Анна Собакарева
Конспект открытого мероприятия по Петербурговедению «Я живу в Санкт-Петербурге» (для старшей группы ДОУ)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1. Расширять представления детей о родном городе.
2. Углублять и уточнять знания детей о достопримечательностях Петербурга.
3. Продолжать учить пользоваться картой города.
4. Дать начальные знания о людях, которые жили и творили в нашем городе.
5. Воспитывать чувства гордости и уважения к городу, в котором живём.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
1. Карта города и центра Петербурга.
2. Иллюстрации достопримечательностей Санкт-Петербурга.
3. Имитация штурвала, фуражка капитана
4. Слайд-шоу видов города
Публикация «Конспект открытого мероприятия по Петербурговедению „Я живу в Санкт-Петербурге“ (для старшей группы ДОУ)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
5. Разрезные картинки с достопримечательностями города
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Знакомство с достопримечательностями города по иллюстрациям.
2. Разучивание стихотворений.
3. Домашние задания: совершить семейную прогулку в центр города, на набережную Невы, экскурсию на теплоходе.
Ход мероприятия:
Дети входят в зал, встают полукругом перед зрителями
Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живём? А что означает это название? Дети: Санкт-Петербург, город Cвятого Петра.
В. : А кто и когда основал наш город?
Д. : Царь (император) Петр 1, 27 мая.
Исполняется песня «Дядя Петя» ( Слова: Игорь Шевчук, музыка: Евгения Зарицкая)
Воспитатель: Давайте послушаем стихи о Санкт-Петербурге.
1. Егор:
Он царя Петра творенье,
Город славы, город-сад.
Кораблей заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.
2. Настя
Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живём.
И он растёт, и мы растём
3. Полина
Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!
4. Лена
Люблю тебя я, город мой,
Не знаю краше места!
Мне жизнь, единая с тобой,
Дарована в наследство!
5. Богдан
Белою ночью
деревья в саду
как на ладони
у нас на виду.
Вот я без лампы
сижу у окна —
в книге любая картинка видна.
6. Катя Изос.
Тихо скользят
по Неве корабли.
Шпиль Петропавловки
блещет вдали.
Всю бы я ночь
не ложился в кровать.
Был бы я взрослым —
пошёл бы гулять.
Воспитатель: Молодцы! Ещё про наш город говорят: «город белых ночей», «город мостов», «город дворцов» и много других названий. А ещё Петербург называют «городом рек и каналов». Пока гуляешь по его улицам, то больше обращаешь внимание на удивительные дома, дворцы, соборы и не всегда замечаешь, что рядом плещется вода. Но вот перед нами карта нашего города, на ней мы видим город, как бы с высоты. Реки и каналы на карте нарисованы голубым цветом и, посмотрите, здесь очень хорошо видно, что Санкт-Петербург, в самом деле, можно назвать городом рек и каналов: их в городе, пожалуй, не меньше, чем улиц и проспектов. А самая главная – это, конечно…
Д. : …НЕВА.
В. : Вспомните, часто наш город даже называют «городом над Невой», «городом на Неве». А ещё говорят – «невские берега», «невские просторы»…
Кирилл:
У красавицы Невы
Ожерелье из листвы
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка
Знаменитая река:
Баржи, лодки, пароходы
На себе несет Нева.
И в трубе водопроводной
Тоже плещется Нева.
(М. Борисова)
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
В. : А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя.
Звучит музыка, напоминающая дождь. Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
В. : А теперь мы с вами совершим прогулку по Неве на теплоходе, посмотрим на главные достопримечательности Санкт-Петербурга. ТЕПЛОХОДНЫЕ ПРОГУЛКИ по НЕВЕ – старинная городская традиция (традиция – это обычай, передающийся от одного поколения к другому). А кто из вас по-настоящему катался на теплоходе по рекам и каналам нашего города? А кто гулял по набережным Невы? (дать детям высказаться). У нас даже есть настоящий капитан нашего корабля. И мы с вами, можем спуститься к воде и сесть на теплоход – давайте быстренько построим его.
