе есть мини-музей природного материала, подскажите его название.
Одно из главных мест в нем занимают камни. Вспомните, мы проводили несколько опытов с камнями, во время которых нам помогали: глаза…
Они были нашими помощниками. Как они нам помогали?
Пройдите по 3 человека к каждому столу. Какой опыт вы будете выполнять, вам подскажет карточка. Вы докажете свойство камней и сделаете вывод.
По каким признакам вы отбирали камни?
Значит мы в письмо к гномам, которое у нас на экране, можем вставить карточку, изображающую пятна разного цвета (карточка выставляется).
Обращается ко второй группе детей : Что вы делали?
Покажите мне самый большой камень, теперь самый маленький, средний.
Кто сделает вывод о размерах камней?
Отмечаем карточкой круги разного размера.
Вы сравнивали камни по форме? Одинаковой формы ваши камни?
Выставляем карточку, изображающую разную форму.
Всем лаборантам помогал наш главный помощник –
На экране выставляется карточка «Глаза» над всеми поставленными ранее карточками.
Но это не все свойства. Продолжим. Пройдите в другой кабинет, встаньте так, чтобы всем было видно письмо, которое мы составляем для гномов. Вспомните, в группе мы нюхали камни. Вы ощущали запах? Какой вывод мы можем сделать?
Кто помогал нам в этом опыте?
На экране выставляются карточки: камни не имеют запаха и помощник в этом опыте-нос.
Назовите еще одного помощника. Это…
Почему мы выставим на схеме крестик, вспоминайте?
Предлагаю отметить в письме еще одного помощника, который помогает узнать свойства камня. Это…
Для опыта нам понадобятся очень чувствительные пальчики, вот поэтому в письмо выставляем символ – рука.
Сейчас я приглашаю вас в следующий кабинет лаборатории. Выберете себе место, садитесь. Прежде чем приступим к опытам, помассажируем пальчики.
Каждый пальчик мы потрем, свои ручки разомнем.
У вас на подносах камни. Погладьте каждый камешек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?
Что отметим в схеме для гномов (значки гладкий и шероховатый? Что интересного вы увидели на камнях?
Молодцы.
Как вы думаете, меняет ли камень форму?
Какими способами можно это доказать?
Проверим. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите и откройте обе ладошки. Что произошло с пластилином? А камень? Почему?
Вывод: камень твердый, прочный.
Вот этот символ будет обозначать твердость камней.
А сейчас возьмите влажные салфетки и протрите руки после пластилина.
Дети, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой?
А щеки?
Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у вас будет интереснейший опыт. Среди камней выберете тот, какой вам понравился. Нашли? Приложите его к щеке. Какой камень? А можно его согреть? Как?
Я предлагаю вам согреть камешек своим дыханием.
Вывод: камни сами по себе холодные, но под действием тепла становятся теплыми.
Отмечаем в письме этот вывод карточкой.
Следующий опыт тоже будет очень интересен. А помощником будет ухо. Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?
Хотите поиграть с камешками? Возьмите пластмассовую коробочку и погремите. На что это похоже? У вас получился оркестр из маракасов.
Не устали? Пора немного отдохнуть.
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли серых камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли.
Присели, собрали, с собой принесли. Ох как много камней собрали, молодцы!
А сейчас приглашаю вас к столу, где стоит контейнер с водой. Каждый из вас возьмет камень и опустит его в воду, один из камней оставим сухим. Но сначала я отмечу уровень воды в контейнере маркером. Как думаете, потонут камешки или нет?
Правильно, потому, что камни тяжелые и плотные.
Что произошло с водой?
Воды осталось столько же, сколько и было. Уровень воды поднялся, потому что камни тяжелые и выталкивают воду. Вспомните рассказ об умной галке, который мы читали в группе.
Что происходит, когда камешки кидаешь в воду?
От каких камней брызг больше – от маленьких или больших?
Вывод: камни плотные и тяжелые, они не растворяются в воде, не впитывают воду. Они выталкивают ее. Ставим на экран карточку, которая обозначает увиденное нами сейчас свойство камня.
А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? Сравните его с камнем сухим. Чем они отличаются?
Дети, обратите внимание на экран, у нас получилась схема, на которой отмечены свойства камней. Мы разгадали их тайны. София, я предлагаю тебе стать настоящим, ученым, надеть шапку магистра и сделать вывод о свойствах камней.
Молодец, София.
А сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели фильм о пользе камней, который я подготовила специально для вас. Польза камней вытекает из их свойств, тайн, которые мы разгадали вместе. Итак, рассаживайтесь у экрана.
Мы узнали о свойствах камней, разгадали их тайну. Какова же польза камней в жизни человека?
Цвет и восхитительный рисунок камня позволяют использовать его для изготовления ювелирных украшений. Из камня делают бусы, кулоны, он украшает серьги, перстни, ожерелья.
Используют камни и в качестве декоративных поделок: вазы, шкатулки, предметы посуды
Учитывая такую особенность камней, как прочность, твердость, люди стали использовать его в строительстве. Дома из камня основательны, долговечны, не боятся пожаров, да и просто красивы
Натуральный камень применяется для облицовки мостов, зданий, набережных, в оформление улиц и скверов
Он используется в качестве дорожного материала, им мостят тротуары, пешеходные улочки, площади
Фигуры из камней украшают самые красивые ландшафтные композиции, из него делают памятники
Учитывая то, что камень сохраняет тепло длительное время, его используют в банях и саунах
Натуральные камни люди наделяют лечебными и волшебными магическими свойствами Заходят в зал, приветствуют гостей.
Камень.
Дети садятся на «камешки» и рассказывают о правилах поведения в лаборатории:
Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, ничего не брать в рот, не кидать камни.
Встают и проходят в «лабораторию» где расставлены 3 стола.
«По лесам, по морям».
Нос, уши, рот, руки.
Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать, щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать. Рот, чтобы рассказать.
Дети выполняют опыты.
1. Подбирают камни разного цвета, ориентируясь на карточку с разноцветными пятнами, делают вывод: камни бывают разного цвета (красного, серого, черного, белого, немного желтого и других цветов).
Мы нашли камни разного цвета
2. Мы нашли камни разного размера.
Показывают.
Камни бывают разными по размеру : большие и маленькие, среднего размера, огромные.
Нет. Мы нашли круглые, овальные, похожие на треугольник и даже неправильной формы.
После выполнения опытов по подгруппам, дети передвигаются от стола к столу все вместе.
Глаза.
Нет.
Камни не имеют запаха.
Нос.
Рот.
В рот камни брать нельзя, так как они несъедобные. Можно поранить губы, если края острые. Можно только говорить, делать выводы.
Рука.
Дети проходят к столам, садятся.
Дети выполняют 2 раза.
Разная. Гладкая у одного, неровная, шероховатая у другого.
Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры.
Нет.
Сжать, сильно ударить чем-то, бросить.
Дети выполняют.
Он изменил форму. А камень нет.
Камень тверже пластилина.
Холодный.
Теплые.
Холодный.
Да. Положить в горячую воду, положить на солнышко, на батарею.
Дети берут камень между ладошками, делают вдох носом, а выдох через открытый рот – 3 раза.
Предположения детей.
Дети выполняют.
На маракасы.
Дети выполняют движения, повторяя за воспитателем.
Предположения детей.
Опускают камни в воду.
Появляются брызги.
От больших.
Мокрым.
Мокрый темнее, ярче.
София (домашнее задание с родителями -выучить заранее приготовленный текст) :
Камень – это природный материал. Он прочный, твердый, бывает разным по цвету, форме, величине. Камень не растворяется в воде, он тонет и выталкивает воду.