Султанова Гульнара Рафкатовна
Конспект открытого логопедического занятия «Лунтик и его друзья»
▼ Скачать +Заказ
МДОБУ «Саракташский детский сад №9 «Буратино» комбинированного вида».
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия
Возраст (5-6 лет).
Тема: «Лунтик и его друзья».
Автор: Султанова Гульнара Рафкатовна.
20.09.2023г.
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия „Лунтик и его друзья“» размещена в разделах
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия
в логопедической группе.
Тема: «Лунтик и его друзья».
Цель занятия : Развивать и совершенствовать устную речь детей.
(звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
Коррекционно- образовательные:
• Расширять словарный запас;
• Учить определять наличие звука в слове, место звука в слове;
• Развивать грамматический строй речи, согласование существительного с числительным, отрабатывать предложный падеж;
• Упражнять в умении образовывать однокоренные слова;
• Учить использовать в речи распространённые слова и предложения, отвечать на вопросы полным ответом;
Коррекционно-развивающие:
• Развивать речь, внимание, воображение, ощущения;
• Развивать ассоциативное мышление;
• Развивать зрительное, слуховое восприятие;
• Развивать зрительный гнозис;
• Развивать мелкую и общую моторику;
• Развивать правильное дыхание;
• Активизировать участки головного мозга детей, отвечающих за развитие речи с помощью Су–Джок терапии.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
• Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, быть самостоятельным.
• Создать атмосферу психологического комфорта, вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.
Интеграция образовательных областей:
1. Речевое развитие:
- Развивать устную речь детей;
- поддерживать детскую инициативу и творчество в игре.
2. Познавательное развитие:
- развивать у ребенка познавательные процессы;
- поддерживать исследовательскую деятельность.
3. Речевое развитие:
- продолжать учить способам диалогического взаимодействия;
- развивать чуткость к художественному слову;
- совершенствование восприятие речи.
4. Художественно-эстетическое:
- продолжать совершенствовать технические навыки изобразительной деятельности;
- поддерживать индивидуальные творческие проявления.
5. Физическое развитие:
- продолжать целенаправленно развивать физические качества, мелкую и крупную моторику, координацию движений,
- обучать навыкам дыхательной гимнастики.
Возрастная группа: старшая, 5-6 лет.
Количество детей: подгруппа из 6 человек.
Продолжительность: 25-30 минут.
Структура занятия :
1. Вводная часть (приветствие).
2. Основная часть (игры, упражнения, беседы).
3. Заключительная часть (релаксация)
Формы организации деятельности: подгрупповая.
Материалы и оборудование: компьютер, колонки, презентация в формате PowerPoint, коробки с сенсорными наполнителями, карандаши, листочки, природные камни с артикуляционными символами, су-джок кольца, нейроигры, картинки с изображением «Лунтика», игрушка «Лунтик» массажные коврики, картинки, фонарик, плакат «Дерево эмоций».
Предполагаемые результаты:
1. Ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия.
2. Усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов. Применяет их в собственной речи. Согласовывает слова в числе, роде, падеже.
3. Самостоятельно составляет творческий рассказ по образцу.
4. Ребенок умеет находить заданный звук в слове;
5. Умеет во время общения поддерживать правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию.
6. Умение слышать ответы товарищей.
7. Умение излагать свои мысли понятно для окружающих.
8. Развиты когнитивные процессы.
Ход занятия:
Вступительная часть:
Учитель-логопед : Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!
Учитель- логопед : Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем всех и пожелаем всем доброго утра.
Вводная часть (постановка проблемы) :
(Звучит музыка «звук летающей тарелки»).
Логопед : Ой, Ребята, что за звук!Посмотрите, что это к нам прилетело, возьмите подзорную трубу и посмотрите, (дети смотрят и видят, «лежит летающая тарелка» что вы видите? (Ответы детей) к нам прилетела летающая тарелка. (Звучит музыка из мультфильма «Лунтик». (Дети смотрят). Дети подходят и видят персонажа из мультфильма «Лунтик» и его друзья».
Звучит голос из летающей тарелки: Ой-ой куда, же я это попал? Здравствуйте дорогие ребята! - Я попал к вам не просто так, я так, хочу на учится вместе с вами правильно произносить все звуки, чисто разговаривать, а также посмотреть: - Какие вы умные, внимательные и добрые и найти новых друзей!
Логопед : Дети, вы слышали, пожелания «Лунтика»? Вы хотите помочь ему – научится красиво разговаривать и найти новых друзей? (Ответы детей).
Логопед : Тогда предлагаю показать «Лунтику», наши знания!
Логопед : Покажем «Лунтику», как нужно выполнять гимнастику для язычка. Предлагаю, детям выполнить артикуляционные упражнения.
Основная часть:
1. Артикуляционная гимнастика «Волшебные камни».
Дети поочередно достают из сенсорных коробочек, камень с изображением символа упражнения называют его и выполняют артикуляционные упражнения.
Логопед : Какие вы молодцы, ребята, потренировали язычки, показали «Лунтику», что нужно и для язычка выполнять гимнастику.
2. Чистоговорка с «Лунтиком».
Логопед : Дети посмотрите на экран и научите «Лунтика», повторять за вами чистоговорку. (Дети выполняют). Молодцы ребята, все справились.