Дети переставляют стулья рядами за капитаном (один из мальчиков). Детям, читающим стихи о достопримечательностях, раздаются иллюстрации.
В. : Ну что, вы готовы отправиться в путешествие?
Даша и Соня:
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Невский – раз, Зимний – два,
Три – красавица Нева,
А четыре – мост Дворцовый,
Пять – гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад,
Как красив его наряд.
Восемь – крепость у Невы,
были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.
В. : Ну вот мы проплываем прекрасный дворец. Это Эрмитаж. В прошлом это место, где жили правители России (императоры, императрицы). Еще он называется Зимний дворец. Что такое ДВОРЕЦ? (ДВОРЦАМИ называют огромные красивые дома – отвечают дети). А почему он ЗИМНИЙ? (потому что там жили цари только зимой). А сейчас – это один из самых известных музеев России - Эрмитаж. Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые приобретала в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество, откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.
Сережа: Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нем наши цари.
Ну а сейчас в нём огромный музей.
Здесь – "Эрмитаж", гордость Родины всей.
(Ю. Юдин)
В. : Мы проплываем здание Адмиралтейства. Санкт-Петербург – это город-порт, поэтому ему были необходимы верфи (для строительства кораблей). Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота. Кораблик на шпиле Адмиралтейства — один из символов Санкт-Петербурга
Катя Ив. : Над грохотом и пылью,
Над шумной суетой
Плывет на тонком шпиле
Кораблик золотой.
Летают рядом чайки,
Звезда горит вдали.
Он бы и рад причалить,
Да в небе нет земли.
Яся: Плывёт в высоком небе
Кораблик золотой,
Плывёт он днём и ночью
Над царственной Невой.
На шпиль Адмиралтейства
Кораблик водружён.
И всем ветрам и бурям
Всегда послушен он.
В. : Сейчас мы проплываем мимо Кунсткамеры. Это музей редкостей, первый музей в России, основан ПЕТРОМ 1. О нем нам расскажет ….
Никита: Царь диковинки любил,
Собирал их и копил.
Из причуды царской сей
Первый создан был музей.
В. : А это - Памятник Петру I – основателю Санкт-Петербурга. Еще это памятник называют Медный всадник
Ваня: Вот памятник царю Петру
И царскому коню,
Фотографируют его
По двести раз на дню.
Царь много славных дел свершил,
А конь неоднократно
Его на подвиги возил
И привозил обратно.
В. : А теперь, ребята, посмотрите, перед нами Летний сад - парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII векаn в центре Санкт-Петербурга. Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году
Глеб: В этот сильный снегопад
Ну куда нам деться?
Мы, наверно, в Летний сад
Побежим погреться.
Но зимою Летний сад
Сам погреться был бы рад.
(С. Скаченков)
В. : Я вижу, вы готовились, много знаете о нашем городе. Вот сейчас и проверим, сможете ли вы на самые сложные вопросы ответить?
Проводится игра-викторина:
1. Кто основал наш город (Петр I)
2. Что венчает шпиль адмиралтейства? (Кораблик-флюгер)
3. Назовите главную улицу в нашем городе (Невский проспект)
4. как называется главная река в Санкт-Петербурге? (Нева)
5. У платья 2 рукава, а у Невы? (5)
6. Какие еще реки есть в Санкт-Петербурге? (Мойка, Фонтанка)
7. Для чего разводят мосты? (Для прохода кораблей)
8. На каком острове находится Петропавловская крепость? (Заячий)
9. Как называется сказочное существо с головой человека и телом льва? (Свинкс)
В. : Какие вы у меня умные! Наша прогулка на теплоходе подходит к концу.
Дети рассаживаются вдоль стены.
Исполняется песня «Город твой и город мой»
Воспитатель: Вот видите, ребята, в каком ПРЕКРАСНОМ ГОРОДЕ мы живём! И мы с вами должны гордиться, что мы ПЕТЕРБУРЖЦЫ! Ведь наш город ещё называют КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЕЙ! Значит и мы с вами, жители КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ, должны быть культурными и воспитанными людьми.