Логопед : Следующее задание.
3. Составление рассказа «Лунтик и его космическая еда».
Логопед : Ребята, нам нужно накормить «Лунтика» он, наверное, проголодался и составить творческий космический рассказ (по образцу). (Дети поочередно, придумывают и рассказывают творческие рассказы).
Логопед : Ребята, «Лунтик» прилетел к нам со своими космическими играми. Предлагаю детям поиграть в игры.
4. «Нейроигры для межполушарного взаимодействия». «Су-джок кольца и мячи, плакаты для развития межполушарного взаимодействия. Выполнение упражнений по образцу логопеда.
Логопед : А вот и следующее задание, ребята посмотрите на столах лежат предметы, которые нужно собрать.
5. Упражнение «Доска Сегена». Дети, собирают карточки по образцу и рассказывают, кто у них получился.
Логопед : Ребята, предлагаю по (ортопедическим) коврикам отправится, к следующему заданию. (Дети прыгают на коврик, на каждый прыжок, произносят слог и выполняют движение с речью). Доходят до контейнера, в котором лежат перья, дети, кладут на ладонь перышко и сдувают его. (Вдох- носиком, выдох через рот).
6. Дыхательная игра «Перышки». Выполнение упражнения для выработки правильной воздушной струи.
7. Дидактическая игра «Мишка собирает шишки».
Логопед : следующее задание, Мишка гулял по лесу и собирал шишки. А на шишках он нашел интересные рисунки. Дети светят фонариком на картинку шишки и видят на ней изображения (на шишке картошку, на шишке кошка и тд.)
Логопед : Ребята, ну какие же мы с вами молодцы, и с этим заданием справились. Хотите продолжить? (ответы детей). Тогда продолжим.
8. Упражнение: Найди звук (Р) в начале, в середине, в конце слова. Дети выполняют задания на листах.
Логопед : Ребята, какое сейчас время года и что происходит осенью (Ответы детей). Вот и наша Мила, вышла на прогулку, собрать букет из красивых и разноцветных листьев.
9. Дидактическая игра: «Мила собирает листья».
Логопед : Мила, гуляла по осеннему парку собирала, букет из осенних листьев. А листья, оказались волшебными. Сейчас, мы посмотрим, что же необычного в этих листьях. Ответы детей: (На листе русалка, Мила нашла на листе лося итд.
10. Дидактическая игра: «1, 2, 5. Овощи».
Логопед : Ребята, посмотрите перед вами лежат овощи, предлагаю собрать урожай в корзинку, назвать, что изображено на карточке, согласовывая существительное с числительным. Дети поочередно кладут в корзину карточки с изображением. Ответы детей: (Один огурец, два огурца, пять огурцов).
Заключительная часть:
Логопед : Ребята, как вы думаете, какое настроение у «Лунтика»? (Ответы детей). Посмотрите ребята, здесь выросло волшебное дерево! Предлагаю, выбрать картинку-эмоцию с изображением веселого или грустного «Лунтика» и приклеить его на волшебное дерево.
Логопед : Ребята, «Лунтик», мне, что то говорит на ушко! Он говорит, что вы такие молодцы! ему очень понравилось у вас на занятии, он так многому научился, но ему пора лететь домой, в космос, (предлагаю детям, посадить его, на летающую тарелку и отправить в космос). Дети прощаются, звучит музыка.
Релаксация (музыка)
Логопед : «Наша родная планета - Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, есть ли у нас соседи?
Сейчас помечтаем и мы.
Лягте удобно, посмотрите на темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там, далеко-далеко, тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.
Вы - команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох - выдох (3 раза). Крепко- крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали. Вдох - выдох. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать вдох – выдох (3 раза). Хорошо! Вдох - выдох (2 раза).
Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель - Голубая Звезда.
И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо-о-кий вдо-о-х - и выдох (2 раза) и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!
А теперь немного потянитесь, выпрямитесь и снова окажитесь в этой комнате с нами.
Логопед : Дети, я вас благодарю за то, что вы были такими смелыми, умными, добрыми, веселыми и дружными и смогли выполнить все задания. Я хочу пожелать вам дальнейших успехов, здоровья и хорошего настроения.
Приложение №1.
Методики, используемые на занятии : в ходе занятия, применялись современные, здоровьесберегающие технологии, методы и приемы на их основе, которые строились на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения в коррекции речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста. Все методы и приемы построены на интерактивности, разнообразных ощущениях, коммуникациях, согласно требованиям ФГОС ДОО.
На занятии использовались следующие, технологии, методы и приемы:
Игровые технологии (Дидактические игры и упражнения, игровое авторское оборудование)
Информационно-компьютерные технологии (использование компьютера для показа слайдов.)
Здоровьесберегающая технологии (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, су-джок кольца, мячи, сенсорные коробочки с природными наполнителями, ортопедические коврики, нейроигры, релаксация.
Интерактивная технология (Игры, игровое оборудование, конспекты, на основе интерактивной технологии)
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, игры, исследования д. р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному, методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя-логопеда;
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к заданиям (использовался весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению, методы и приемы стимулирования и мотивации;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля.
Наиболее используемые методы на протяжении всего логопедического занятия, это методы, сенсорной-интеграции, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.